Влияние гендерных различий на становление личности школьника

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


Актуальность темы.

Нельзя возродить мощь и авторитет России, занять достойное место в мировом сообществе, если не переломить нынешние неблагоприятные демографические тенденции.

Гендерные исследования представляют интерес для педагогики, что напрямую связаны с проблемой паролевой социализации человека. Содержательно гендерный подход нуждается в глубокой и всесторонней разработке.

Сегодня как никогда актуально звучат слова М. В. Ломоносова о “сохранении российского народа”. Этим и определяется актуальность данной работы, так как и в школах города Тынды достаточно проблем с охраной и сбережением здоровья учащихся.

Цель исследования: выявить влияние гендерных различий на становление личности школьника.

Объект исследования: гендерное обучение.

Предмет исследования: влияние гендерного обучения на становление личности школьника.

Гипотеза: гендерное обучение влияет на становление личности школьника.

Задачи исследования.

1.Теоретический анализ по данной теме

2.Определение методов исследования

3.Провести психолого-диагностическое исследование

4.Выявить влияние гендерных различий на становление личности школьников

5.Описать полученные результаты

Организация и методы исследования.

Цель исследования заключается в выявлении влияния раздельного обучения на становление личности школьника.

Выборка.

В данном исследовании принимали участие девушки и юноши 15-17 лет, учащиеся 9-11 классов лицея.

Были выделены три группы:

  • группа А – класс мальчиков (кадетский)

  • группа В – смешанный класс

  • группа С - класс, с преобладанием девочек.

Количественный состав групп одинаковый. Для групп А, В и С применялись одни и те же психодиагностические методики.

Методы исследования.

Для проведения исследования был использован комплекс психодиагностических методик:

1. Психологическое тестирование.

2. Математическая статистика: методы первичной и вторичной обработки.

База исследования:

МОУ “Лицей № 8” г. Тынды. Учащиеся 9-11-х классов

1.Гендерные различия в современном обществе

Недооценка роли физической культуры уже привела к негативным последствиям, в том числе к ухудшению состояния здоровья населения. Одна из причин такого положения – отсутствие самостоятельных занятий физическими упражнениями на протяжении всей жизни, что, в свою очередь, обусловлено недостатком специальных знаний и умений. Исправить положение можно лишь изменив отношение к физической культуре самых широких слоев населения. Этого можно добиться, только повысив качество общего образования в области физической культуры в период обучения в школе.

По мнению В. Базарного [2], базовые категории нашего разума, и в первую очередь, адекватная ориентация во времени и в пространстве, выстраиваются на телесно-мышечном (кинестатическом) чувстве, а точнее, на законах освоения с помощью ног пространства и построении с помощью рук собственной рукотворной модели мира. Только степень освоения и проработанности мира мышечным чувством и составляет потенциал собственного мировоззрения, потенциал творческого интеллекта, потенциал психического здоровья.

Исследования автора [2] вскрыли, что 90% всех дефектов в функциях психической моторики связаны с неоформленностью на этапе детства вертикальной стойки тела, способности соизмерить, координировать и управлять чувствами, усилиями тела, творческими усилиями рук и речевых мышц. За первые три года сидяче-обездвиженной “безрукой” школы способность к духовному переживанию устремленности в будущее на основе творческого воображения у детей снижалось в 2-4 раза.

В уставе Всемирной Организации Здравоохранения здоровье определяется как состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только как отсутствие болезней и физических дефектов.

Здоровье во все времена считалась высшей ценностью, основой активной творческой жизни, счастья радости и благополучия человека.

В последние годы интерес к проблеме здоровьесберегающих технологий в образовании возрос. Это обусловливается несколькими причинами:

1) общее ухудшение здоровья нации;

2) стратегические задачи, поставленные перед образованием и наукой проектом “Образование”, требуют принципиально иного состояния здоровья обучающихся.

Нельзя возродить мощь и авторитет России, занять достойное место в мировом сообществе, если не переломить нынешние неблагоприятные демографические тенденции. Сегодня как никогда актуально звучат слова М. В. Ломоносова о “сохранении российского народа”. Этим и определяется актуальность данной работы, так как и в школах города Тынды достаточно проблем с охраной и сбережением здоровья учащихся.

