Урок литературы (внеклассное чтение) в 7-м классе по теме "Волга в изображении русских поэтов"

Разделы: Литература


Цели урока:

  • Учебные:
    • продолжить  знакомство с творчеством Н.А.Некрасова
    • познакомить учащихся с именами саратовских поэтов
    • сравнить образ Волги в стихотворении Н.А.Некрасова «На Волге» и стихах саратовских поэтов
  • Воспитательная: воспитание патриотизма, любви к родному  краю, любви к Родине
  • Познавательная: знакомство с картинами русских художников

Оборудование: портреты Н.А.Некрасова,  Н.Е. Палькина, Николая Федорова, картина И.Репина «Бурлаки на Волге», пейзажи  И.Левитана и саратовских художников

ХОД УРОКА

Эпиграф к уроку (записан на доске):

«Вода – зеркало красоты, вечно созидающейся в нашей неистощимой, неисчерпаемой Вселенной. И слава той стране, которая нашла для своего лика могучую реку. Нет Египта без Нила, нет Индии без Ганга, есть в ряду величайших прекраснейших стран Россия, потому что у нее есть Волга». (Константин Бальмонт)

1. Вступление

Учитель. Тема Волги в русской поэзии уже давно заняла особое место. Связи Волги с русским народом, его историей и культурой отражены в творчестве многих писателей и поэтов. Не могли обойти эту тему и наши земляки – саратовские поэты: Николай Палькин, Николай Федоров, Василий Шабанов, Владимир Бойко и многие другие.

2. Проверка домашнего задания

Перечитать стихотворение Некрасова «На Волге», ответить на вопросы, подобрать цитаты.
– Каково восприятие Волги лирическим героем Н.А.Некрасова? Что стоит за этим противоречивым восприятием Волги?
– Зачитайте цитаты и прокомментируйте их.
«О Волга!…колыбель моя! //Любил ли кто тебя, как я?»;
– Как вы думаете: почему  в стихотворении Н.А.Некрасова трижды повторяется эпитет «родной»?
– Подберите однокоренные слова, запишите их. (Родители, родина, род, родство)
– Какое общее значение у этих слов? Как соотнести это значение с образом Волги?
– Запишите вывод, который вы сделали:

Эпитет «родной»является ключевым словом, подчеркивающим отношение лирического героя к Волге. Для него Волга – колыбель, Родина.

– В какой момент Волга для лирического героя стала «рекою рабства и тоски»?

«И в первый раз ее назвал// рекою рабства и тоски!..»

Учитель: Ребята, посмотрите на картину Репина «Бурлаки на Волге».
– Каково ваше впечатление? Какие чувства она вызывает?
– Как вам, ребята жаль бурлаков, так же тяжело было лирическому герою стихотворения видеть страдания людей на родной Волге.
– Можно ли сейчас увидеть такую картину на нашей Волге?

Учитель: Да, ребята, к счастью, бурлаков можно увидеть только на картинах. Волга – живой свидетель истории. Ее воды видели набеги хазарских ханов, восстание Стеньки Разина, слышали стоны бурлаков, изнемогающих от нечеловеческих усилий . Время идет, уходят в прошлое события, люди, остаются только вечные ценности. Каждая эпоха пишет свою историю, но Волга остается неизменной.  Великая река  и сегодня продолжает оставаться источником вдохновения для  русских поэтов, которые в своем творчестве продолжают традиции  Н. А. Некрасова. В их числе и наши земляки, саратовские поэты: Николай Палькин, Владимир Бойко, Владимир Гришин и многие другие.
Вот как  увидел историю Волги наш земляк – поэт Николай Федоров.

Ученик выразительно читает стихотворение «Ночь» Николая Федорова, саратовского поэта (1923-2007).

Ночь над Волгой тучами космата,
В памяти преданья ворошит.
Ночью от Чардыма до Ахмата
По-хазарски шепчут камыши.

А вокруг через седую древность
Повесть новых, молодых годов
Написала наша современность
Огоньками сел и городов.

