Психология креативности и инноваций

Разделы: Общепедагогические технологии, Школьная психологическая служба


Оборудование: компьютер, видеопроектор, экран.

На экране презентация “Психология креативности и инноваций” (Приложение 1).

1 слайд ПСИХОЛОГИЯ КРЕАТИВНОСТИ И ИННОВАЦИЙ.

Часто ошибочно креативность и творчество считают синонимами.

2 слайд КРЕАТИВНОСТЬ И ТВОРЧЕСТВО (ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ).

3 слайд ТВОРЧЕСТВО – процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания субъективно нового.

4 слайд 4-х фазовая модель творческого процесса.

5 слайд ДЛЯ ПОНИМАНИЯ ТВОРЧЕСТВА НЕОБХОДИМ УЧЕТ ЧЕТЫРЕХ ОСНОВНЫХ СТОРОН.

  1. Новизна (продукты творчества должны быть новыми и оригинальными);
  2. Ценности (они должны удовлетворять определенным внешним критериям);
  3. Целесообразность (творческие продукты должны быть результатом целенаправленной активности человека);
  4. Длительность (человек проявляет свою творческую активность в течение определенного времени).

6 слайд КРЕАТИВНОСТЬ – творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления и входящие в структуру одаренности в качестве независимого фактора, а так же способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем.

Согласно А. Маслоу – это творческая направленность, врожденно свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием среды

7 слайд Составляющие креативности.

  • Чувствительность к проблемным ситуациям;
  • Поиск, выделение и формирование проблемы;
  • Генерирование гипотез, касающихся способов решения проблемы;
  • Проверка этих гипотез;
  • Нахождение и формулирование решений;
  • Интерпретация и популяризация результатов.

8 слайд Итак, творческий процесс основывается на вдохновении автора, его способностях, которым следует автор.

Креативный процесс – главной его составляющей становится прагматический элемент

ЗАЧЕМ – ДЛЯ КОГО – КАК – ЧТО

Креативность вне творчества невозможна!!!

Творчество всегда первично и фундаментально, но в креативном продукте оно подчинено прагматической цели.

Креативный продукт – это картина, которая будет помещена в заранее выбранную раму, в заранее предназначенном месте, картина, которая будет вызывать восторг у людей (выбранных заранее).

9 Слайд Далеко не каждый может быть великим художником или гениальным поэтом. Но вполне разумно использовать наш потенциал по максимуму.

10 Слайд Мозговой штурм, или брейнсторминг, и в группе, и в индивидуальном порядке. Эта техника требует создания как можно большего количества идей для решения проблемы. Идея может быть абсолютно безумной, но это неважно. Все мысли следует записать. Необходимо записать все идеи и взять тайм-аут, чтобы это все “переварить”. Если это групповой брейнсторминг, лучше назначить специального человека, который будет записывать все идеи. Если же вы решаете проблему в одиночку, записывайте все то, что приходит вам в голову. Помните: чем меньше вы будете оценивать идею, тем больших результатов вы добьетесь.

11 Слайд Хотя множество идей могут быть неразумными и неэффективными, они могут привести вас к решению, которое будет работать. Хорошо, если вы поставите цель – какое количество идей необходимо сгенерировать. Это будет подстегивать вас и приведет к идеальному решению.

12 Слайд Если вы столкнулись с проблемой, которую не можете решить, попробуйте посмотреть на нее с другой стороны. Иногда, сталкиваясь с проблемой, мы усиленно ищем выход, и в итоге наша энергия иссякает. То, как мы ищем выход, может привести нас не к решению проблемы, а к стрессу. Если уровень беспокойства слишком высок, части мозга “закрываются”, и невозможно придумать ничего нового.

13 Слайд Сталкиваясь с сильным стрессом , сознание отказывается воспринимать реальность. В результате появляется только два варианта: убежать от опасности или напасть на противника. Вы можете этого не допустить, изменив свое поведение. Когда вы чувствуете сильный стресс или просто не можете контролировать свои эмоции, отложите в сторону решение сложной проблемы. Хотя бы на какое-то время. Позвольте себе сосредоточиться на чем-то другом. Некоторые люди занимаются спортом – фитнесом , бегом, плаванием – и таким образом, переключаются на другое занятие. В результате вы отвлечетесь, расслабитесь и будете готовы к решению проблемы.

14 Слайд Уходя на время от проблемы, вы позволите своему подсознанию искать решение, но ваше сознание будет занято другими делами. Иногда в таком деле помогает сон. Во время сна подсознание наиболее активно.

15 Слайд Записывайте свои мысли – вы обязательно вернетесь к ним. Размышления, мечты, опыт, цитаты, проблемы с друзьями - любую информацию, касающуюся вас и значимую для вас. Вы сможете найти ответ на свой вопрос, листая свои записи. Поэтому возьмите себе за правило периодически просматривать то, что вы писали, скажем, в прошлом месяце.

16 Слайд Креативность и способность решать проблемы, как и другие навыки, требуют практики. Как только вы поймете, какие техники для вас наиболее эффективны, для вас откроется новый мир. Креативность поможет вам и в общении с людьми, и в решении проблем.

17 Слайд Спасибо за внимание!

Литература:

  1. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. СПб.: 2009 . 448с.
  2. Супрун А.П., Янова Н.Г., Носов К.А. Метапсихология. Релятивистская психология. Квантовая психология. Психология креативности. Изд.: Ленанд, 2007. 512 с.
  3. Яголковский С.Р. Психология креативности и инноваций. М.: Издательский дом ГУ-ВШЭ, 2007. 157 с.