Урок по литературному чтению: "Творчество К.И. Чуковского" (2-й класс)

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели урока:

  • Обучающие: знакомить с творчеством К. И. Чуковского; формировать правильное, осознанное и выразительное чтение; формировать умение понимать прочитанное; учить работать с выставкой книг; учить анализу литературного произведения; формировать умение определять жанр и тему произведения.
  • Развивающие: формировать и развивать устную речь; формировать и развивать память, воображение, мышление, умение думать, анализировать, обобщать.
  • Воспитывающие: воспитывать интерес к чтению; воспитывать нравственные качества; воспитывать умения общаться и слушать.

Задачи урока: формирование техники чтения и приёмов понимания прочитанного; развитие интереса к самому процессу чтения; введение учащихся через литературу в мир человеческих отношений, нравственных ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением; развитие устной речи; развитие творческих способностей учащихся.

Оборудование: презентация к уроку (Приложение 1); выставка книг К. И. Чуковского; выставка рисунков учащихся; аудиозапись сказки К. И. Чуковского «Бармалей»; индивидуальные кроссворды-тесты для каждого ученика; книга «Родная речь. 2 класс» II часть. Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова. – М.: Просвещение, 2008.

Ход урока

I. Организационный момент

Любишь ли ты сказки?
Так слушай и молчи.
Добрая сказка,
Тёплая,
Только, что из печи.
Добрую сказку
Помню с детства.
Хочу, чтобы сказку
Послушал и ты,
Чтобы подкралась
К самому сердцу
И заронила зерно доброты.
Овсей Дриз

II. Речевая разминка. Слайд 2

- Проговорите строчки в разном темпе (быстро, медленно), с разными интонациями (радостно, грустно, удивлённо), чётко проговаривая слова.

Постановка проблемного вопроса:

- Строчки какого произведения послужили вам в качестве упражнения для разминки речевого аппарата?  (Сказка «Мойдодыр»)

III. Тема и цель урока. Слайд 3

- В сорока минутах езды от Москвы, в одном из красивейших уголков Подмосковья – в посёлке Переделкино, среди берёз и сосен, в небольшом загородном доме много лет жил высокий седой человек. С давних пор дети с великой нежностью, которую не так легко заслужить у маленького народа, называли его ласковым именем «Чукоша».

Постановка проблемного вопроса:

- Назовите имя человека, о котором вы услышали?  (Услышали строчки о К.И. Чуковском)

- Предположите, какова тема сегодняшнего урока? (Творчество К.И. Чуковского)

IV. Проверка домашнего задания. Работа по учебнику

Домашнее задание дети получили разноуровневого характера:

  • Сложный уровень: рассказ о жизни и творчестве К.И. Чуковского;
  • Средний уровень: выразительное чтение наизусть отрывков из произведений К.И. Чуковского;
  • Слабый уровень: рисунки к произведениям К.И. Чуковского.

Чтение вступительной статьи о творчестве К.И. Чуковского.

- Прочитайте статью о творчестве писателя  в книге для чтения.

- Чему учат книги К.И. Чуковского? (Весёлому настроению, любви, доброте, радости общения друг с другом)

Проверка домашнего задания. Рассказ о творчестве К.И.Чуковского (сложный уровень).

- В первом классе вы уже знакомились с некоторыми произведениями К.И. Чуковского.

Рассказ о жизни и творчестве К.И. Чуковского.

Корней Иванович Чуковский родился в 1882 году в городе Санкт-Петербург, умер в 1969 году в городе Москве. Корней Иванович знаменитый русский писатель, критик, литературовед, переводчик. Доктор филологических наук. С 1901г. выступал как журналист, печатая очерки о современных писателях, позднее собранные в книгах.

Созданные Чуковским сказки в стихах остроумные, изящные, не лишённые назидательности, быстро нашли дорогу к сердцам маленьких читателей.

В результате кропотливого изучения речи, словотворчества и психологии детей возникла книга «От двух до пяти».

Рассматривание иллюстраций к произведениям К.И.Чуковского в книге для чтения.

- Узнали ли вы сказки К.И. Чуковского? Что перепутал художник?

