Человеческая деятельность и ее многообразие

Разделы: История и обществознание


Тема: Человеческая деятельность и её многообразие. Обществознание 10 класс.

Цели:

  • раскрыть содержания понятие деятельность;
  • дать общую ее характеристику и раскрыть структуру деятельности;
  • показать деятельность как способ бытия человека и общества;
  • дать представление о многообразии видов деятельности;
  •  продолжить работу по формированию специальных умений и навыков (по подготовке к ЕГЭ);
  • подвести учащихся к самостоятельному выводу об отличии деятельности человека от поведения других существ.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Изучение новой темы

 Мы начинаем изучение ряда тем, характеризующих деятельность как способ бытия человека и общества. При изучении темы «Человеческая деятельность и ее многообразие» необходимо раскрыть содержание  понятия деятельность, рассмотреть ее структуру, познакомится с различными классификациями деятельности.

План урока.

  1. Деятельность, ее роль в развитии общества.
  2. Отличие деятельности человека от поведения других живых существ.
  3. Структура деятельности.
  4. Мотивы деятельности и потребности.
  5. Виды деятельности.

По завершению изучения первой части темы учащиеся должны ответить на вопрос: «Чем деятельность человека отличается от поведения других живых существ?»

Вопрос первый. Изучение первого вопроса плана начнем с сопоставления двух фраз.

Задание 1. Сопоставьте две фразы.

  1. Развитие общества – результат деятельности людей.
  2. Общественная деятельность находится в постоянном изменении. Темпы и масштабы этих изменений могут быть различными: в истории человечества были периоды, когда сложившийся порядок жизни не менялся в своих основах столетиями; со временем изменения стали нарастать.

Вопрос: Сопоставьте две эти фразы. Какую роль в непрерывных изменениях общества играет деятельность людей?

Вопрос классу: В каком значении в  повседневной жизни мы употребляем слово деятельность? (Активность, действия, поступки, занятия человека)

Деятельность в широком смысле употребляется в значении активности кого-либо или чего-либо. Деятельность в узком смысле слова означает занятие, человеческий труд.
В науках изучающих человека и общество понятие  деятельность наполнено специальным содержанием, с которым мы и будем работать.

Второй вопрос. Все живые существа взаимодействуют с окружающей средой. Животные приспосабливаются к окружающей среде. Они употребляют природный материал в качестве орудий,  в общем, используют всё, что дает природа. Человек не только приспосабливается  к окружающей среде, но и преобразует ее. Только человеку присуща такая активность как деятельность. Человек использует не только природные предметы, но и средства создаваемые самим человеком. И поведение животных и деятельность человека сообразуется  с целью, но в основе поведения животных – биологическая программа, т.е. инстинкты, а человеческая деятельность  характеризуется исторически сложившейся программой, т.е. обобщением опыта предшествующих поколений.
Таким образом деятельность – это присущая только человеку форма взаимодействия с окружающим миром, основанная на изменении и преобразовании мира в интересах людей, направленная на созидание того, чего нет в природе , на производство продукта материальной и духовной культуры.

Вопрос третий. Со структурой деятельности познакомимся на основании текста  М.В. Демина «Структура деятельности» и текст учебника.
«Структура деятельности». М. В. Демин – современный российский ученый.

Если отвлечься от особенностей, имеющих частное значение, то элементы структуры человеческой деятельности в ее общем виде можно представить следующим образом:

1) люди как субъекты деятельности;
2) их потребности и интересы, определяющие мотивы деятельности;
3) цели как идеальные прообразы потребных предметов;
4) средства деятельности, как идеальные, так и материальные;
5) объект деятельности;
6) сама деятельность как целесообразная активность, как процесс приложения материальных и духовных сил людей.

Вопросы:

1. Сопоставьте представленную в тексте структуру с характеристикой структуры деятельности в учебнике.
2. Следует ли включать в структуру деятельности результат? Аргументируйте свой ответ.

На доске выписывается структура представленная в учебнике Боголюбова и структура представленная в тексте Демина.