По глубоко утвердившейся традиции, достижение результата в физическом воспитании оценивается по выполнению физических упражнений. Между тем широко известно, что достичь положительного эффекта можно только при непременном соблюдении одного из важнейших условий – методически грамотного использования физических упражнений на основе знаний правил и основных закономерностей их применения с обязательным учетом индивидуальных особенностей и возможностей каждого человека. Без соблюдения этого условия само по себе выполнение физических упражнений ни только не гарантирует положительный результат, но и чревато весьма серьезными негативными последствиями для здоровья человека [5].

К сожалению, по мнению В. Лукьяненко, в педагогической практике главная беда как раз и состоит в том, что в содержании учебного курса “Физическая культура” выделяются либо рекреационна-оздоровительная, либо спортивно-тренировочная направленность. При этом его образовательная основа выпадает из поля зрения. В результате не реализуется глубинная интегративная сущность предмета, связанная с социокультурным развитием человека. Весь смысл и непреходящее значение учебной работы заключается в том, что в процессе обучения должен быть заложен фундамент, обеспечивающий физическую культуру личности, важнейшие составляющие которого – здоровье и потребность в двигательной активности [5].

Какие же факторы влияют сегодня на здоровье учащейся молодежи?

- учебные перегрузки, приводящие к состоянию переутомления. Учебная нагрузка учеников первого класса до 20 % и учеников десятого класса от 20 % до 40 % значительно превышает существующие гигиенические и физиологические нормативы, что ведет к функциональной перегрузке, нарушению режима труда и отдыха и может неблагоприятно отразиться на состоянии здоровья школьников. Эти воздействия усиливаются негативным влиянием на состояние здоровья массовой компьютеризации учебной деятельности;

- школьные стрессы также влияют на здоровье учеников. Это стрессогенные технологии проведения урока и оценивания знаний учащихся. Одно из следствий школьных стрессов – курение, алкоголизм, наркомания;

- неправильная организация физической активности учащихся, профилактике гиподинамии, а также питание школьников во время их пребывания в школе [8].

Немалое значение для сохранения психического здоровья учащихся имеет и психологический климат класса [1].

Важнейшие признаки благоприятного психологического климата в коллективе: мажор как отношение к жизни, чувства собственного достоинства, гордость за свой коллектив, защищенность личности, способность к ориентировке и торможению, соблюдение внешних норм поведения, эстетика коллектива. Главный критерий “благополучности” климата – позитивное развитие личности. В классах с неблагоприятным климатом повышенная тревожность, заниженная самооценка, отсутствие чувства защищенности, что ведет к развитию невроза и дифактогении.

Исследованиями гигиенистов, выполненными в условиях вариативного характера образования, доказано, что степень утомления учащихся, уровень их невротизации, эмоциональный комфорт и, в конечном итоге состояние здоровья зависят не только от объема учебной нагрузки и ее содержания, но и от методов, режимов и технологий обучения.

На Крайнем Севере и приравненных к ним районах из-за сурового климата дети мало двигаются, редко бывают на свежем воздухе и в основном проводят время в закрытых помещениях в условиях сенсорно-обедненной среды образовательных учреждений. Все это приводит к быстрому истощению нервной системы, снижению иммунозащитных сил организма, повышает физиологическую стоимость обучения [7].

В Республике Коми наработан опыт обучения и воспитания детей в условиях активной сенсорно-развивающей среды (АРС). Основная идея системы - здоровьесберегающей технологии, реализуемые:

  • - путем увеличения двигательной активности детей в процессе занятий;

  • - включение в урок элементов активной и пассивной профилактики зрительного утомления и близорукости;

  • - созданием дополнительных условий для игры;

  • - оптимизации уровня тревожности детей с помощью комплекса педагогических приемов.

Технология АРС способствует более благоприятному протеканию адаптации к учебным требованиям: учащиеся более уверены в себе, менее тревожны и напряженны, у них лучше сформирована учебная мотивация, выше учебная успеваемость.

