Нравственные проблемы в рассказе В.М. Шукшина "Дядя Ермолай"

Разделы: Литература


 Литература по сути своей предмет личностно-ориентированный. Личностно-ориентированный подход в обучении- это технология последовательного движения учителя вместе с учениками от образа к действию через различные виды анализа, воздействие на детское сознание, эмоциональный мир ребёнка через музыку, игру, интригу, цвет, воспоминание и т. д. Данный урок построен на основе личностно-ориентированного подхода в обучении.

Уроки литературы всегда помогают воспитывать нравственного человека. Основой личностного- ориентированного обучения является не один урок, а серия уроков, посвящённых одной теме. Поэтому мы несколько уроков читали и анализировали рассказы В. М. Шукшина. К этому уроку дети должны были написать мини-сочинения по вариантам «Какие качества я больше всего ценю в людях?», « Что мне нравится в людях?»

Цели урока:

Образовательные:

  • познакомить учащихся с рассказом В. М. Шукшина «Дядя Ермолай»;
  • показать детям духовный мир героев рассказа;

Развивающие:

  • развивать речь учащихся, творческое воображение;
  • развивать самостоятельность мышления: выражать своё мнение, выделять главное, делать выводы.

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к урокам литературы;
  • воспитывать любовь к природе;
  • помочь детям в понимании героев В. М. Шукшина, а через это повлиять на их нравственный мир;
  • воспитывать душевную чуткость, совестливость.

Оборудование:

  • портрет В. М. Шукшина;
  • выставка книг;
  • репродукции картин: К. Е. Маковский «Дети, бегущие от грозы», И. Левитан «Сумерки. Стога», Ф. Васильев «Перед грозой»;
  • Толковый словарь С. И. Ожегова;
  • магнитофон;
  • магнитофонная запись «Перед дождём».

Структура урока.

  1. Организационный момент. (3мин.)
  2. Проверка домашнего задания. (10 мин.)
  3. Работа над содержанием рассказа. (30 мин.)
  4. Подведение итогов. ( 5 мин.)
  5. Домашнее задание. (2 мин.)

Ход урока.

1. Организационный момент.

- Ребята, сейчас мы с вами мысленно побываем в будущем. Для этого я попрошу вас закрыть глаза и немного пофантазировать вместе со мной. (Звучит спокойная музыка) Представьте себе, что наступили летние каникулы. Пора сенокоса. Ваши родители косят на дальнем лугу. Вы скачете на лошади. За вами исчезает село. Впереди луг. Везде пестреют цветы. Поют птицы. Только на природе человек задумывается о смысле жизни, задаёт себе разные вопросы. А теперь открыли глаза и попробуем ответить на вопросы, заданные на дом.

2. Проверка домашнего задания.

Чтение мини-сочинений: 1 вариант « Какие качества я больше всего ценю в людях?»; 2 вариант «Что мне не нравится в людях?»

3.  Работа над содержанием произведения.

– Ребята, сегодня на уроке мы продолжим знакомство с рассказами В. М. Шукшина. Какие рассказы вы уже прочитали?

- Тема нашего урока звучит так: «Нравственные проблемы в рассказе В. М. Шукшина «Дядя Ермолай». Эпиграфом урока станут слова самого писателя. прочитаем его. Слова лежат у вас на партах.

Нравственность есть Правда. Не просто правда, а Правда. Ибо это мужество, честность, это значит - жить народной радостью и болью, думать, как думает народ, потому что народ всегда знает Правду».

- Найдём значение слова нравственность в толком словаре. ( Чтение словарной статьи). Мы ещё вернёмся к эпиграфу по ходу урока.

– Дома вы самостоятельно познакомились с рассказом «Дядя Ермолай». Почему так назван рассказ? Что поразило вас в нем? В чём, на ваш взгляд, заключается основная мысль рассказа?

- А сегодня на уроке мы попробуем ответить на вопрос: какие нравственные проблемы ставит перед читателями В. М. Шукшин.

