Урок литературного чтения в 3-м классе. Л.Гераскина. "В Стране невыученных уроков"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • развивать умения: самостоятельно прогнозировать содержание текста, находить в тексте материал для характеристики героя, высказывать свое отношение к прочитанному, видеть в художественном тексте средства выражения чувств и внутреннего состояния героев;
  • развивать общеучебные навыки: сотрудничество при работе в группах, работа с учебником;
  • воспитывать эмоционально-положительное отношение к познавательной деятельности

Ход урока

I) Создание эмоционального настроения

- Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь и скажите себе «Я хочу учиться и узнавать новое».

II) Разговор о творчестве Л. Гераскиной.

1) Автор и его произведение.

Сейчас мы работаем над повестью Лии Гераскиной «В стране невыученных уроков»

Интересно ли вам было читать?

Это самая популярная книга Лии Гераскиной написанная в 1931 году. Лия Борисовна Гераскина родилась в 1910 году в Новороссийске. Это было тяжёлое время из-за военных действий, её семья вынуждена была переезжать с места на место. Лия с детства писала стихи, хотя, работая библиотекарем на фабрике игрушек, то на электростанции постоянно училась и только с 1936 года стала сотрудником газеты.

Сейчас она живёт Москве и сотрудничает с несколькими столичными издательствами. Её повесть «В стране невыученных уроков» трудно найти на полке в библиотеке. Дети читают и перечитывают её с большим удовольствием. Потому что эта книга написана так, будто с её страниц к ребятам обращается не взрослый человек, а их ровесник – Виктор Перестукин. Не секрет что школьники почти всегда не любят учить уроки. Посещать школу – другое дело – там друзья, события, общение. А дома учиться совсем не хочется, тянет поиграть в футбол или просто погулять. Уроки кажутся лишними, скучными, ненужными.

III) Актуализация опорных знаний.

  1. Многие писатели и поэты писали о необходимости учиться.
  2. Какие слова стоят в конце следующих отрывков из стихов? Кто их авторы?
  3. Как называются эти литературные произведения.

Учатся взрослые
После работы
С книжкой идут
На экзамен пилоты
А. Барто «У папы экзамен»

С толстым портфелем
Приходит певица
Даже учитель
Не кончил …

Лампа горит
Занимается папа
Толстую книжку
Достал он из …

Вот уже стоит Егорка
У доски с мелком в руке,
Вот и первая пятерка
У Егорке в …
С.Михалков «Дядя Стёпа и Егор»

Учиться должны все. Каждый урок приносит нам новые знания.

Полкан – хороший ученик
Достоин уважения
За год ученья он постиг
Таблицу …
С. Михалков «Цирк»

Открыта школа для птенцов
Занятие с пяти часов.
Здесь можно даже летом
Учится всем …
Б. Заходер «Птичья школа»

Ученик учил уроки
У него в чернилах …
С. Маршак «Про всё на свете»

Ребята посмотрите на доску.

Что вы видите?

Я составила этот фонтан эмоций из тех слов, которые мы вчера нашли в тексте. (Тревога, страх, переживания, каприз, возбуждение, негодование, растерянность, пренебрежительность, храбрость, ехидство.)

Так вели себя герои в десятой части. А хотите сами составить такой фонтан?

Что для этого надо сделать? Молодцы.
Вчера на уроке в 10 части мы расстались с Виктором Перестукиным, когда он оказался в очень сложной жизненной ситуации.

- Что эта была за ситуация? (запятую пост.)

- Какое она имела для него значение? (решалась его жизнь)

- Как он себя чувствовал в данный момент? (Переживал, волновался, боялся.)

- Что вы почувствовали, когда читали 11 часть? (Мы тоже переживали за Витю, хотели ему помочь.)

- Давайте перечитаем тот напряжённый момент, когда часы начали отсчитывать время. (с.163. «Часы тут же принялись громко отстукивать...» до слов «ты не боишься смерти») (Руслан)

- Кто находился рядом с Витей Перестукиным? (Кузя)

- Помните, что повествование ведётся от лица Вити.

Читаем по ролям этот же отрывок. Оценивание: Удалось ребятам передать напряженные моменты?

IV) Постановка проблемного вопроса.

Мы сейчас подошли к самому ответственному моменту, когда переживание и напряжение героев стали самыми сильными. Это в литературе называется кульминацией произведения.

Подробнее об этом вы узнаете на уроках литературы в старших классах.

Работа в группах.

- А сейчас задание: найти в прочитанном отрывке глаголы, которые передают внутреннее состояние героев. Кто является действующими лицами. (Знаки препинания, Кузя, Виктор Перестукин.)

1-я группа: подбирает глаголы, характеризующие состояние знаков препинания.

2-я группа: Кузи.

3-я группа: Вити Перестукина.

Открытие детьми нового знания.

Итак 1-я группа, в каких глаголах выражение чувств, знаков препинания? (заплакал, завизжала)

А почему заплакал восклицательный знак, тот который всегда восклицал и радовался?

Объясните поведение запятой (она завизжала).