Образование – это взаимодействие семьи, школы и общества. Кризисные явления современной жизни, в частности усиление тенденции асоциального, ненормативного поведения учащихся молодежи, заставляют задуматься о причинах расшатывания и ослабления, казалось бы, очень прочной системы “семья, школа, общество” [3]. Причин такого положения множество.

Одна из них – и весьма существенная – падение авторитета семьи и школы, их взаимоотчуждение. Исторический опыт подсказывает следующее: помнить, что образование – историко-культурный феномен, который развивается во времени и пространстве, что это средоточие, условие и показатель духовного состояния и развития нации. Разобщение между школой и семьей должно быть преодолено, ибо без этого невозможно воспитание человека, как субъекта культурно-исторического процесса, отражающего в себе исторический разум, культуру человечества, чувствующего свою ответственность перед будущим, зависящим от его действий в настоящем [3]. Обращение школы к семье и обществу за содействие и советами в вопросах воспитания и обучения естественно, законно, полезно и поэтому необходимо. Разуметься, что солидарность семьи и школы в то же время предполагает педагогическую компетентность, устойчивость в идеалах, добросовестность, энергию и любовь к делу обеих заинтересованных сторон. Правильная организация учебно-воспитательного процесса требует напряженной, серьезной, проникнутой глубоким взаимным пониманием и сочувствием, совместной работы семьи и школы. Это единение может быть достигнуто лишь на основе стремления школы и общества привести школьное дело в соответствие с требованиями теоретической педагогики. Иначе нельзя достигнуть положительных результатов в образовании, поскольку не будет объективного критерия, примиряющего взгляды семьи и школы [3].

Ученные и исследователи констатировали не только кризис школы, но и кризис семьи. По мнению В. Чумакова, причина здесь не только в гибели на различных войнах мужчин, не успевших стать отцами, не только в бандитизме, росте наркомании, пьянстве, безудержной пропаганде секса и многочисленных абортах, но и в том, что вытравлена мода на большие семьи [9].

Государственная поддержка семьи – это ещё пол дела. Важно изменить отношение людей к большой семье. Перековку массового сознания в пользу многодетности нужно поручить школе. И это должно стать ее наиважнейшим делом, ведь через десять лет число россиян может уменьшиться до 130 миллионов человек, причем преобладающим возрастом станет возраст за пятьдесят лет. Престижным и почетным для будущего должно быть стать матерью или отцом большого семейства, хозяином или хозяйкой дома в котором много детей [9].

Требуется наладить колоссальную воспитательную, пропагандистскую и созидательную работу. Профессор, доктор медицинских наук В. Ф. Базарный [2], обрисовав все катастрофичность ситуации, прежде всего предлагает немедленно переходить на параллельно-раздельный тип воспитания и обучения мальчиков и девочек в детских садах и школах. Он уверен [9] – надо остановить уже многие годы ведущуюся пропаганду стирания грани между мужским и женским полом. Мода на пиво, курение, наркотики, обтягивающие джинсы, татуировки, пирсинг в сочетании с усредненным бесполым обучением ведет к тяжелым психологическим и соматическим отклонениям от нормы.

Как выйти из этого затянувшегося кризиса? Хорошо бы обратить всем нам свои взоры на село.

Россия, русский народ деревней и провинцией прирастать будет [9]. Нужно, чтобы село наше оставалось развивающимся, чтобы возрождалась здесь народная, русская традиция многодетной семьи.

Негативную роль в деле возрождения большой семьи играют СМИ, и, в частности школа:

  • в СМИ в удобное для детей время рассказывается абсолютно все об интимных отклонениях мужчин и женщин;

  • в школах на уроках валеологии делают упор на предохранение от беременности, а не на пропаганду семейных ценностей;

  • направо и налево издаются без ограничений газеты и журналы, подрывающие устои нормальной семьи;

  • о пропаганде семьи в СМИ забыто.

На телеэкранах мелькают в качестве эталона “голубые” или “голубоватые” мужчины и уверенные в себе девушки и женщины.

Идеалом для которых является никак не материнство, а: аспирантура, докторантура, возможно, один ребенок для обновления организма, породистая собака или кошка – чтобы ребенку было не скучно, ну и, конечно, большие деньги для “дольчи вита” [9].

