Ведение домашнего эксперимента в процессе обучения химии семиклассников

Разделы: Химия


Представить себе химию без опытов невозможно. Как говорил Майкл Фарадей: «Ни одна наука не нуждается в эксперименте в такой степени, как химия». Поэтому изучить эту науку, понять её законы и, конечно полюбить её можно только через эксперимент. Экспериментирование – естественная потребность ребёнка, начавшего изучать химию. Но, к сожалению, количество часов химии в 7 классе очень незначительное (1 час в неделю), а желание проводить опыты у учащихся большое. Один из способов решения этой проблемы – правильная организация домашнего эксперимента. Домашний эксперимент – это особый вид самостоятельной работы учащихся, который организует и контролирует учитель с целью развития интереса к предмету и формирования самостоятельности в познании. При выполнении домашнего эксперимента учащиеся формируют и закрепляют различные экспериментальные умения:

  • организационные (планирование эксперимента, подбор реактивов и оборудования, подготовка формы отчёта, рациональное использование средств, методов и приёмов);
  • технические (обращение с реактивами и оборудованием, сборка приборов, выполнение химических операций, соблюдение правил техники безопасности);
  • интеллектуальные (уточнение цели эксперимента, выдвижение гипотез, использование имеющихся знаний для описания наблюдаемых явлений, анализ результатов эксперимента, установление причинно-следственных связей, обобщение и выводы).

Основное преимущество домашнего эксперимента перед другими видами экспериментальной работы в классе состоит в том, что при его выполнении учащиеся не ограничены жёсткими временными рамками и могут выполнять эксперимент и не спешить при этом. Роль учителя при организации домашнего эксперимента заключается в том, что он готовит инструкции и проверяет выполнение домашних опытов. Введение домашнего эксперимента в процесс обучения химии, несомненно, будет способствовать формированию экспериментальных умений, развитию творческого химического мышления, расширению кругозора учащихся, поддержанию интереса к изучаемому предмету, его практической направленности. Критериями для проведения таких опытов является их безопасность и доступность оборудования, реактивов.
Примеры домашних экспериментов, которые я использую в своей практике:

1. Хроматография на бумаге (тема «Чистые вещества и смеси»)

Разделите методом хроматографии на бумаге следующие смеси:

А) спиртовой раствор «зелёнки»,
Б) водный раствор чёрной туши для чертёжных работ.

Цель эксперимента: освоить метод бумажной хроматографии, научиться определять разницу между чистыми веществами и смесями.

Оборудование: химический стакан, полоска фильтровальной или промокательной бумаги, спиртовой раствор «зелёнки», водный раствор туши для чертёжных работ.

Методика проведения эксперимента:

Полоску из фильтровальной бумаги необходимо подвесить над сосудом с раствором «зелёнки» и чёрной туши так, чтобы бумага только касалась раствора. Граница подъёма «зелёнки» и красящего вещества будут отставать от границы подъёма спирта и воды соответственно. Таким образом, происходит разделение двух веществ в составе однородных смесей: а) спирта и бриллиантового зелёного, б) воды и красящего вещества.

Результаты работы и выводы:

Составьте отчёт о проделанной работе, приклейте полученные хроматограммы и попробуйте проанализировать результат.

2. Разделение смесей (тема «Чистые вещества и смеси»).

Приготовьте смесь поваренной соли, земли и стружек, образующихся после заточки карандаша.

Цель эксперимента: научиться разделять неоднородные смеси.

Оборудование: поваренная соль, земля, стружки после заточки карандаша, стакан, вода, фильтр, ложка, сковорода.

Методика проведения эксперимента:

Приготовьте смесь, перемешав по одной чайной ложке поваренной соли, земли и карандашных стружек. Растворите полученную смесь в стакане воды, всплывшие стружки удалите шумовкой и положите для сушки на лист бумаги. Изготовьте фильтр из бинта или марли, сложив 3-4 слоя, и не туго натяните его на другой стакан. Профильтруйте смесь. Фильтр с оставшейся землёй высушите, затем счистите её с фильтра. Отфильтрованную жидкость (фильтрат) перелейте из стакана в эмалированную миску или сковороду и выпарьте. Выделившиеся кристаллики соли соберите. Сравните количества веществ до и после проделанных операций.

