Урок по математике во 2-м классе по теме "Прямоугольник (закрепление)". УМК "Школа России"

Разделы: Начальная школа


Тема урока: «Прямоугольник» (закрепление).

Цели:

  • Образовательные:
    • совершенствовать умение распознавать среди фигур прямоугольник;
    • формировать вычислительные навыки, умение решать задачи на разностное сравнение и на нахождение неизвестного слагаемого;
  • Развивающие:
    • развивать произвольное внимание, зрительную память и внимание, логическое мышление, математическую речь.
  • Воспитательные:
    • воспитывать любовь к животным, работоспособность, дисциплинировать учебный труд.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

– Здравствуйте, дети. Проверьте, всё ли готово к уроку на ваших партах: учебник, тетрадь, ручка, карандаш.
– Сегодня я вам предлагаю совершить воображаемую экскурсию в зимний лес, на лыжах, но сначала нам предстоит разминка – устный счёт, во время которого мы повторим правила и они помогут нам преодолевать препятствия на нашем маршруте.

Вы сюда пришли учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.

II. Устный счёт

– Сейчас у нас устный счет –
Мы готовимся в лыжный поход!

а) Перед началом пути – разминка. Начинаем!

– Какие числа пропущены?

* + 64 = 100 70 + * = 99 * + 72 = 94 * – 47 = 53

– Какое правило использовали при решении этих примеров?

Индивидуальная работа:

решить задачу по краткой записи:

Девочек – 12 ч.
Мальчиков – ? ч.
Всего – 30 ч.

– составить задачу по выражению: 30-18.

Задание для всего класса:

– Какие задачи получились? (Составляю задачу неправильную, а дети должны доказать, что задача составлена неверно).
– Молодцы.

б) Лыжники участвуют в соревнованиях под номерами. Хорошо ли вы знаете порядок цифр при счёте.
– Если в команде 3 десятка человек, какой номер самый первый?
– Последний?
– Молодцы, справились.

в) – А сейчас посмотрите на доску.

(На интерактивной доске геометрические фигуры, среди которых есть четырёхугольники, пятиугольники, треугольники).
– На какие группы можно распределить данные геометрические фигуры? (Треугольники, четырёхугольники и пятиугольники.)
– Поиграем в игру «День / Ночь». Наступила ночь. Закройте глаза.
(Учитель убирает все треугольники).
– Наступил день. Откройте глаза. Что изменилось?
(Учитель вновь просит детей закрыть глаза. Он убирает с доски один пятиугольник. В результате на доске остаются все четырёхугольники).
– Какая фигура среди них «лишняя»? Почему?
– Каким свойством обладает прямоугольник?
– Разминка окончена

III. Сообщение темы урока

– Наш поход начался. В пути вы должны помогать друг другу, если появятся какие – то трудности.
– Сегодня на уроке мы повторим свойства прямоугольника и подарим себе новые знания. Желаю вам успеха!
– Откройте тетради, запишите 27 января. Классная работа. Тема урока: «Прямоугольник» (закрепление).

IV. Работа над новым материалом

– Наперекор снегам и вьюгам
Летим на лыжах друг за другом!

– Впереди препятствия.

а) Графический диктант

– Начертим в тетрадях под диктовку четырёхугольник.
– Пропустите 2 клетки от названия темы, 2 клетки от края листа и поставьте точку. От этой точки проведите прямую линию вниз, отсчитывая 4 клетки. Поставьте вторую точку. Далее проведите линию вправо, отсчитывая 6 клеток, и поставьте третью точку. Затем проведите линию вверх. На сколько клеток? (На 4)
– Правильно. Поставьте четвёртую точку. И, наконец, соедините четвертую точку с первой.
– На какую фигуру похож четырёхугольник?
– Почему?
– Обратите внимание на стороны прямоугольника, что о них можно сказать. Сделайте вывод.
– А будут ли эти фигуры прямоугольниками и почему?
С. 13 № 1 (устно).
– Назовите среди данных фигур прямоугольник. (№ 4). Объясните, почему?
– Молодцы, первое препятствие преодолели. Ставим первый флажок.
– Продолжаем наш путь.

Дальше вдруг – сугроб огромный!
Развалился вдоль и вширь
Этот снежный богатырь.
Объезжать его мы стали
И задачи увидали.