Есть ли выход из этого хаоса? По мнению В. Чумакова, он есть – он в нас самих, в нашем патриотизме.

С января 2007 года в России начала действовать обнародованная в Послании Президента демографическая программа, рассчитанная на десять лет. Репродуктивный потенциал общества определяется, по крайней мере, двумя составляющими: медицинской, в которой этот потенциал рассматривается в зависимости от состояния здоровья подрастающих граждан и, в первую очередь, девочек – будущих матерей, и психолого-педагогической, которая представлена мотивацией женщин на рождение не менее трех детей, необходимых для расширенного воспроизводства населения [4].

При всей очевидности гуманистической направленности этой программы успешность ее долгосрочной перспективы может не состояться, если не использовать при ее реализации систему воспитания и обучения школьников гендерным ролям – принятым в обществе моделям мужского и женского поведения. Что имеется в виду. Половые отличия – это совокупность генетических, морфологических и физиологических признаков, на основании которых различают людей на мужчин и женщин. Гендерными принято называть социально обусловленные особенности поведения и психики мужчин и женщин, то есть то, что ожидается от них в исполнении тех или иных ролей, в том или ином возрасте [6]. Гендерные исследования представляют интерес для педагогики, ибо напрямую связаны с проблемой паролевой социализации человека.

Сущность полоролевой социализации состоит в том, что мальчики и девочки, юноши и девушки, мужчины и женщины, развиваясь и самоизменяясь в условиях жизни конкретного общества, усваивают и воспроизводят принятые в обществе гендерные роли и культуру взаимоотношений полов.

К сожалению, даже в учебниках “запрятаны” признаки гендерного неравенства [6]: мужчины упоминаются в текстах в три раза чаще, чем женщины, при чем, как правило, в качестве образца; в биографиях, приводимых в учебниках, количество мужчин в 6 раз больше, чем женщин; учебники литературы практически не включают в себя текстов женщин-писателей.

Стихийная полоролевая социализация в той или иной степени происходит в воспитательских организациях различного типа. Иначе дело обстоит в тех же организациях с полоролевым воспитанием, то есть осознанным созданием условий для развития и реализации маскулинных и феменинных свойств их воспитанников.

В истории воспитания есть примеры элементарного полоролевого воспитания. Например, в мужских и женских заведениях России XIX и начале XX веков содержание воспитания было существенно ориентированно на те полосоциальные роли, которые предстояло выполнять их выпускникам и выпускницам.

В то же время раздельное обучение в советской школе скорее являло собой пример половой сегрегации, ибо и мальчиков, и девочек учили одному и тому же.

2.Гендерный подход в воспитании

В последнее десятилетие в России вновь появились раздельные учебные заведения как основного, так и дополнительного образования, в которых делаются попытки реализовать гендерный подход в воспитании [6].

Гендерная педагогика и гендерный подход в воспитании, по мнению А. Мудрика, - вещи различные.

Во-первых, гендерный подход в воспитании не есть нечто универсальное, ибо он существенно отличается в семейном воспитании и социальном воспитании.

Во-вторых, в социальном воспитании гендерный подход имеет задачей создание таких условий взращивания девочек и мальчиков, юношей и девушек в воспитательных организациях, в которых их развитее и духовно-ценностная ориентация будут способствовать:

  • проявлению и позитивному становлению индивидуальных маскулинных, фемининных и андрогенных черт и психологических свойств;

  • относительно безболезненному приспособлению детей к реалиям полоролевых отношений в обществе;

  • эффективному позитивному полоролевому обособлению в социуме в соответствии с индивидуальными половозрастными характеристиками мальчиков и девочек [6].

Исходя из этого гендерный, или полоролевый, подход в воспитании предполагает принимать в расчет и применять знания о гендерных особенностях:

  • в организации быта и жизнедеятельности воспитательных организаций, а так же взаимодействия их членов;

  • в определении содержания и методов обучения и способов стимулирования самообразования;

  • в создании условий воспитательных организациях для овладения мальчиками и девочками нормами, моделями,

  • сценариями и опытом полоролевого поведения, адекватными их возрастному статусу, психосексуальному развитию и социальным ожиданиям;

  • в решении проблем, связанных с гендерными идентификацией и самореализацией [6].