Результаты эксперимента и выводы: Зарисуйте ход эксперимента. Дайте понятие неоднородным смесям. Сделайте вывод о полноте выделения веществ. На каких свойствах веществ основаны данные способы разделения смесей.

3. Диффузия (тема «Строение вещества»).

Цель эксперимента: изучить на практике процесс диффузии.

Оборудование: желатин пищевой, марганцовка, медный купорос, вода, кастрюля, ложечка из нержавеющей стали для перемешивания, электрическая или газовая плитка, пинцет, два прозрачных пузырька.

Методика проведения эксперимента:

Чайную ложечку желатина опустите в стакан с холодной водой и оставьте на час-другой, чтобы порошок успел набухнуть. Перелейте смесь в маленькую кастрюльку. Нагревайте смесь на слабом огне; следите, чтобы она ни в коем случае не закипела! Размешивайте содержимое кастрюльки до тех пор, пока желатин полностью не растворится. Горячий раствор перелейте в два пузырька. Когда он остынет, в середину одного из пузырьков быстрым и осторожным движением введите пинцет, в котором зажат кристаллик марганцовки. Слегка разожмите пинцет и быстро выньте его. В другой пузырёк внесите кристаллик медного купороса. Желатин замедляет процесс диффузии, и несколько часов подряд вы сможете наблюдать очень интересную картину: вокруг кристалликов будет расти окрашенный шар.

Результаты эксперимента и выводы: Проведите на практике предложенный эксперимент и дайте объяснение процессу диффузии.

4. Взаимодействие между веществами (тема «Признаки химических реакций»)

Проведите следующие опыты и охарактеризуйте явления, которые при этом происходят.

А) Поместите в стакан немного (1/3 чайной ложки) питьевой соды и прилейте к ней несколько капель уксуса (для этого можно использовать пипетку или стеклянную трубочку),
Б) Поместите в стакан такое же количество поваренной соли и прилейте к ней несколько капель уксуса.

Цель эксперимента: научиться распознавать физические и химические явления, фиксировать признаки химических реакций, закрепить практические умения при работе с веществами и химическим оборудованием.

Оборудование: два химических стакана, пипетка, питьевая сода, поваренная соль, уксус.

Методика проведения эксперимента: проведите опыты в соответствии с заданием.

Результаты работы и выводы:

Составьте отчёт о проделанной работе, сформулируйте признаки проведённых реакций, составьте фотоотчёт о работе.

5 Выращивание кристаллов (тема «Растворы»)

Вырастить кристалл или кристаллы из насыщенного раствора поваренной соли, медного купороса или алюмокалиевых квасцов.

Цель эксперимента: научиться приготавливать насыщенный раствор поваренной соли или других веществ, выращивать кристаллы различных размеров, закрепить умения и навыки при работе с веществами и химическим оборудованием.

Оборудование: стакан и литровая банка для приготовления раствора, деревянная ложка или палочка для перемешивания, соль для эксперимента – поваренная соль, медный купорос или квасцы, горячая вода, затравка – кристаллик соли, подвешенный на нитке, воронка и фильтровальная бумага.

Методика проведения эксперимента:

Приготовьте насыщенный раствор соли. Для этого сначала налейте в банку горячей воды до половины её объёма, затем порциями добавляйте соответствующую соль, постоянно перемешивая. Добавляйте соли до тех пор, пока она не перестанет растворяться. Отфильтруйте полученный раствор в стакан через воронку с фильтровальной бумагой или ватой и оставьте раствор остывать на 2-3 часа. Внесите в остывший раствор затравку – кристаллик соли, подвешенный на нити, осторожно накройте раствор крышкой и оставьте на продолжительное время (2-3 дня и более).

Результаты работы и выводы:

Изучите свой кристалл и ответьте на вопросы:

  • Сколько дней вы выращивали кристалл?
  • Какова его форма?
  • Какого цвета кристалл?
  • Прозрачный он или нет?
  • Каковы размеры кристалла: высота, ширина, толщина?
  • Какова масса кристалла?

