Применение обучающей компьютерной программы "Профессор Хиггинс. Английский без акцента" на уроках английского языка. Раздел "Грамматика"

Разделы: Иностранные языки


Современный урок невозможен без применения ИКТ технологий на уроке. Использование их на уроках повышает мотивацию учащихся, они с удовольствием работают на компьютерах, повышает самостоятельную активность, расширяет кругозор, позволяет учителю индивидуализировать и дифференцировать учебный процесс, а также применить технологию интерактивного обучения, т.е. обучение во взаимодействии.

Применение обучающих компьютерных программ на уроках стало неотъемлемой частью урока. Практика показывает, что они имеют немало преимуществ перед традиционными методами обучения. Такие программы позволяют моделировать различные грамматические задачи, а система контролирует и исправляет ошибки.

Обучающие компьютерные программы по английскому языку составляют значительную часть всего учебного программного обеспечения. Это “ Профессор Хиггинс”, “ Привет Америка!”, “Репетитор” и многие другие, созданные для самостоятельного освоения английского языка.

В данной статье представлен опыт работы с программой “ Профессор Хиггинс”

(авторы: Григорий Кнеллер, Галина Смехова) Данный курс я использую с учащимися 9–11-х классов при нагрузке 1 часа в неделю. Курс позволяет лучше подготовиться к итоговой аттестации по английскому языку в соответствии с требованиями государственного стандарта, а также с требованиями ЕГЭ по разделу “Грамматика” . Учителя могут использовать этот курс очень широко. Он очень удобен и экономит много времени. Один мимолетный взгляд на экран и учитель знает, сколько ошибок сделал ученик, потому что неправильные предложения выделяются красным цветом. Кроме того, у учителя будет информация о количестве ошибок, сделанных студентом.[1]

Раздел “Grammar” включает 130 независимых уроков, каждый урок посвящен одному из разделов грамматики. Название каждого урока отражает одно из явлений в английской грамматики, которое изучается в данном уроке. Уроки состоят из нескольких упражнений типа: построй предложения, подбери нужный ответ из данных, поставь слово в правильной форме и др. Выполняя упражнения, учащийся может натренировать данное правило и проверить, насколько хорошо он его понял. Прочитать теорию, соответствующую уроку, можно нажав кнопку “Theory”.Кроме этого в курсе есть пять приложений, среди которых список неправильных глаголов, сводная таблица времен глаголов и т.п. Программа позволяет учащемуся проверить себя в процессе выполнения упражнений. Наберите ваш ответ, и если он правильный, компьютер его примет. Если ответ неверный, вам будет дано еще две попытки. Если вы ошибаетесь опять, компьютер даст подсказку.[1]

Учащийся может изучать уроки один за другим или выбирать некоторые отдельные разделы по содержанию. Курс "Grammar" направлен на изучение учащимся правил английской грамматики. Этот курс можно использовать как для самостоятельного изучения, так и для работы с преподавателем, а также в качестве справочника. Многочисленные примеры и рисунки позволяют учащимся понять и запомнить различные грамматические структуры.

Для самостоятельной работы этот курс хорош для тех людей, кто хочет усовершенствовать свой английский язык и уже знаком с основами грамматики. Выберите раздел грамматики, который вы хотите лучше понять и усвоить, прочитайте теорию, а затем выполните практические упражнения.

Для примера расскажу о работе над темой Present continuous. Это Unit 1 в разделе грамматика. (Рис.1)

(Рис. 1)

Сначала учащийся регистрируется в разделе User. Затем он выбирает Unit. (Рис.2) В разделе Theory он всегда может прочитать теорию по данной теме. Затем он непосредственно переходит к выполнению заданий. В данном разделе 8 упражнений, все построены по схеме от простого к сложному. Кнопка “?” позволит Вам получить подробную инструкцию по работе с данным упражнением. А нажав Example Вы получите пример выполнения данного упражнения. [2]

(Рис. 2)

Предлагается следующая форма работы: учитель объясняет новую тему грамматики во время урока. Затем учитель может продемонстрировать теоретический материал этого раздела грамматики с помощью уроков и упражнений этого компьютерного курса. Лучше всего раскрыть содержание раздела урока и только затем начать работать по разделу. Во время работы, учащийся всегда может заглянуть в раздел Theory, где написана теория и примеры данного раздела. Урок в компьютерном классе будет посвящен тестированию, лучшему запоминанию материала и проверке знаний учащихся.

