Формы и методы работы классного руководителя с родителями

Разделы: Классное руководство


Работа классного руководителя с родителями осуществляется в следующих направлениях: с коллективом родителей и индивидуально. В практике уже давно сложились наиболее эффективные формы работы: общие и классные собрания родителей, коллективные и индивидуальные консультации, беседы, лекции, конференции, посещения семей учащихся. Родители привлекаются к подготовке и участию в проведении внеклассной и внешкольной работы с учащимися.

Результат выполнения поставленных перед школой задач во многом зависит от характера взаимоотношений, которые складываются между учителем и родителями. Основой этих взаимоотношений должны стать взаимодоверительные контакты. В их создании ведущая роль принадлежит учителю. При этом педагог должен быть ответственным перед родителями за обучение и воспитание детей, изучать и знать каждую семью учащихся; всегда помнить о родительских чувствах и не оскорблять их нетактичной оценкой недостатков в учебе и поведений детей. С какими словами и каким тоном, при каких обстоятельствах учитель обратится к семье учащихся, таков и будет результат беседы. Правильно подобранные слова, желание и умение помочь родителям поверить в свои силы, поддержать в трудную минуту, дать совет укрепляют авторитет учителя, сближая теснее с семьей учащегося. Для этого необходимо строить общение целенаправленно, учитывать ситуацию, заранее продумывать не только содержание беседы, но и ее ход, возможные варианты. В общении с родителями следует избегать назидательного тона, нравоучительных замечаний.

Говоря с родителями о недостатках ученика в поведении, не следует ограничиваться «голыми» фактами и просьбой «принять меры». В.А. Сухомлинский писал, что именно в начальной школе нужно следить, «чтобы у матери не ожесточалось сердце, а у ребенка не угасло желание быть хорошим».

Часто учителя обращаются к родителям с различного рода просьбами и поручениями. Продумывая, кому какое дать поручение, учитель должен исходить из возможностей данной семьи и при этом стремиться вовлечь в работу всех родителей. С просьбой или поручением к родителю нужно обращаться в такой форме и так объяснить их значимость, чтобы каждый с охотой откликнулся и с удовольствием выполнил это нужное дело. Для того, чтобы родители охотнее откликались на поручения учителя, ответственнее относились к их выполнению, хорошо свою просьбу сопровождать как бы советом, обсуждением того, что необходимо сделать.

Привлечение родителей к выполнению поручений, к ежедневной доброжелательной помощи школе – одна из важных задач в работе учителя с семьей.

Проводя родительское собрание, учитель ставит перед собой целью не только повышение педагогической культуры родителей, но и сплочение коллектива родителей, решение организационных вопросов. Готовясь к собранию, учитель должен тщательно проанализировать успехи в учении и поведении учащихся, стараясь не упустить даже самых незначительных достижений, особенно у тех, кто недостаточно хорошо справляется с программой обучения и правилами поведения школьников.

Общаясь с коллективом родителей, учитель обычно исходит в выборе методов и приемов из тех предварительных индивидуальных контактов, которые всегда предшествуют родительскому собранию. Каждое классное собрание должно воспитывать у родителей сознание значимости их взаимодействия со школой, необходимости личного активного участия в работе. В практике работы используются разнообразные формы работы, вооружающие родителей знаниями.

Лекция – самая распространенная форма систематического устного преподнесения знаний.

Семинар – одна из активных форм учебной работы. Семинар предполагает предварительную самостоятельную работу слушателей, изучение материалов прослушанных лекций, литературы, опыта. К семинару готовятся выступления, тезисы, доклады. На семинаре обязательно происходит обмен мнениями по определенному, заранее намеченному вопросу.

Конференция – в практике школ организуются различные конференции: итоговые, научно-практические, теоретические, тематические. Конференция обычно сопровождается выставкой, демонстрацией фильмов.

Педагогическая консультация (групповая, индивидуальная) – совет, разъяснение по какому-то вопросу. Консультация заранее планируется или проводится по мере необходимости. Консультация способствует лучшему усвоению знаний, развитию интересов слушателей. Это эффективная форма работы, в которой можно учесть индивидуальные или групповые интересы, сделать выводы о знаниях аудитории.

Все эти формы работы взаимодействуют и взаимодополняют друг друга. Каждая из них может быть использована при проведении родительских собраний.

Таким образом, организуя работу с родителями, учитель ставит перед ним цель: получение знаний не ради знаний, а для того, чтобы в результате своей педагогической культуры иметь возможность самостоятельно осуществлять цели и задачи воспитания подрастающего поколения. На необходимость иметь перед собой точную цель и программу воспитания, особое внимание, обращая А.С. Макаренко. Он говорил о недопустимости равнодушия к этому вопросу, отмечал, что нередко в семьях можно наблюдать отсутствие у родителей ясной цели, определенной программы воспитания, когда родители и дети просто живут, рядом и родители надеются на то, что все получится само собой.

Воспитание учащихся в школе и воспитание в семье – это единый непрерывный процесс. Руководителем, организатором его выступает педагогический коллектив школы. В организации работы с семьями учащихся школа исходит из единства задач, решаемых тем и другим коллективом при достижении цели всестороннего гармоничного развития личности.