Урок русского языка в 6-м классе по теме "Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на О, Е"

Разделы: Русский язык


Цели урока:

Образовательные:

  • формирование навыка правописания не с наречиями на - о, - е;
  • проверка умения применять их на практике.

Воспитательные:

  • воспитывать любовь к природе, к русскому языку,
  • вырабатывать чувство ответственности.

Развивающие:

  • развивать у учащихся творческие способности, монологическую речь, мышление, внимание, воображение, восприятие.

Оборудование:

  • картины русских художников о природе.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя. Сообщение темы и цели урока.

II. Реализация домашнего задания. Фронтальный опрос.

  1. Что обозначает наречие? На какие вопросы отвечает?
  2. Каков самый отличительный морфологический признак наречия?
  3. Что общего у наречия с другими частями речи?
  4. Каким членом предложения чаще всего бывают наречия?
  5. Какие степени сравнения есть у наречия?
  6. Как отличить сравнительную степень наречия от сравнительной степени прилагательного в предложении?
  7. Когда не с наречиями на - о и - е пишется слитно?
  8. Перечислите случаи раздельного написания не с наречиями.

III. Закрепление.

1) Объяснительный диктант с заданием обозначить орфограмму «не с наречиями на - о, - е».

Старый лес зашумел ровно, неумолчно. Деревни находилась не далеко от станции, а близко. Орел неподвижно парит в вышине. - Произведите синтаксический разбор первого предложения.

2) Индивидуальная работа.

А) Три ученика работают у доски, обозначают орфограмму «не с наречиями на - о, - е».

поступил нелепо       спросил невежливо
 прибил некрепко       говорил не быстро, а медленно
написал небрежно       прибил некрепко
         
    ответил неверно    
    выглядел отнюдь не красиво    
    объяснил непонятно    

Б) Один ученик выполняет осложненное списывание.

- вместо пропуска вставить не слитно или раздельно

Улыбался он ... лукаво, а простодушно. К природным богатствам надо относиться ... расточительно, а бережливо. Они приходили сюда ... часто, но регулярно. ... ожиданно послышался шорох

3) Остальные - выборочный диктант.

- выпишите словосочетания глагол + наречия с «не».

Солнце немилосердно припекало. Грибы нередко выбирают затененные влажные места. Рассчитать не точно, а приблизительно. Задания выполнил небрежно.

Физ. минутка.

IV. Лексические упражнения

- что такое синонимы, для чего они используются в речи?

Игра «Кто быстрее?»

1) Записать наречия с синонимами.

- для чего употребляются синонимы?

Далеко (неблизко), тяжело (нелегко), много раз (неоднократно), срочно (немедленно), свободно (непринужденно), спокойно (невозмутимо), легкомысленно (несерьезно).

2) Фразеологизмы.

Замените фразеологизмы наречиями. Как с луны свалился, как снег на голову (неожиданно, внезапно). Жить душа в душу (дружно). Комар носа не подточит (безукоризненно). Как по маслу (хорошо, неплохо). Как с гуся вода (все нипочем).

V. Графический диктант.

Учитель объясняет задание, раздает листочки, затем читает предложения; учащиеся ставят знак + (слитно), - (раздельно).

  1. Пришлось неожиданно познакомиться.
  2. Знакомство его далеко не приятно.
  3. Новые знакомства в лесу происходят не редко, а часто.
  4. Калитку, отворив чуть-чуть, выходит девушка несмело.
  5. Бесшумно, торжественно и неторопливо текут воды реки.
  6. Незаметно зажглась алая полоска зари.
  7. Идти было ничуть не страшно.
  8. Поступить нелепо.
  9. Высказаться негодующе.
  10. Взлететь совсем не высоко.

VI. Работа по учебнику (упражнение 195)

VII. Пять человек читают на доске стихотворение

Природа неслышно уходит от нас,
Уходит, как девочка с праздника взрослых.
Уходит. Никто ей вдогонку не послан,
Стыдливо и молча уходит от нас.
В. Шефнер.

Задание: перечитать строки стихотворения В. Шефнера, написать мини-сочинение о бережном отношении к природе, употребив наречия на - о, -е с не.

VIII. Итог урока.