В курсе встречаются упражнения 3-х типов:

  1. Постройте предложения
  2. Дополните предложения
  3. Впишите слово в правильной форме

В упражнениях первого типа даны наборы слов, из которых надо построить предложения. Внимательно прочитайте слова на одной из панелек, указателем мыши выберите слово, которое должно стоять первым в предложении, и щелкните по нему. Слово исчезнет с панели и появится в окне ниже, в этом окне будет составляться ваше предложение. Выбирая по одному слову, стройте предложение. Отменить или вернуть на прежнее место последнее введенное слово можно нажав кнопку “Cancel”, находящуюся на этой же панели. В предложении должны быть использованы все слова из набора. После перемещения последнего слова программа проверяет написанное и делает заключение. Если предложение составлено неправильно, то все слова возвращаются на прежнее место. а окно ввода предложения очищается. На построение предложения дается 3 попытки. После третьей неудачной попытки предложение вписывается программой в окно ввода красным цветом.

В упражнениях второго типа даны шесть предложений с пропущенными словами и ниже шесть слов или фраз для дополнения этих предложений. Вам нужно прочитать все предложения и все дополнения и выбрать соответствующие пары. Найдите дополнение к первому предложению, поставьте на него указатель мыши и удерживая левую кнопку мыши нажатой тащите дополнение к предложению. Когда фон нужного предложения станет желтым отпустите мышь. Если Вы правильно выбрали дополнение, то оно впишется в предложение, если нет, то все останется без изменений. После трех неудачных попыток дополнить одно и то же предложение программа сама вписывает дополнение красным цветом.

В упражнениях третьего типа нужно вписать слова в правильной форме или предложения. После нажатия <ENTER> ваш ответ будет проверен (сравнен с набором правильных ответов). Если после проверки ваш ответ оказался правильным, и вы ответили без подсказки, он выделяется зеленым цветом. Если ответ неверный, вам об этом сообщается. Количество попыток ответа устанавливается в настройках программы (кнопка “Options”). Если вы исчерпали все попытки, вы получаете подсказку, затем можете выбрать правильный вариант и нажать <OK>, после этого ответ отмечается красным цветом и считается неправильным. [1]

По окончании работы в разделе Statistics показаны все выполненные упражнения и количество ошибок, допущенных учеником во время работы. (Рис.3)

(Рис.3)

Учитель фиксирует полученный результат в Evaluation card:

Ss’ name Unit 1 Unit 2 Unit 3 Unit 4
Ss 1 Ex 1-8 (mist.3)      
Ss 2 Ex 1-5 (mist.0)      

Результат позволяет учителю поставить оценку за урок ученику, проанализировать и составить индивидуальный маршрут для коррекционной работы.

Анализируя результаты обобщающих уроков по изучению грамматики, можно сделать вывод о том, что объём выполненных заданий больше того, что было бы сделано на обычном уроке. Ученики с удовольствием работают на компьютерах, не боятся делать ошибки и оценки получают только положительные. С базовым уровнем справляются все, а упражнения повышенного уровня выполняют половина класса, и итоговая оценка за урок достаточно высока.

При обучении английскому языку с использованием компьютера контроль осуществляется на всех этапах обучения грамматики, т.е. компьютер создаёт условия для индивидуализации и интенсификации учебного процесса, обеспечивая выполнение равных по сложности упражнений всеми учащимися одновременно. Кроме того компьютерное обучение несёт огромный мотивационный потенциал и недооценивать роль таких уроков нельзя.

Для более успешного усвоения учебного материала прилагается презентация “Урок развития грамматических навыков” в Power Point. (Приложение 1)

Литература

  1. “Профессор Хиггинс. Английский без акцента” CD-R. ЗАО “ИстраСофт” 1993-2002/
  2. Григорий Кнеллер, Галина Смехова. “Профессор Хиггинс. Английский без акцента” Руководство пользователя. “ИстраСофт” 1993-2002/