Проверка домашнего задания. Выразительное чтение наизусть отрывков из произведений К.И. Чуковского (средний уровень). Слайд 4

- Отгадайте названия произведений по отрывкам. (Приложение 2)

Физминутка

Дети хором читают строчки из сказки «Тараканище», имитируя движения животных.

Ехали медведи
На велосипеде…

VI. Продолжение работы по теме урока «Творчество К.И. Чуковского»

Проверка домашнего задания. Рисунки к произведениям К.И. Чуковского (слабый уровень)

- Рассмотрите рисунки, представленные на доске. Подумайте, к каким произведениям они нарисованы? («Телефон», «Бармалей», «Тараканище», «Мойдодыр»)

- Назовите нарисованных героев?  (Цапли, Бармалей, Таракан, Умывальник, Бегемот и т. д.)

- Какие ещё герои встречаются в этих сказках? (Слон, Зайчата, Мартышки, Медведь, Газели, Танечка и Ванечка, Айболит, Горилла, Воробей, Кенгуру, Крокодил и др.)

Выставка книг.

-  Посмотрите на выставку книг писателя. Многие из них вам уже знакомы. Какие виды

жанров  встречаются в произведениях  К.И.Чуковского? (Литературные сказки, стихи, песенки, проза, загадки)

- После урока каждый из вас сможет рассмотреть книги на выставке и выбрать себе что-то для чтения.

- Корней Иванович использовал в своих детских книжках и фольклорные формы – считалки, поговорки. Некоторые строчки из сказок стали поговорками. Вспомните произведение «Телефон». Какие можно услышать слова от человека, когда он находится в затруднительных ситуациях?   («Ох, не лёгкая эта работа – Из болота тащить бегемота!»)

VII. Прослушивание отрывка из сказки К. И. Чуковского «Бармалей»

Прослушивание первой части сказки «Бармалей» в исполнении народного артиста Государственного академического Малого театра России  Афанасия Кочеткова.

- Сейчас вы прослушаете первую часть сказки «Бармалей» в исполнении мастера художественного слова:  народного артиста Государственного академического Малого театра России  Афанасия Кочеткова.

- Слушая, обратите внимание, как выразительно артист читает сказку: как передаёт чувства, настроение, как произносит звуки и их сочетания, как выделяет важные по смыслу слова, как подобрана громкость.

- Чем закончилась сказка? (Бармалей захотел исправиться, пообещал стать добрее)

- Чему учит сказка «Бармалей»? (Умению прощать, доброте, послушанию и др.)

VIII. Работа по книге для чтения.  Стихотворение «Путаница»

- К.И.Чуковский любил шуточные «нелепицы», для которых придумал название – «перевёртыши». Сегодня мы с вами будем читать такое стихотворение-«перевёртыш».

- Можно ли по названию стихотворения догадаться, о чём пойдёт речь? (Да, наверно, что-то смешное, необычное, удивительное др.)

- Как вы думаете, весёлое это стихотворение или грустное? (Если путаница, то, наверное, что-то смешное должно случиться)

Самостоятельная работа. Дети работают в парах. После прочтения задаются вопросы.

- Какое у вас настроение, после прочтения стихотворения? (Весёлое, шаловливое)

- Что это, по-вашему, шутка, сказка, небылица? Обоснуйте свой ответ. (Это стихотворение  более похоже на небылицу, потому что в нём описаны моменты, которые не возможны в жизни: море горит, тушили море грибами, блинами, рыбы по полю гуляют,  мыши кошку посадили в мышеловку и др.)

- Что роднит стихотворение «Путаница» со сказкой? (В стихотворении есть вымысел, положительный герой, победа добра и др.)

- Зачем  зверята затеяли путаницу? (Чтобы веселиться, проказничать, шалить. Делать то, что делают непослушные дети)

- Понравилось ли вам, что путаница закончилась благополучно? Почему? (Не случился пожар, все «стали» теми, кем и должны быть и др.)

- А как вы озаглавили бы это стихотворение? («Баловство зверей», «Шалости»)

Подготовка к выразительному чтению.

- Назовите героев стихотворения. Все ли они похожи друг на друга? (Зверята – весёлые, шаловливые, непослушные; Заинька – серьёзный, умный)

- Как на чтении передать поступки зверят? (Удивлением, возмущением, смехом)

- Каким тоном прочитать окончание стихотворения? (Рассудительным, весёлым)

- Вспомните, как артист выразительно читал сказку «Бармалей». Постарайтесь прочитать стихотворение, как артисты театра.