Содержательно гендерный подход нуждается в глубокой и всесторонней разработке. Начать с быта воспитательных организаций. Быт в наших детских садах, школах, интернатах абсолютно бесполый.

Так, бытовая “совместность” мальчиков и девочек в детских садах не проходит бесследно при формировании психологического пола ребенка и его гендерных установок. В школах нет специальных гигиенических комнат для девочек, отсутствуют и специальные тренажерные залы для мальчиков (и девочек); режим дня не учитывает разные нормы подвижности у мальчиков и девочек; питание унифицировано и по времени приема пищи и по ассортименту. Все это создает атмосферу “быта унисекс” и не способствует благоприятному развитию воспитуемых.

Сложнее с гендерным подходом в организации жизнедеятельности воспитательных организаций, ибо и содержательно, и по стилю взаимодействия она у нас по-взрослому феминизирована, что не означает ее благотворности для девочек, а лишь свидетельствует о ее не интересности для мальчиков.

И. с. Кон приводит такие данные [6]: у мальчиков ярче, чем у девочек, проявляются любовь к риску, отсутствие заботы о личной безопасности, пренебрежение к собственной жизни, желание выделиться, склонности к девиантности, высокая соревновательность, потребность в достижении, стремление к доминированию власти.

Это нужно принимать в расчет, учитывать и использовать, организуя жизнедеятельность воспитательных организаций в соответствии с их типом и функциями. Гендерный подход необходим, когда речь идет об индивидуальной помощи воспитуемым, что в целом может содействовать решению проблем, связанных с гендерными идентификацией и самореализацией. Проблемы эти возникаю в связи с тем, что:

Мальчики и девочки не соответствуют реально или с их точки зрения и/или с точки зрения значимых для них лиц социальным ожиданием в конкретной культуре и субкультурах. Исследования свидетельствуют, что от мальчиков ожидают: самостоятельности, ответственности, любознательности, послушания. А от девочек- ответственности, хороших манер, послушания [6]. Естественно, что удовлетворить эти ожидания в детском и, особенно в подростковом и раннем юношеском возрасте мальчикам и девочкам весьма непросто, что порождает соответствующие проблемы с восприятием себя хорошим (ей), настоящим (ей) и так далее мужчиной, женщиной, то есть порождает проблемы с гендерной самоидентичностью.

Эмпирические наблюдения убеждают, что у мальчиков больше индивидуальных различий, чем у девочек, больше “острых углов” и крайностей, что благоприятствует их развитию, но и способствует срывам и отклонениям от нормы. И отклонения различны: девочки чаще страдают неврозами и депрессией, а мальчики – расстройством поведения и антисоциальными проявлениями личности.

3.Гендерный подход в обучении и воспитании

А теперь о гендерном подходе в обучении. Почему он необходим? 1) Давно известно, что все аспекты развития мальчиков и девочек различаются в той или иной степени по “скорости” и по содержанию. 2) Достоверно установлено, что у девочек больше развиты вербальные способности, а у мальчиков - математические и визуально-пространственные. Несмотря на выравнивание учебных программ, интеллектуальные различия между мальчиками и девочками сохраняются, хотя ни те, ни другие не имеют явных преимуществ.

Автор статьи [6] предлагает некоторые весьма небесспорные идеи гендерного обучения.

Например, набирающая скорость компьютеризация в сфере обучения должна иметь явные гендерные различия. Уже хотя бы потому, что мальчиков и девочек интересуют разные сайты. При обучении русского языка и истории тоже необходимо реализовать гендерный подход.

Для того, что бы гендерный подход стал в воспитании реальностью, необходимо, как минимум, несколько условий:

  • серьезная теоретическая и методическая база, которую могут создать педагоги – исследователи;

  • соответствующая нормативная база в документах органонов управления социальным воспитанием;

  • формирование у педагогов понимание необходимости гендерного подхода и установки на его реализацию;

  • содержательная и методическая психолого-педагогическая подготовка педагогов к реализации гендерного подхода в воспитании.