– Читай задачу вслух…
«Первый лыжник преодолел путь в 56 метров, а второй в 32 метра. На сколько метров больше прошёл первый лыжник, чем второй?»
– Что известно? (Первый лыжник прошёл 56 м, а второй – 32 м).
(Учитель вывешивает на доске краткую запись задачи по ходу разбора её содержания).
– Какой вопрос в задаче? (На сколько метров больше прошёл первый лыжник, чем второй?)
Краткая запись задачи на доске.
– Какое правило нужно помнить, чтобы решить эту задачу?
– Запишите в тетрадях «Задача», напишите самостоятельно решение задачи и ответ полностью.
Запись в тетрадях:
Задача.
Решение: 56 – 32 = 24 (м)
Ответ: первый лыжник прошёл больше на 24 метра.
Проверка решения задачи. Кто первым решит задачу вызвать его к доске, чтобы он записал решение и ответ задачи с другой стороны доски.
– Кто решил задачу, поднимите руки. (Когда большинство учащихся решит задачу, тогда открыть доску для проверки решения задачи).
– Открой доску и расскажи как решил задачу. Кто не согласен с его решением?
– Задачу решили правильно. Какое правило помогло решить задачу?
– Ребята, в лесу нам могут встретится звери. А какие животные живут в лесу? Какую помощь мы можем оказывать животным зимой.
– Какой домашний зверёк похож на зайца? Сейчас у нас задача про кроликов.
– Эту задачу на с. 13 № 2 – решите самостоятельно.
«У хозяина было 12 кроликов: 8 чёрных, а остальные белые. Сколько было белых кроликов»
– А …. решит её самостоятельно на доске, а мы потом проверим.
Чёрных – 8 к.
Белых – ? к.
Решение: 12 – 8 = 4 (к.)
Ответ: было 4 белых кролика.
– Кто решил задачу, покажите посадкой.
(Когда большинство учащихся решит задачу, тогда открыть доску для проверки решения задачи).
– Открой доску и объясни, как решил задачу.
– Кто не согласен с решением задачи.
– Задачу решили правильно.
– Итак, как же найти неизвестное слагаемое?
– Мы преодолели ещё одно препятствие и вновь ставим флажок.

V. Физминутка (под музыку).

Снежинки решили в снежки поиграть
И стали снежинки друг друга толкать
Толкали, толкали последний толчок
Снежок получился как твой кулачок.

– Немного отдохнули и продолжаем наш путь.
– Впереди новое препятствие.

Наперекор снегам и вьюгам
Летим на лыжах друг за другом.

VI. Закрепление материала

С. 13 № 5 (два примера с комментированием у доски, а остальные самостоятельно).

28 + 31 = 59 54 – 31 = 23
72 + 28 = 100 86 – 54 = 32 93 – 70 = 23

– Поднимите руки, кто решил примеры.
– Проверяем, читая примеры разными способами.
(Проверка с помощью сигналов «Да», «Нет».)
– Какое правило нужно знать, чтобы правильно решать такие примеры?
– Препятствие преодолено, ставим флажок и двигаемся по лесу дальше.
– И вновь препятствие.
– Решаем неравенства (устно).

64см * 1м 2 м * 14 см
30см * 28м 1 м * 1 см

– Что нужно знать, чтобы правильно выполнить такое задание?
– Задание выполнили верно.
– И с этим препятствием вы справились. Ставим флажок.
– Идем дальше по лесу и снова препятствие у нас на пути.
– Будем решать примеры, таким образом, один ученик математически правильно читает пример, другой его записывает на доске и решает.
– Почему сначала выполняли действие в скобках?

30 – (20 – 6) = 16
40 – (30 – 6) = 16
50 – (40 – 6) = 16

– Итак, какое правило мы повторяли при решении этих примеров.
– Преодолели мы это препятствие, ставим флажок.
– Наше путешествие подходит к концу.
– Ребята! Там впереди кто-кто просит нас о помощи!

Я несчастная лисичка.
Ветер дунул посильней –
Я на части развалилась,
Собери меня скорей!

– Есть ли среди этих фигур – прямоугольники?
– Сколько?
– Как вы это определили?

VII. Итог

– Вот и подошло наше путешествие к концу.
– Ребята, а на какую фигуру похож наш маршрут.
– Почему вы так решили?
– Подведём итог работы. (На доске – обобщающая таблица, по которой учащиеся самостоятельно подводят итог урока).

На сегодняшнем уроке
Мы с вами научились…
Что вам больше…

VIII. Оценки

Домашнее задание: с. 13 № 4, решить задачу: «В ведро входит 8 л воды. Коля принёс 3 таких ведра с водой. Сколько литров воды он принёс?»
с. 13 № 8, найти значения выражений: а – 8 и а + 10 при а = 12, а = 20, а = 28, а = 43.
– Урок окончен. Большое всем спасибо за работу.