Зарисуйте или сфотографируйте свой кристалл.

6. Имеет ли значение, как охлаждать? (тема «Растворы»).

В ходе эксперимента определить различие в форме кристаллов, выпавших при медленном и быстром охлаждении.

Цель эксперимента: необходимо проделать предложенный опыт и объяснить его результат.

Оборудование: 2 стакана, фарфоровая кружка, раствор медного купороса.

Методика проведения эксперимента:

В фарфоровом или стеклянном сосуде надо растворить в горячей воде медный купорос до густо-синего цвета раствора. Половину раствора отлить в другой сосуд и быстро охладить под водопроводным краном. Другую половину оставить до следующего дня. Одинаковый ли будет результат?

Результаты эксперимента и выводы: Зафиксируйте результаты своего эксперимента и сделайте выводы.

(При быстром охлаждении получаются мелкие кристаллы медного купороса. При медленном охлаждении кристаллы будут более крупные).

7. Получение дистиллированной воды. (тема «Способы разделения гомогенных смесей»)

Получить в домашних условиях 50 мл дистиллированной воды.

Цель эксперимента: научиться разделять однородные смеси методом дистилляции.

Оборудование: эмалированный чайник, две стеклянные банки.

Методика проведения эксперимента:

Налейте в эмалированный чайник на 1/3 объёма воды и поставьте на газовую плиту так, чтобы носик чайника выступал за край плиты. Когда вода закипит, нацепите на носик чайника стеклянную банку-холодильник, под которую приспособьте вторую банку для сбора конденсата. Для того чтобы банка-холодильник не перегревалась, на неё можно класть смоченную холодной водой салфетку.

Результаты работы и выводы:

Ответьте на поставленные вопросы:

  • Что представляет собой водопроводная вода?
  • Какими способами разделяют однородные смеси?
  • Что представляет собой дистиллированная вода? Где и в каких целях она используется?

Зарисуйте проделанный вами опыт.

8. «Химическая грелка» (тема «Признаки химических реакций»)

Провести на практике химическую реакцию, идущую с выделением теплоты.

Цель эксперимента: ознакомиться с признаками химических реакций.

Оборудование: алюминиевая проволока, медный купорос, поваренная соль, опилки, вода, стеклянная баночка.

Методика проведения эксперимента:

Возьмите небольшую стеклянную баночку и вложите в неё согнутую в спираль алюминиевую проволоку. Проволока должна прилегать к стенкам, а согнуть её нужно затем, чтобы побольше алюминия вошло в стеклянную банку. Приготовьте смесь, которая будет вступать с алюминием в реакцию: три чайные ложки медного купороса хорошо смешайте с двумя чайными ложками поваренной соли. Разотрите всё это ложкой. К смеси соли и купороса добавьте пять столовых ложек древесных опилок. Размешайте вещества как следует и, наполните смесью банку с алюминиевой проволокой, но не до самого верха, а на 1-2 см ниже, потому что нам надо налить в банку воду – без неё грелка работать не начнёт. Теперь главная операция: вливаем в банку 1/4 стакана воды (если этого окажется слишком много и часть воды не впитается опилками, то лишнюю воду сразу слейте). Подождите немного, и грелка начнёт излучать тепло. Очень скоро температура достигнет 50оС, и ещё около 2 часов после этого химическая грелка будет тёплой. Грелка нагревается, потому что в стеклянной банке со смесью идут химические реакции, сопровождающиеся выделением теплоты.

Результаты эксперимента и выводы: Изготовьте «химическую грелку». Где можно найти применение выделяющейся в ходе реакции теплоте.

9. Приготовление лимонада (тема «Признаки химических реакций»)

Для проведения праздничного мероприятия нам необходим лимонад, приготовьте его в домашних условиях.

Цель эксперимента: научиться применять на практике знания, полученные на уроках химии.

Оборудование: вода, варенье, лимонная кислота, питьевая сода, стакан, чайная ложечка.

