Конспект уроков в 8-м классе по курсу "Искусство"

Разделы: Музыка


Тема: “Искусства различны, а темы едины” приложение (слайд 1 (см. приложение 1))

Цель: формирование знаний о различных видах искусства и их взаимосвязи.

1. Повторение по курсу “музыка”

А) Кто больше назовет: (слайд 2)

  • композиторов
  • исполнителей
  • музыкальных жанров
  • музыкальных инструментов

Б) назовите композитора, чья музыка приносит людям подпору и утешение (П. Чайковский)

В) назовите немецкого композитора органиста (И. Бах)

Г) композитора, чья музыка несет пример мужественности (л. Бетховен)

Д) композитора, которого еще при жизни называли чудо ребенком (В. Моцарт)

2. Ведение в тему

- перечислите виды искусства

3. Беседа. Музыка сильнее других искусств воздействует на эмоциональную сферу человека, пробуждает воображение, образное мышление. А именно не развитость этой сферы делает человека ограниченным, неспособным к творческому восприятию учебной информации и полноценному общению.

Искусство открывает мир не всегда видимый взгляду, не всегда выражаемый в простых словах и понятиях.

В древние времена деятельность человека не подразделялась на виды искусства – музыка была неразрывно слита со стихом, песня – с танцем, пантомимой и даже с рисунком. Да, именно, с рисунком, потому что, до того как научились писать, люди изображали предметы, себя, животных, явления природы через рисунок.

Вот такой пример:

Скифы прислали царю Дарию письмо с изображением птицы, мыши, лягушки, пяти стрел. Что бы это значило?

После предполагаемых ответов учащихся зачитать само послание:

“Если персы не умеют летать, как птицы, прятаться в земле, как мыши, перепрыгивать через болото, как лягушки, то скифы перебьют их своими стрелами”

Истинным мудрецом в то время считался тот, кто обладал богатым воображением, способным разобраться в хитросплетении символов.

В наше время чтобы понять произведение искусства тоже надо иметь и мудрость и воображение.

4. Задание “Проверь себя”.

-посмотреть на репродукции и выбрать подходящую к стихотворению Николая Рубцова “Тихая моя родина” (слайд 3)

Тихая моя родина!
Ивы, река, соловьи…
Мать моя здесь похоронена
В детские годы мои.

- Где же погост? Вы не видели?
Сам я найти не могу.-
Тихо ответили жители:
- Это на том берегу.
Тина теперь и болотина
Там, где купаться любил…
Тихая моя родина
Я ничего не забыл.

Новый забор перед школою,
Тот же зеленый простор.
Словно ворона веселая,
Сяду опять на забор!

Тихо ответили жители,
Тихо проехал обоз.
Купол церковный обители
Яркой травою зарос.

Там, где я плавал за рыбами,
Сено гребут в сеновал:
Между речными изгибами
Вырыли люди канал.
Школа моя деревянная!..
Время придет уезжать –
Речка за мною туманная
Будет бежать и бежать.

С каждой избою и тучею,
С громом, готовым упасть,
Чувствую самую жгучую,
Самую смертную связь.

5. Найти связь между примерами трех видов искусств: (слайд 4)

Стихотворение Н. Рубцова “Левитан”

Картина И. Левитана “Вечерний звон”

Песня “Вечерний звон” (грамзапись)

Левитан

(по мотивам картины “Вечерний звон”)

В глаза бревенчатым лачугам глядит алеющая мгла.
Над колокольчиковым лугом собор звонит в колокола!

Звон заокольный и окольный, у окна, около колонн,-
Я слышу звон и колокольный и колокольчиковый звон.

И колокольцем каждым в душу до новых радостей и сил
Твои луга звонят не глуше колоколов твоей Руси…

6. Найти одно общее слово, которое объединяет произведений искусства музыки и живопись.

Перед вами художественный ряд картины:

И. Левитан “Осенний день. Сокольники”

И. Бродский “Опавшие листья”

(слайд 5)

Нотные примеры (исполнение на фо-но) П. Чайковский “Октябрь. Осенняя песня”

Р. Шуман “Первая утрата”

Итог: Изучая произведения различных видов искусства, написанных на одну тему, мы учимся глубже понимать их смысл, искать ряд схожих образов и настроений. Таким образом мы с вами убедились, что искусства различны, а темы едины. И вы еще раз убедились, что (слайд 6)

Никакая другая наука не дается таким трудом, как наука творчества.