- Читать текст автора будете по-цепочке, а хором будете воспроизводить слова зверей. Читать надо так, чтобы слушателям было весело, смешно и интересно.

Выразительное чтение стихотворения.

- Как вы думаете, нужны ли такие произведения, ведь в них всё перепутано и в жизни такого не бывает? Обоснуйте свой ответ. (Нужны, потому что такие стихотворению поучают)

IX. Творческое задание. Слайд 5

- В стихотворении нам встречается много слов, схожих звуками и целыми словами. Найдите такие слова и сочетания звуков в стихотворении.  (Утята, котята, поросята; закрякали, заквакали; хрюкать, мяукать и др.)

- Зачем в стихотворении встречаются такие слова, сочетания звуков?  (Возникает чувство весёлой, озорной игры)

- Сейчас вы попробуете стать поэтами и придумаете несколько строчек-дополнений к стихотворению К. И. Чуковского. Для этого вам нужно подобрать новые рифмы к предложенным строчкам:

Учитель может «напеть» ритм строчек. Далее дети работают самостоятельно.

В результате могут получиться такие строчки:

 А за ними и щенята:
«Надоело нам рычать!
Мы хотим, как цыплята,
По-пи-щать!»

X. Физкультминутка

Наши-то портные
Храбрые такие:
«Не боимся мы зверей,
Ни волков, ни медведей!»
А как вышли за калитку
Да увидели улитку –
Испугалися,
Разбежалися!
Вот они какие,
Храбрые портные!

XI. Продолжение работы по теме урока «Творчество К.И. Чуковского». Слайды 6-8

- Только что вы «проиграли» английскую народную песенку в переводе К.И. Чуковского и теперь пришла очередь загадок. Посмотрите, перед вами иллюстрации-подсказки, слушайте внимательно, думайте, отвечайте правильно. (Приложение 3)

XII. Повторение пройденного по теме урока «Творчество К.И. Чуковского». Слайд 9

- К.И. Чуковский одарил всех нас просто сказочной щедростью. Его произведения учат нас любви, доброте, радости общения друг с другом.

- Сейчас мы проверим, насколько хорошо вы знаете сказки К.И. Чуковского.

Учащиеся получают кроссворды-тесты по сказкам К.И. Чуковского «Айболит», «Тараканище», «Муха-Цокотуха», «Федорино горе», «Краденое солнце», «Телефон». (Приложение 4)

Решения кроссвордов проверяются по словам, которые получаются в выделенных клетках

- Поставьте себе оценку за решение кроссворда.

XIII. Итоги урока

 - Чему вы учились сегодня на уроке? (Выразительно читать, думать, отвечать на вопросы, подбирать рифмы и др.)

- Зачем вам это нужно? (Уметь красиво и правильно говорить, уметь общаться с другими)

- Оцените урок. Что запомнилось больше всего? Почему? (Высказывания детей)

- Оцените свою работу на уроке.

- Кому на уроке было всё понятно, со всеми заданиями справились? Кто на уроке испытывал затруднения, чувствовали неуверенность? Кому на уроке было очень трудно, с заданиями не справились?

XIV. Домашнее задание.  Слайд 10

Домашнее задание дети получают дифференцированное:

1. Традиционное: чтение стихотворения «Радость»

2. Творческое: иллюстрация понравившихся строк стихотворения «Радость», заучить их наизусть и объяснить свой выбор.

- Урок окончен. Всем спасибо!

Использованная литература

1. Большая советская энциклопедия. Гл. редактор А. М. Прохоров. М.: Издательство «Советская энциклопедия» 1978

2. С. В. Кульневич, Т. П. Лакоценина. Нетрадиционные уроки в школе. Часть 2. Воронеж: ТЦ «Учитель» 2004

3. И. Г. Сухих. Новые занимательные материалы. М.: ВАКО 2007

4. К. И. Чуковский. От двух до пяти. М.: Детская литература 1984

5. К. И. Чуковский. Сказки, песенки, стихи для самых маленьких. Республика Дагестан: Издательство АСТ 2002