Почему сегодня следует думать о реализации полоролевого (гендерного) подхода в воспитании?

  • Потому, что мы имеем феминизированную систему воспитания в целом;
  • Потому, что мы должны не преодолевать, а сдерживать, корректировать общий процесс феминизации мужчин и маскулинизации женщин.
  • Потому, что гендерный подход в социальном воспитании может стать некоторой компенсацией семейной феминизации.
  • Он позволяет надеяться на некоторую коррекцию отрицательных моментов стихийной паролевой социализации.

Автор [6] приводит еще два замечания:

  1. акцент сделан на то, что бы помочь мальчикам стать мужчинами, а девочкам - женщинами;
  2. необходимо продолжить фундаментальные исследования гендерного подхода в обучении и воспитании и не торопиться непродуманно внедрять его везде и всегда.

Н. Куинджи в своей статье [4] также пишет о гендерном подходе при обучении и воспитании мальчиков и девочек.

По её словам, в современном российском обществе признается, что женщины имеют равные с мужчинами права. Они могут ориентироваться на различные роли, становиться профессионалами, домохозяйками, согласно, своего выбора сочетать разные обязанности, среди которых организация быта, воспитание детей, уход и забота о муже, поддержка семьи составляют обязательное содержание их образа жизни. В противоположность женщинам гендерные стереотипы мужского поведения ассоциируется с карьерой, деньгами, властью, высоким социальным статусом. Иными словами, современный российский социум вкладывает в содержание мужского и женского стереотипов поведения преимущественно патриархальные представления.

По этой причине девочкам с раннего детства внушается мысль, что каждой “нормальной” женщине нужно замужество, а мальчикам – карьера, в то время женитьба в число приоритетов не входит.

В России материальной основой для гендерного воспитания детей подростков может служить раздельно-параллельное обучение мальчиков и девочек в школе или на ее отдельных ступенях. Инициатива раздельного обучения принадлежит педагогам, Осуществляемое энтузиастами раздельное обучение и воспитание мальчиков и девочек не имеет пока единых гендерных методик и проводится преимущественно в рамках рекомендаций О. А. Ворониной [4], посредством коррекции школьных программ, выбора для подражания литературных и исторических образов, применения учителями разного языка и стиля поведения в мальчишеских и девичьих классах. С медицинских позиций главное достоинство обучения школьников в однородных по полу классных коллективах состоит в том, что такая модель обучения оказалась здоровьесберегающей. Это важно потому, что положение о сохранении здоровья учащихся в процессе школьного образования фигурирует среди главных деклараций его современной модернизации.

К сожалению, на основе имеющихся у школ опыта раздельного обучения девочек трудно проследить стратегию, на которую ориентировано проводимое в школах генеральное воспитание школьниц [4]. Между тем постсоветский период предлагает женщинам многочисленные и дифференцированные женские гендерные роли, среди которых значимые для реализации демографической программы заслуживают того, чтобы их тиражировали во всех ОУ.

Особенно это относится к школам с раздельным обучением девочек, где применяется гендерная педагогика. Это роли “работающей матери” и “домашней хозяйки”, которые специалисты обозначают термином “гендерный контракт”, очевидно потому, что осуществление данных ролей, по сути, можно приравнять к выполнению определенного контракта между женщинами и обществом.

Гендерный контракт работающей матери связан с традицией массовой занятости женщин советского и постсоветского периодов, с моральной и экономической их ответственностью за семейно-бытовую сферу.

Этот контракт поддерживается идеологией гендерного равенства и партнерства между супругами. Проявление такого контракта: планирование деторождения, быта, забота о детях – обязанности как женщины, так и мужчины, партнерская взаимопомощь в приватной и публичной сферах; совместный бюджет, распоряжение деньгами и принятие решений. Все это является реальными предпосылками для планирования женщинами данного круга рождения в семье второго и более детей. Но для такого выбора у женщины должна быть сформировано соответствующая мотивация родителями или в школе. В противном случае контракт “работающей матери” способен перерастать в “контракт профессиональной женщины”, когда главным ориентиром выступают профессиональные достижения и связанные с ними удовлетворение амбиций. Все чаще это вариант “двухкарьерной семьи”, в которой карьеру делают оба супруга, что характерно для многих современных семей среднего класса. Но основе такого контракта формируется тип “деловых женщин”, сделавших карьеру в медицину, педагогике, а в условиях рыночной экономики – карьеру “бизнесвумен”.