Демин М.В. «Структура деятельности». Боголюбов «Обществознание 10 класс».
Субъект деятельности. Субъект деятельности.
Потребности, интересы, мотивы деятельности. Объект деятельности.
Цели деятельности. Цель деятельности.
Средства деятельности. Средства достижения
Объект деятельности. Действия, направленные на  достижение цели
Сама деятельность Результат деятельности.

Разберем подробно структуру деятельности (работа с учебником, запись понятий в тетрадь).
Субъект – это тот, кто осуществляет деятельность. Пример: отдельная личность, организация, государство.
Объект – это то, на что направлена деятельность. Пример: различные предметы, области жизни, другие люди.
Цель – это осознанный образ предполагаемого результата, на достижение которого направлена деятельность.

Задание.

  • Подумайте над словами  французского философа Д.Дидро (1713-1784): «Если нет цели, не делаешь ничего, и не делаешь ничего великого, если цель ничтожна».
  • Может ли человек делать что-либо без цели?
  • У архитектора цель выступает в образе задуманного сооружения. А какой может быть цель государственного деятеля? Полководца?

Средства – это приемы, способы действий, орудия, приспособленные для осуществления деятельности.

Хотелось бы услышать ваше мнение по поводу высказывания известного средневекового философа Макиавелли «…цель оправдывает средства…»

Задание.

  1. «Цель, для которой требуются неправильные средства, не есть правая цель».

                                                                                      Немецкий философ К. Маркс.

  1. «Характер средств должен быть таков же, как характер цели, только тогда средства могут вести к цели… Дурные средства годятся только для дурной цели».

                                                                        Русский философ Н.Г. Чернышевский.

Вопрос: В чем смысл этих суждений?

Следующий компонент структуры – это действия. Любая деятельность состоит из действий. Пример: учебная деятельность состоит из таких действий как запись лекций, чтения книг, решения задач и т.д.

Результат – это то, что получаем в завершении деятельности.
Результат воплощает задуманное, соответствует поставленной цели.
Вопрос: всегда ли результат соответствует поставленной цели? Почему?

Вопрос четвертый. Побуждает к деятельности мотив. Это побуждение к какой- либо деятельности, связанное с удовлетворением потребностей.

Задание. Что движет человеческой деятельностью? Определите, используя таблицу.

Философское направление. Основная мысль.
Географическое направление. Географические условия обуславливают характер и склонности людей.
Социологическое направление. «Идеи правят миром».
Исторический материализм. Деятельность людей определяется материальными условиями, прежде всего изменениями в производстве.
Технологическое направление. Определяющий фактор движения общества – техника и технология.
Психологическое направление. Объяснения социальных процессов с точки зрения психологии больших социальных групп.

В мотивах деятельности проявляются потребности. Потребности – это переживаемая и осознанная нужда человека,  в чем-либо. Американский психолог А. Маслоу выделил следующие потребности:

Первичные (врожденные) Вторичные (приобретенные)
Физиологические (потребность в пище, воде и т.п.) Социальные (общение)
Экзистенциальные (безопасное существование) Престижные (уважение)
  Духовные (самовыражение)

После всего рассмотренного, вернемся к вопросу,  чем деятельность человека отличается от поведения других живых существ?
Ответы учащихся.

Вопрос пятый. Виды деятельности.

Деятельность

В зависимости от особенностей отношения к окружающему миру

Духовная
(связана с изменением сознания людей)
Познавательная
(отражает действительность в художественной и научной форме)
Ценностно- ориентированная
(формирует мировоззрение)
Прогностическая
(планирование, предвидение результатов)

Практическая
(направленная на преобразование объектов природы и общества)
Материально – производственная
(преобразование природы)
Социально – преобразовательная
(преобразование общества)

В зависимости от сфер общественной жизни

экономическая

политическая

социальная

духовная

В зависимости от общекультурных ценностей и социальных норм.