Первая проблема- это проблема правды. Ведь в основе этого рассказа лежит случай, который произошёл с самим автором, когда ему было 12 лет. А рассказ написан в 1971 году. Сколько лет прошло? Почему он решил написать своё произведение спустя 30 лет? Чтобы ответить на этот вопрос, мы прочитаем короткое вступление к рассказу. ( Вспоминаю из детства один случай).

- Почему автору не вспомнился случай, он не вспомнил о нём, а – вспоминаю? ( Этот случай не даёт ему покоя, он помнит о нём постоянно. Память запечатлела поступок, и через много лет он пишет рассказ.)

-Перед нами возникает ещё одна проблема, над которой будем работать в классе- проблема памяти. Найдём значение этого слова в словаре.

– Рассказ ведётся от первого лица. В рассказах Шукшина, написанных от первого лица, не раз обращается он к предкам. Старики Шукшина – совестливые и мудрые люди. Об этом мы ещё сами убедимся.

– Почему автор сразу не рассказывает нам про этот случай, а показывает состояние природы? Прочитаем пейзаж. Что описывается в нём? (Природа во время грозы, перед дождём). Послушаем, что происходит в природе перед грозой, дождём. ( Звучит музыка).

- Птицы волнуются, боятся. Слышен отдалённый гул.

- А теперь посмотрим на репродукции картин художников, которые изобразили приближение грозы. Обратим внимание на репродукцию картины Ф. Васильева «Перед грозой». Какие изменения происходят в природе перед грозой?

- Смотрим на репродукцию картины К. Е. Маковского «Дети, бегущие от грозы». Что можно сказать про эту картину.( На картине изображена надвигающаяся гроза. На пожелтевшем небе большая серая туча. Она закрыла почти всё небо. Солнца не видно. Налетевший ветер клонит к земле траву, цветы, деревья. перед нами испуганные ребятишки, убегающие от грозы. У девочки волосы растрёпались от бега и сильного ветра. На спине у неё маленькая сестрёнка. Она боится грозы. С замиранием сердца смотрит она на небо и думает: успеет ли добраться до дома, прежде чем разразится гроза.)

-Вспомните, возможно, кому-то из вас случалось быть во время грозы в поле, в лесу? Что вы почувствовали: волнение, тревогу, ужас, страх? Почему люди боятся грозы? А как вы думаете, мальчики испугались грозы?

Прочитаем по ролям диалог дяди Ермолая и мальчиков, а затем выделим слова, которые показывают чувства героев в психологическом поединке. (Чтение диалога по ролям).

-Почему, солгав, мальчики упорно стоят на своём? Зачем дядя Ермолай добивался, чтобы дети

сказали правду? ( Бригадир не мог понять, зачем они так упорно врут.)

- Дети не сознались, что не были на току, куда их отправил дядя Ермолай. Как вы думаете, сознаются ли они во лжи потом, когда пройдёт время?

- В этом рассказе Шукшин так и не пояснил, почему дядя Ермолай ночью в грозу сам отправился на ток. Хотел мальчишек проверить или забеспокоился- страшно им в такую ночь. Как вы думаете? Что оскорбило его в поведении детей? Почему он хотел услышать от них правду, их собственное признание? В. И. Даль говорил: «От человека утаишь, от совести не утаишь». Следующая проблема, которую поднимает автор в рассказе- это проблема совести. Шукшин говорит, что человек должен жить по совести и правде.

– Автор не даёт ответа на вопрос: в чём смысл жизни обыкновенных людей, а предлагает над ним подумать. У него есть такая формула: «Труд- это очень простое понятие, как правда». Не случайно объединяет писатель правду и труд. А по тому о труде он пишет, стремясь быть правдивым до конца. Труд бескорыстный, но ради людей, ради Отчизны. Этот смысл звучит и в эпиграфе. У Шукшина на первом месте всегда стоит правда:

  • правда и память
  • правда и совесть
  • правда и труд. Ибо он писал: «Нравственный человек для меня- это прежде всего человек совестливый и правдивый». Какие главные проблемы затрагивает автор в этом рассказе?

4. Подведение итога урока.

Закончите фразы:

  • Я сейчас чувствую…
  • Я думаю…
  • Я не умею…

5. Домашнее задание.

Написать мини-сочинение на тему: «Герой рассказов Шукшина, затронувший мою душу.»