Пояснительная записка
Элективный курс “Выжигание по ткани” предназначен для учащихся 8–9-х классов предпрофильной подготовки.
Курс познакомит учащихся с совершенно новым способом изготовления изделий из ткани – это редкий вид декоративно-прикладного творчества, таит в себе большие возможности. Ажурные воротнички и платочки, салфетки и шторы, выполненные по новой технологии, украсят окружающий вас мир.
Гильоширование (выжигание по ткани) – современный и увлекательный вид рукоделия. Его преимущество состоит в том, что на изготовление изделия требуется значительно меньше времени, чем на изделие, выполненное в технике вышивки. Круглую салфетку диаметром 15–20 см или воротник средних размеров можно выполнить за 1,5–2 часа.
Выжигание по ткани основано на свойстве тканей из химических волокон – плавиться и склеиваться под действием высокой температуры. Содержание курса позволит школьникам расширить знания по материаловедению, композиции, цветоведению, способствует овладению соответствующими практическими навыками и умениями. Получая представление о разных способах обработки ткани, данный курс не только расширяет знания учащихся по предмету “Технология”, но и обеспечивает интеграцию познавательного и художественного характера.
В основе курса – практическая направленность. При выполнении практических работ школьники, кроме освоения технологических приемов, должны включаться в решение задач, направленных на создание целостного изделия, отвечающего как функциональным, так и эстетическим требованиям. Изделия, выполненные в технике гильоширования, могут быть использованы для оформления интерьера дома и школы или в коммерческих целях.
Предлагаемый курс позволит сформировать целостное представление учащихся об элементарных навыках работы с синтетическими, искусственными материалами и прибором для выжигания. Темы, рассматриваемые в курсе “Выжигание по ткани” не изучаются в базовом курсе по технологии (обслуживающий труд) в общеобразовательной школе.
Курс ориентированного характера рассчитан на 12 часов. Значимость и роль данного курса определяется также необходимостью подготовки учащихся к выбору собственной деятельности. Элективный курс “Выжигание по ткани” будет очень полезен будущим дизайнерам, модельерам, художникам-оформителям.
Освоение выжигания по ткани невозможно без знаний и умений, приобретенных при изучении других дисциплин школьной программы.
Прослеживаются следующие межпредметные связи:
– с химией (современные материалы, химические
свойства материалов);
– с физикой (физические процессы,
электротехника);
– с рисованием (ритм и композиция рисунка,
светотень);
– с физическим воспитанием (правильная осанка,
профессиональная гимнастика, условия
продуктивного целесообразного труда).
Цель:
- ознакомить учащихся с нетрадиционным способом обработки ткани – гильошированием, с особенностями выбора тканей для выжигания, а также с этапами изготовления простейших изделий;
- обучить приемам выжигания по различным видам ткани;
- воспитывать аккуратность, развивая художественную инициативу.
Задачи:
- ознакомиться с новым видом декоративно-прикладного творчества – выжигание по ткани;
- ознакомиться с особенностями выбора тканей для выжигания;
- научиться выполнять несложные изделия в технике гильоширования;
- научиться понимать основные закономерности цветового оформления изделий;
- воспитывать аккуратность в работе.
Формы учебных занятий
Достижение цели обучения элективного курса обеспечивается проведением взаимосвязанных теоретических, практических и комбинированных занятий. Во время проведения практических занятий учитель выступает в роли консультанта. Комбинированные занятия предполагают диалог учителя и учащихся, в результате которого учитель выявляет уровень знаний учащихся, а также наиболее трудные для усвоения темы. Рекомендуется построить систему практических занятий так, чтобы в результате освоения курса учащиеся смогли выполнить несложную салфетку, платочек, воротничок.
Формы контроля уровня достижений учащихся
Для проверки уровня освоения знаний рекомендуется использовать контрольные вопросы или тестовые задания. В качестве иллюстрации в приложении 1 предлагаются контрольные вопросы и тестовые задания.
По завершению курса учащимся предлагается выполнить мини-проект, который позволит определить практический уровень умений и навыков приобретенных за время обучения.
Балльно – рейтинговая система больше подходит для оценивания мини-проектов или практических работ [1].
Рейтинговая оценка (РО), состоит из трех частей:
– средней арифметической, объективной (Оср), выставляется учениками-экспертами;
– субъективной самооценки учащегося (С), выставляется самим учеником;
– оценки преподавателя (П).
Подсчитывается РО так:
РО = Оср + С + П,
Предлагается ключ для перехода к традиционной оценке:
100… 140 60...99 35...59 менее 35 |
баллов « « « |
– отлично; – хорошо; – удовлетворительно; – неудовлетворительно. |
Объективная оценка экспертами-учениками, производятся суммированием баллов по семи критериям на четырех уровнях (отличный, хороший, удовлетворительный, неудовлетворительный):
О | Х | У | Н/У | |
1. Информативность содержания сообщения 2. Подготовленность, уровень знаний 3. Проблемность в изложении материала 4. Импровизационное начало, гибкость 5. Межпредметные связи 6. Ответы на вопросы 7. Чувство времени, интенсивность |
25 20 20 15 20 25 15 |
15 15 15 10 15 15 10 |
10 10 10 5 10 10 5 |
5 5 5 0 5 5 0 |
Задания для самостоятельной работы
- Работа с прибором для выжигания “Узор-1” согласно правилам техники безопасности.