Методика проведения эксперимента:

Налейте в стакан охлаждённую кипячёную воду, положите чайную ложечку варенья, 1/3 чайной ложки лимонной кислоты и хорошо перемешайте. Добавьте 1/3 чайной ложки питьевой соды, энергично размешайте и выпейте приготовленный лимонад.

Результаты работы и выводы:

Объясните, какие явления (физические или химические) произошли в ходе вашего эксперимента, Укажите признаки химических реакций. Угостите друзей и одноклассников полученным лимонадом.

10. Наблюдения за горящей свечой (тема «Наблюдение и эксперимент»).

Вам предстоит написать небольшое сочинение-миниатюру про горящую свечу.

Цель эксперимента: научиться наблюдать за горящей свечой и описывать свои наблюдения.

Оборудование: металлическая подставка, свеча, спички.

Методика проведения эксперимента:

Опишите внешний вид свечи, вещество из которого она изготовлена (цвет, запах, ощущение на ощупь, твёрдость), фитиль. Зажгите свечу. Что происходит с материалом свечи при горении фитиля. Как выглядит фитиль в процессе горения? Нагревается ли свеча, слышен ли звук при горении, выделяется ли тепло? Что происходит с пламенем, если появляется движение воздуха? Как быстро сгорает свеча? Изменяется ли длина фитиля в процессе горения? Что представляет собой жидкость у основания фитиля? Что с ней происходит, когда она поглощается материалом фитиля, и что с ней происходит, когда её капли стекают вниз по свече?

Результаты работы и выводы: Напишите отчёт по работе в виде сочинения-миниатюры про горящую свечу, придерживаясь ответов на поставленные вопросы.

11. Горение парафиновой свечи (тема «Физические и химические явления»).

Исследуйте явления, происходящие при горении парафиновой свечи.

Цель эксперимента: научиться проводить на практике явления физические и химические, распознавать их, закрепить умения и навыки при работе с веществами и химическим оборудованием.

Оборудование: парафиновая свеча, пинцет, металлическая крышка, спички.

Методика проведения эксперимента:

Возьмите парафиновую свечу, очистите 2-3 см фитиля от парафина, закрепите его в пинцете, и затем подожгите фитиль. Счищенный с фитиля парафин поместите в металлическую крышку и подожгите. И, наконец, подожгите саму свечу. Сравните наблюдаемые явления.

Результаты работы и выводы:

Составьте отчёт о работе, сравните наблюдаемые явления, сделайте рисунки или фотографии проведённых опытов.

12. Ныряющее яйцо (тема «Занимательные опыты»).

Проведите данный эксперимент в домашних условиях и объясните его.

Цель эксперимента: научиться показывать занимательные опыты по химии.

Оборудование: яйцо, стакан, слабый раствор соляной кислоты.

Методика проведения эксперимента:

В слабый раствор соляной кислоты опускают яйцо. Так как яйцо по удельному весу несколько тяжелее раствора соляной кислоты, то оно опускается на дно. Однако на поверхности яйца в растворе начинается процесс между веществом скорлупы – карбонатом кальция и соляной кислотой. В ходе данного взаимодействия получается углекислый газ, пузырьки которого пристают к скорлупе и поднимают яйцо вверх. На поверхности пузырьки срываются и уходят в воду, а яйцо снова погружается на дно, а потом опять поднимается. Так яйцо ныряет, пока не растворится скорлупа.

Результаты эксперимента и выводы: Объясните данное явление с позиции химии, запишите уравнения происходящих реакций.

13. Чернила для тайнописи (тема «Занимательные опыты»).

Приготовить занимательный опыт для химического вечера.

Цель эксперимента: продолжить познание увлекательной науки химии.

Оборудование: бумага, лимонный сок, чашка, перо, утюг.

Методика проведения эксперимента:

Выдавите в чашку несколько капель лимонного сока и напишите им на бумаге письмо. После высыхания надпись становится незаметной. Проявить её можно, прогладив листок горячим утюгом.

Результаты эксперимента и выводы: Для каких целей можно использовать данный опыт?