Но в большинстве своем в настоящее время такие женщины не могут служить примером репродуктивного поведения, необходимого для расширенного воспроизводства населения.

Другой гендерный контракт – домашней хозяйки – связан с представлениями о лучших жизненных шансах, характерных для высших слоев досоветского и постсоветского российского общества. Этот контракт представляется наиболее перспективным в решении демографических задач, поскольку он построен на патриархальных представлениях о разделении труда, в котором женщине предлагается естественная для ее предназначения роль – материнство и забота о детях и муже. Данный контракт опирается на религиозные ценности, а также на возрастающую в рыночной экономике необходимость сочетать семейные обязанности с ролью управительности частной собственности семьи.

В то же время у женщин при этом контракте могут возникать проблемы, связанные с потерей материальной независимости; с низкой престижностью домашнего труда, особенно тогда, когда это демонстрируют муж и дети; с жестким контролем мужа за бюджетом семьи и личными расходами женщины.

Все это не может не влиять отрицательно на психологический статус женщины и микроклимат в семье.

Однако для большинства женщин контракт домашней хозяйки в семье при обеспеченном муже сохраняет свою привлекательность и остается желательным проектом для работницы низкой квалификации и вынужденно работающей матери [4].

Как в первом, так и, особенно, во втором гендерном контракте положение женщины и ее желание иметь многодетную семью определяется во многом поведением мужа. Поэтому формирование у школьников мотивации к указанным гендерным контрактам требует определенных гендерных воздействий не только на девочек, но и на мальчиков.

Большую помощь в гендерном воспитании школьников могут оказывать психологи. Представляется, что главное содержание их работы должно быть направленно

К тому, чтобы достигать гендерной социализации у детей разного пола, формировать и корректировать воспитание у школьников личностных качеств, адекватных предложенным гендерным ролям и другие.

4.Исследование состояния здоровья при раздельном и смешанном обучении

Наглядным подтверждением сказанного являются сравнительные результаты наблюдений Н. Куинджи за динамикой состояния здоровья от первого к третьему классу у девочек начальной школы, обучавшихся в девичьих и смешанных классах. Если в начале обучения школьницы из девичьих и смешанных классов по состоянию здоровья существенно не различались, то в конце третьего года обучения среди школьниц из девичьих классов распространенность функциональных расстройств здоровья оказалась по всем системам меньше, чем среди обучавшихся в смешанных классах той же школы. А так же меньше по трем системам (кровообращение, пищеварения, дефицит массы тела) среди популяции московских школьниц.

Было установлено также, что обучение в девичьем классе способствовало формированию у школьниц уверенности в себе и эмоциональной устойчивости.

Таким образом, доказано, что в начальной школе обучение девочек в однородном по полу коллективе имеет здоровьесберегающее преимущества перед традиционно принятым обучением вместе с мальчиками, а также создает условия для самореализации у них таких личностных качеств, на основе которых можно сформировать любые гендерные роли, если, конечно, управлять этим процессом.

Не менее важны при раздельном обучении детей разного пола гендерные подходы к организации их обучения. Предпосылками к этому служат полученные нами [4] результаты изучения продуктивности умственного труда у школьниц в динамике от первого к одиннадцатому классам. Было установлено, что количественная величина этого показателя имеет у девочек две фазы нарастания: от первого к четвертому и от седьмого к одиннадцатому классам. В интервале же пятых-седьмых классов продуктивность умственного труда у школьниц резко снижалась, образуя в возрастной кривой этого показателя своеобразную “яму”. Обнаруженная “яма” приходится на возраст одиннадцать-тринадцать лет, когда у большинства городских девочек формируются и появляются “критические дни” [4].