законная

моральная

аморальная

В соотношении с ходом истории

прогрессивная

регрессивная

В зависимости от потенциала нового

инновационная

творческая

изобретательская

 

трудовая

творческая

игра

Формы деятельности

коллективная

массовая

индивидуальная

Работа с текстом. С.А. Шмаков – современный ученый – педагог.
Игра сейчас встает в строй самых жгучих проблем человечества. Без нее невозможно нормальное развитие мозга и тела. Неиграющий ребенок – опасно болен… Экспериментально проверено на молодняке животных, если их  сознательно лишают игровой двигательности, их вес резко уменьшается, мозг развивается хуже. То же и у детей. Лишенные игр, они теряют те или иные качества мышления, попросту не развиваются. По свидетельству психологов, дети, только что поступившие в первый класс, недостаточно наблюдательны: не могут точно, интересно, подходя с разных сторон, рассказать о птице или растении, на которое смотрят. Диагноз – «НЕДОИГРАЛ».
…Фантазия, логика, воображение, интуиция, реактивность – все это из игры. Одна из высочайших ценностей участия в играх – обогащение эмоциями.
Игра заставляет находить неожиданные, правильные, неправильные и потому часто особенно интересные решения. Становится очевидным, что часы, потраченные на игры, - не потеря времени на глупости, а обретение важной человеческой способности – самому принимать решения. Привлекательность игр и заключается в риске выбора решения, в «испытании» судьбы. Игры важны именно для воспитания склонностей, привычек  принимать решения своеобразно обстановке, имеющейся информации… СТРАТЕГИЯ ПОВЕДЕНИЯ есть главный социальный капитал игры.

Вопросы:

1. Какая  связь между игровой деятельностью и развитием живого организма?
2. На основе текста составьте перечень «высочайших ценностей» игры.
3. Что, на ваш взгляд, роднит игру с исследовательской деятельностью?

Тест на закрепление изученного материала

1. К видам деятельности, характерным для человека, относится:

А) организация питания;
Б) обучение потомства;
В) изменение условий своего существования;
Г) групповое взаимодействия.

2. Признаком человеческой деятельности, отличающей ее от поведения животных, является:

А) проявление активности;
Б) целеполагание;
В) приспособление к окружающему миру;
Г) взаимодействие с природой.

3. В познавательной деятельности в отличие от трудовой:

А) среда должна соответствовать целям;
Б) результатом является создание нового продукта;
В) цель состоит в получении нового знания;
Г) субъектом выступает отдельная личность.

4. Cоотнесите вид  деятельности и особенности его проявления.

Особенности проявления видов деятельности человека

1) создание необходимых людям благ;
2) наличие воображаемой обстановки;
3) обязательное использование языка;
4) необходимость специальной подготовки.

Вид деятельности

1) игра
2) общение
3) труд.

Ответы запишите в таблицу:

1

2

3

4

       

5. Запишите слово, пропущенное в приведенной схеме.

 

 

6. Деятельность, которая связана с преобразованием объектов природы, называется:

А) духовной;
Б) потребительской;
В) ценностно-ориентированной;
Г) практической.

7. Установите соответствие видов деятельности  и определений:

Вид деятельности

1) игра;
2) труд;
3) учеба
4) обобщение

Определения

А) освоение опыта предшествующих поколений;
Б) преобразование предметов окружающего мира;
В) преобразование информации в процессе взаимодействия;
Г) осуществление реального действия воображаемыми средствами.

Ответы запишите в таблицу:

1

2

3

4

       

8. Общее в деятельности изобретателей и писателей то, что она является:

А) предметной;
Б) практической;
В) материальной;
Г) творческой.

9. Деятельность человека отличается от поведения животных тем, что она всегда:

А) неразрывно связана с окружающей средой;
Б) является жестко запрограммированной;
В) основывается на осознанном выборе;
Г) связана с проявлением эмоций.

Литература:

  1. «Человек и общество. Обществознание». Учебник для 10-11 классов под редакцией Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой. В 2-х частях: часть 1 – 10 класс; часть 2 – 11 класс.
  2. Методические рекомендации по курсу «Человек и общество» под редакцией Л.Н. Боголюбова. В 2-х частях: часть 1 – 10 класс; часть 2 – 11 класс.
  3. Дидактические материалы по курсу «Человек и общество» под редакцией Л.Н. Боголюбова, Т.А. Кинкулькина.