14. Изготовление леденцов (тема «Занимательные опыты»)

Для проведения праздничного мероприятия нам необходимы леденцы, получите их в домашних условиях.

Цель эксперимента: научиться применять на практике знания, полученные на уроках химии.

Оборудование: сахарный песок, вода, фруктовые эссенции, молоко, фарфоровая чашка, ложечка, кастрюля для песчаной бани.

Методика проведения эксперимента:

Смочите сахарный песок небольшим количеством воды и нагрейте в чистой фарфоровой чашечке на песчаной бане, помешивая ложечкой. Как только сахар расплавится, вылейте его отдельными каплями на металлический противень. Остывшие капли легко отделяются и, если предварительно добавить в сахар каплю мятного масла или фруктовой эссенции, то получатся настоящие леденцы.
Если вместо воды в данном эксперименте использовать молоко, то получатся сливочные карамельки.

Результаты работы и выводы:

Объясните, какие явления (физические или химические) произошли с сахарным песком во время вашего эксперимента. Угостите друзей и одноклассников полученными леденцами.

15. «Съедобная свеча» (тема «Занимательные опыты»).

Приготовить занимательный опыт для химического вечера.

Цель эксперимента: продолжить познание увлекательной науки химии.

Оборудование: клубень картофеля, нож, арахисовый орех, спички.

Методика проведения эксперимента:

Из крупного клубня картофеля вырежьте цилиндр, соответствующий размеру кусочка парафиновой свечи. Вместо фитиля вставьте небольшой кусочек арахисового ореха. Подожгите «арахисовый фитилёк». Сделанная свеча горит, как настоящая, и имеет одно преимущество: её можно съесть, удивив при этом окружающих.

Результаты эксперимента и выводы: Для каких целей можно использовать данный опыт?

16. Несгораемая нить (тема «Занимательные опыты»).

Приготовить занимательный опыт для химического вечера.

Цель эксперимента: продолжить познание увлекательной науки химии.

Оборудование: хлопчатобумажная нить длиной 20-50 см, насыщенный раствор поваренной соли, кольцо, спички.

Методика проведения эксперимента:

Хлопчатобумажную нить несколько раз смачивают в насыщенном растворе поваренной соли и каждый раз высушивают. Приготовленную нить протягивают через кольцо и привязывают обоими концами к двум стойкам так, чтобы кольцо повисло на натянутой нити примерно посередине. Затем нить поджигают с одного конца. Огонёк «пробегает» к другому концу нити, но кольцо продолжает висеть и не падает.

Результаты эксперимента и выводы: Для каких целей можно использовать данный опыт?

Используя такой подход в обучении химии семиклассников, мне удалось заинтересовать учащихся, в результате были выполнены две учебно-исследовательские работы, которые будут представлены на фестивале исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио».

Литература:

  1. А.А. Журин «Лабораторные опыты и практические работы по химии» Москва «Аквариум» 1997.
  2. И. Леенсон «Занимательная химия» Москва «Росмэн» 1999.
  3. О.С. Габриелян, Л. П. Ватлина «Химический эксперимент в школе» Москва «Дрофа» 2005.
  4. В.Н. Алексинский «Занимательные опыты по химии» Москва «Просвещение» 1980.
  5. Ю.Г. Орлик «Химический калейдоскоп» Минск «Народная АСВЕТА» 1988.
  6. В.В. Девяткин, Ю.М. Ляхова «Химия для любознательных, или о чём не узнаешь на уроке» Ярославль «Академия холдинг» 2000.
  7. Б.А. Стёпин, Л.Ю. Аликберова «Занимательные задания и эффектные опыты по химии» Москва «Дрофа» 2002.
  8. Л.А. Савина «Я познаю мир» энциклопедия по химии Москва «Астрель» 2005.
  9. В.Н. Крицман, В.В. Станцо «Энциклопедический словарь юного химика» Москва «Педагогика» 1982.
  10. Г.И. Штемплер «Химия на досуге» Москва «Просвещение» 1998.
  11. Д.И. Исаев «Об использовании домашнего эксперимента» журнал «Химия в школе» №9 2009.