  • Урок № 2 в 8 классе по курсу “Искусство”

Тема: “Жанры в искусстве”

Цель: закрепление понятий о жанрах искусства.

1. Повторение

-назовите тему прошлого урока

- анализ выполненных заданий (задания на прошлом уроке учащиеся выполняют в тетради)

- С каким стихотворением мы сравнивали эти репродукции приложение 2(слайд 1)

Эти картины советского живописца Виктора Попкова

Живопись В. Попкова конца 60—70-х годов стала очень близка литературному творчеству Н. Рубцова и писателей, которых в свое время называли “деревенщиками”

Но их особенность “не в деревенской тематике, а скорее в сопричастности судьбам обычных людей и в горькой любви к уходящим ценностям и формам русской жизни”

- какие три произведения разных искусств мы объединили с этой картиной?

(слайд 2)

Вечерний звон, вечерний звон!
Как много дум наводит он
О юных днях в краю родном,
Где я любил, где отчий дом,
И как я, с ним на век простясь
Там слушал звон в последний раз.

Эти слова песни на стихи поэта Козлова. Эта песня получила такую популярность, что ее стали называть народной. Просто слова и музыку объединяет поэтический образ. Облик деревянной России с ее церквями, колокольным звоном дорог и близок русской душе.

Вечерний звон был частью родного края. В нем слиты воедино облик родины и звон сельского колокола, которые раскрывают душу старой России с ее любовью к Богу, давшую миру такую богатую культуру колокольного звона.

- какое общее слово вы выбрали к картинам И. Левитана и Р. Бродского и музыкальным примерам.

(слайд 3)

Задание: - найти два сходства между этими картинами, характеризующее осеннее состояние. (1 -пасмурный день, 2 -увядающие листья)

- а теперь два различия

( 1- образ человека, женщины, идущей по парку, 2 – в первой городской, а во второй деревенский пейзаж)

Улетели листья с тополей,

Совершилась в мире неизбежность.

Не жалей ты листья, не жалей,

А жалей любовь мою и нежность. (слайд 4)

Так 100 лет назад написал об осени Николай Рубцов.

2. Тема урока (слайд 5)

- Что такое жанр?

з/т Жанр – в переводе с французского означает род, вид.

Художественно – творческая деятельность человека развертывается в многообразных формах, которые организованы в определенную систему трех групп видов искусств

(слайд 6)

  1. пространственные – такие, которые развертывают свои образы в пространстве
  2. (изобразительное искусство)

  3. временные – где образы строятся во времени, а не в реальном пространстве
  4. (словесные, музыкальные)

  5. пространственно – временные – такие образы, которые обладают одновременно

протяжностью и длительностью, телесностью

и динамизмом

(танец, актерское искусство, эстрадно – цирковое)

И так по - порядку:

Задание 1: (слайд 7)

- перечислить жанры ИЗО, выставленные на слайде.

(портрет, пейзаж, интерьер, натюрморт)

Задание 2: (слайд 8)

-найти в картине фрагменты портрета, пейзажа, интерьера

Давайте посмотрим на следующем слайде, как бы это выглядело

(слайд 9)

Эта картина Ван Эйка (14 век) “Мадонна канцлера Ролена”

з/т Запишите жанры ИЗО в тетрадь (слайд 10)

Задание 3:

Самостоятельно запишите в два столбика жанры литературы и жанры музыки

(слайд 11)

Итог урока: (слайд 12)

Вдумайтесь:

  • высшая цель науки – дать людям знания
  • высшая цель техники – опираясь на знания, добытые наукой, удовлетворять материальные и духовные потребности и интересы людей
  • высшая цель искусства – всестороннее развитие личности, затрагивая эмоциональный потенциал человека.

Союз науки, искусства и техники нерасторжим. Это значит, что совершенно необходимо рассматривать любое произведение искусства с трех позиций:

  • красоты смысла технологии.

Только тогда сможет раскрыться самоценность данного конкретного произведения искусства.

Каждый из видов искусства моделирует тот или иной аспект человеческой жизни.