Полученный материал служит основанием рекомендовать снижение учебных нагрузок к школьницам пятых-седьмых классов, поскольку доминирование у девочек одиннадцати-тринадцати лет биологических процессов полового созревания снижает у них восприятие социальных (учебных) нагрузок и делает их неблагоприятными для здоровья.

Другой пример: школьники с третьей группой работоспособности (низкий уровень), среди которых преобладали мальчики, демонстрировали наилучшие результаты выполнения логических операций, и это сочеталось у них с наименьшей мотивацией на школьные успехи.

Полученные данные показывают, что современное школьное образование не дает “пищи” для ума мальчикам, имеющим дар логического мышления, что лишает их мотивации к школьным успехам и требует других, гендерно резких методов обучения детей разного пола.

5.Исследование успеваемости школьников при раздельном и смешанном обучении

Мы проанализировали результаты обучения выпускников разных лет с точки зрения гендерного обучения. Для сравнения были взяты по три класса:

  • класс мальчиков (кадетский),
  • класс, с преобладанием девочек,
  • класс смешанного состава, где количество мальчиков и девочек было примерно равное. Обучаемые учились в девятых-одиннадцатых классах; сравнивались показатели: средний балл и порог успешности за три учебных года (таблица 1).

Анализ результатов показывает, что:

  1. показатели класса мальчиков (кадетского) самые высокие и растут с девятого по одиннадцатый класс; основная причина – не ударить в грязь лицом, быть лидером, стремление стать равным среди равных,
  2. любовь к соревнованиям и выяснению: кто сильнее, кто быстрее;
  3. показатели классов с преобладанием девочек также растут из года в год; но основные причины здесь, вероятно, другие: они в своей среде, не боятся показаться перед ребятами неуклюжими, не стесняются и не комплексуют;
  4. показатели смешанных классов также растут, но они ежегодно меняются, а в последние три года они ниже, чем в предыдущих классах. Объяснить это можно по-разному, но, скорее всего, можно так: смелые девочки и мальчики демонстрируют свою силу, ловкость. Робкие, стеснительные – боятся насмешек по любому поводу: фигуры, роста, комплекции, спортивной формы (не тот фасон, цвет, качество, цена). И предпочитают отсиживаться, пропускать уроки, под любым предлогом отказываясь от активного участия в спортивных мероприятиях. В таких классах, конечно же, у учащихся высокий уровень тревожности, часты стрессовые ситуации.

Заключение

Раздельное обучение детей разного пола не только имеет право на существование в качестве альтернативной, причем здоровьесберегающей формы организации обучения

Учащихся, но создает реальные условия для формирования у школьников значимых для общества гендерных ролей, которые могут быть направлены на успешное решение в стране национальной демографической программы.

2008 год объявлен в России “Годом Семьи”. И уже это говорит о том, что наконец-то государство и общество поворачиваются лицом к проблемам современной российской семьи. Без повышения престижа матери и отца-главы большого семейства, без воспитания в семье и школе настоящих женщин и мужчин, невозможно представить будущее нашей страны.

Библиографический список

1 Бабурова И. Психологический климат класса. Народное образование – 2005-№ 2-с.132

2 Базарный В. Школа, породившая неумолимо нарастающую психическую эпидемию российского народа. Народное образование – 2007-№ 5-с.39

3 Беленцов С. Взаимоотношения школы и семьи на рубеже XIX-XX веков: взаимодействие или взаимные претензии? Народное образование – 2005-№ 2-с.185

4 Куинджи Н. Гендерное воспитание в школах – помощь в решении демографической проблемы в России. Народное образование – 2007-№ 5-с.182

5 Лукьяненко В. Физкультурное образование и здоровье учащейся молодежи. Народное образование – 2005-№ 2-с.132

6 Мудрик А. О полоролевом (гендерном) подходе в социальном воспитании. Народное образование - 2007-№ 5-с.175

8 Харисов Ф. Ф. Проблемы и перспективы охраны и укрепления здоровья обучающихся в условиях гуманизации образование. Народное образование – 2007-№ 5-с.45

9 Чумаков В. Большая семья: нужна эффективная программа. Народное образование – 2005-№ 2-с.181.