- Самостоятельно подобрать рисунок для ажурной салфетки с учетом вида ткани и выполнить изделие.
- Самостоятельно выбрать рисунок для аппликации с учетом гармоничного сочетания цветов и выполнить изделие.
Требования к уровню освоения содержания курса
Учащиеся должны знать
Оборудование, инструменты для выжигания по ткани и правила безопасной работы. Материалы, применяемые для выжигания. Особенности перевода рисунка на ткань. Принципы композиции и роль цвета. Технологические приемы выжигания на прозрачной ткани. Технологические приемы выжигания на непрозрачной ткани.
Учащиеся должны уметь
Подготавливать рабочее место для выжигания по ткани. Подбирать ткань по цвету и качеству для изготовления изделий. Определять долевую и уточную нити. Выполнять выжигание по ткани из различных видов материалов, с соблюдением правил безопасной работы.
Ожидаемые результаты и способы их оценивания
Учащиеся за курс обучения должны овладеть техникой выжигания по ткани. Реали-зовывать основные закономерности цветового оформления изделий, подбирать рисунки для своих изделий. Самостоятельно выполнять несложные изделия в технике гильоширования.
Выполненное изделие и сданный итоговый тест буду свидетельствовать об успешном освоении курса.
Учебно-методическое обеспечение, техническое оснащение
При изучении данной программы необходимо:
– техническое обеспечение:
- мастерская, комплект ручного инструмента;
- прибор для выжигания “Узор-1”;
- светоскоп;
- ткань, рисунки и трафареты;
– методическое обеспечение:
- Практическое пособие "Выжигание по ткани. Гильоширование".
- раздаточный материал;
- карточки-задания, Приложение 2;
- таблицы;
- инструкционные карты.
Учебно-тематический план
Название темы |
Количество часов | Форма проведения | Образовательный продукт | ||
всего | теорет | практич. | |||
1. Введение. Виды отделки швейных изделий. | 1 | 1 | лекция | Конспект | |
2. Материаловедение | 1 | 1 | лекция | Конспект | |
3. Цветоведение. Композиция | 2 | 0,5 | 1,5 | комбинирован. | Конспект |
4. Способы выжигания по ткани | 2 | 0,5 | 1,5 | комбинирован. | образец |
5. Технология выжигания по прозрачным тканям | 2 | 0,5 | 1,5 | комбинирован. | Конспект |
6. Технология выжигания по непрозрачным тканям | 2 | 0,5 | 1,5 | комбинирован. | образец |
7. Выставка работ. | 2 | – | 2 | защита мини-проекта | Конспект образец Изделие |
Итого | 12 | 4 | 8 |
Содержание курса
Занятие 1. Введение. Виды отделки швейных изделий (1 час)
История возникновения технологии выжигания по ткани. Традиционные и современные виды отделки швейных изделий. Безопасные приемы труда и санитарно-гигиенические требования.
Занятие 2. Материаловедение (1 час)
Материалы и инструменты для выжигания по ткани. Оборудование рабочего места. Ознакомление с тканями из натуральных и химических волокон. Смесовые ткани. Свойства и подбор тканей для выжигания по волокнистому составу.
Занятия 3. Цветоведение. Композиция (2 часа)
Значение цветового решения в изготовлении изделия. Гармоничные сочетания цветов. Законы композиции.
Практическая работа. Выполнение эскиза салфетки для выжигания.
Занятие 4. Способы выжигания по ткани (2 часа)
Основные способы выжигания по ткани. Выбор способа выжигания в зависимости от вида изделия, его назначения, фактуры и цвета ткани. Безопасные приемы работы с выжигателем.
Практическая работа. Выполнение точек, линий и отверстий горячей иглой.
Занятие 5. Технология выжигания по прозрачным тканям (2 часа)
Особенности выжигания по прозрачным тканям. Теневая и накладная аппликации.
Практическая работа. Выполнение накладной аппликации на прозрачных тканях.
Занятие 6. Технология выжигания по непрозрачным тканям (2 часа)
Особенности выжигания по непрозрачным тканям. Сетка, оформление края изделия. Влажно-тепловая обработка изделий.
Практическая работа. Изготовление накладной аппликации на сетке.
Занятие 7. Выставка работ. Защита мини-проектов (2 часа)
Презентация собственных работ учащихся (мини-проектов).
Презентация. См. Приложение 1. Мультимедийная презентация элективного курса “Выжигание по ткани”
Литература
- Лернер П.С. Экзамен с рейтинговой оценкой. //Школа и производство. – 1991. – № 8. – С. 90–94.
- Смотрова Н. А. Выжигание по ткани. Гильоширование — СПб 1999.
- Программы общеобразовательных учреждений. “Технология”. Научные руководители: Хотунцев Ю.Л., Симоненко В.Д., Москва, “Просвещение”, 2000 г.
- Смотрова Н. А. Выжигание по ткани. Учебное пособие — СПб 1999 г.