И, как дней грядущего примета,
Предпоследним рейсом в октябре
Темной гладью белая «Ракета»
Устремилась к утренней заре.

Учитель: Дома вы прочитали  поэму  другого саратовского поэта Николая Егоровича Палькина «У истока», подобрали цитаты, характеризующие отношение лирического героя к Волге. Как он ее называет? Зачитайте. Прокомментируйте выписанные цитаты.
«Голубое чудо», «великая русская река», «моему саратовскому краю Волга словно песня соловью», « в немом благоговенье я пришел к святым местам», «дорогая Волга, дай мне беспокойства и любви, вдохнови на новый путь поэта и в далекий путь благослови», «родная река».
– Сравните восприятие Волги лирическими  героями Некрасова и Палькина, которых разделяют столетия. Что общего  в их взглядах, и в чем различие?
– Запишите вывод в тетради:

Для  Алексея Николаевича Некрасова и Николая Егоровича Палькина Волга – колыбель, родная река, источник силы, вдохновения, непреходящая ценность, символ Родины, святыня России.

3. Работа по теме

Учитель: Давайте познакомимся  еще с одним  стихотворением Николая Палькина «Спасибо, Волга».  Что  нового вносит лирический герой  этого стихотворения в восприятие образа Волги? Обратите внимание на название и художественные средства выразительности.

(Читает подготовленный ученик)

Когда с дороги я над тобой
Склонялся тихо и устало,
Волной прохладной ты, как рукой,
Усталость с плеч моих снимала.
Где-то там вдали
Края другие и другие реки.
Ты моя судьба,
Родная Волга, я с тобой навеки.
И в дни разлуки порой крутой
Мне снился твой зеленый берег,
Звучал мне голос раздольный твой,
И я в себя и в счастье верил.
Друзей на Волге моих не счесть.
Меня тут ждут, меня тут любят.
Спасибо, Волга, что ты есть,
За все , что есть, за все, что будет.
Где-то там вдали
Края другие и другие реки.
Ты моя судьба,
Родная Волга, я с тобой навеки.

– Какие средства выразительности использует автор?

Эпитеты: волна прохладная, родная Волга, дни крутой разлуки, раздольный голос.

Олицетворение: звучал мне голос раздольный твой, усталость с плеч моих снимала. Спасибо, Волга, что ты есть.

Рефрен:

Где-то там вдали
Края другие и другие реки.
Ты моя судьба,
Родная Волга, я с тобой навеки.

Вывод: В этом стихотворении Волга для лирического героя – образ простой и понятный. Это что-то родное,  близкое, дорогое, любимое. Это и родной дом, где тебя ждут и любят, это и родная мать, снимающая усталость, и верные друзья,  и сама судьба.

Учитель: Давайте еще раз обратимся к эпиграфу. Прочитаем его. Какая главная мысль звучит в нем? Когда «есть Россия?»

– Россия есть, когда у нее есть Волга.
– А что для каждого из вас есть Россия и Волга? Продолжите ряд одним словом.
– Россия – это … (родина, мать, матушка, отечество, родная земля, любимый край, родной город, Волга)
– Волга – это (мать, матушка, отечество, родная земля, любимый край, родной город, родина).

Вывод: Россия и Волга неразделимы, немыслимы одна без другой. Волга навечно останется символом России, символом Родины.

Звучит стихотворение Евгения Евтушенко.

Мы русские. Мы дети Волги.
для нас значения полны
Ее медлительные волны,
Тяжелые, как валуны.
Любовь России к ней нетленна.
К ней тянутся душою всей
Кубань и Днепр, Нева и Лена
И Ангара, и Енисей.
Люблю ее всю в нитках света,
Всю в окаймленье ивняка…
Но Волга для России это
Гораздо больше, чем река.
И жить мне молодо и звонко,
И вечно мне шуметь и цвесть,
Покуда ты, Россия, есть.

4. Итог урока

5. Домашнее задание

Выучить наизусть стихотворение о Волге одного из саратовских поэтов, письменно ответить  на вопрос: « Чем для вас является Волга?»

Приложение