2-я группа А что чувствовал в этот момент, кот? (умолял, завопил)

Почему? (предан Виктору)

3-я группа: В каких словах выражено внутреннее состояние Вити? (обрадовался)

Почему? (надеялся на подсказку)

А почему потом обомлел?

Как вы понимаете значение слова «обомлел»?

V) Работа по толковому словарю.

Обомлеть – оцепенеть, ослабеть.

- У нас получился фонтан эмоций наших героев?

- А мог ли Витя выйти из этой ситуации в состояние оцепенения?

- Что нужно было сделать? (успокоиться, взять себя в руки)

- Найдите в следующем абзаце, со слов «Я боялся смерти…» до «….но я, понимаете, немножечко сдрейфил» строчки которые помогли выйти из этой ситуации Перестукину. (читает Полина)

- Какой урок он получил для себя? (должен презирать опасность, и не боятся её)

- Как мы назовём такой урок? (урок жизни)

(Вывешивается на доску).

VI) Физкультминутка «Расширение поля зрения»

Указательные пальцы обеих рук поставить перед собой, причем за каждым пальчиком следит свой глаз: за правым пальцем – правый, за левым – левый. Развести пальчики в стороны и свести вместе. Свести их и направить в противоположные стороны на чужие места: правый пальчик и с ним правый глаз в левую сторону, а левый пальчик и с ним левый глаз в правую сторону. Вернуться на свои места.

Руки за спинку, головки назад.
(закрыть глаза, расслабиться)
Глазки пускай в потолок поглядят
(открыть глаза, посмотреть вверх)
Головки опустим, на парту глядим.
И снова наверх – где там муха летит.
Глазами повертим, поищем ее
И снова читаем немного еще.

VII) Первичное закрепление.

- Чем закончилась эта часть? (Чтение последнего абзаца 11-й части)

- Что случилось дальше?

- Прочитайте самое первое предложение.

- Посмотрите, как изменилось настроение у восклицательного знака. А запятая изменилась? (Предположение детей.)

Чтение с комментированием.

2 абзац: (до слов: Я твёрдо обещал…)

- Какой ещё урок скрыт в словах Запятой? (на доску: «Когда ты даешь своей голове работу, всегда добиваешься цели.)

3 абзац: Какое обещание дал Запятой Виктор Перестукин? Выполнит он его, по вашему? Почему?

4-6 абзацы: (со слов «До свидание Витя...» до слов «…спрашивал Вопросительный»)

- На что надеялись братья-знаки? Витя их больше не перепутает.

7 абзац: Простили ли Витю жители замка? Что служит тому доказательством? (Они долго махали Вите и Кузе на прощание.)

Чтение до слов: «Да это вышло ужасно...»

- Чему особенно радовался Витя, продолжая путешествие? Почему?

Пожалуйста, дочитайте главу до конца и подчеркните, какие жизненные уроки вынес Витя.

Обобщающая беседа.

- Так наказали Витю учебники или спасли?

- Почему Вите удалось пройти трудности и пройти испытания?

- Каким же мы увидели главного героя повести?

сначала

 

 

потом

ленивый

 

 

самокритичный

невежда

 

 

упорный

 

 

 

благодарный

 

 

 

волевой

VIII) Самостоятельная работа с самопроверкой

Мы увидели, как Витя поступал в очень ответственные моменты своей жизни. А сейчас я хочу посмотреть как вы, используя свой жизненный опыт, выйдете из сложной ситуации и выполните моё задание. Из слов лежащих у вас на парте (завтра поучусь, сегодня, а, погуляю), составьте предложение.

Что у вас получилось? (Завтра погуляю, а сегодня поучусь. Завтра поучусь, а сегодня погуляю.)

Вопросы:

  • Как вы думаете, какую фразу наиболее часто произносил наш знакомый Виктор Перестукин?
  • Этим жизненным правилом пользовался Виктор Перестукин, когда мы с ним впервые познакомились? (А каким?)
  • Подходит эта фраза к Вите Перестукину? (А к ребятам нашего класса?)

Посмотрите, мы составили ещё один урок жизни (Завтра погуляем, а сегодня поучусь)

Запишем его.

IX) Повторение пройденного.

Сегодня мы с вами переживали вместе с героями сказочной повести, посмотрите на галерею их портретов. Давайте составим характеристику героев (коллективная работа).

Образуйте сложные слова по их разъяснению, запишите полученные слова. Соедините образованные слова с именами существительными(перед каждым листочки).

Разъяснение сложного слова

Сложные слова

Герои повести

1

2

3

Обладающий слабой волей.

Сопереживающий другим (иногда говорят: за всех сердце болит)

С доброй душой

Любящий узнавать новое

Желающий всем добра

Имеющий низкую (малую) грамотность

Стремящийся к определенной цели

Поучительный, прививающий хороший нрав

Составленный с хитростью и умом

 

Человечек Восклицательный Знак

Человечек Вопросительный Знак

Кузя

Витя Перестукин (в начале произведения)

Витя Перестукин (в конце произведения)

Задания

Рассказ (который рассказал Витя Кузе про дружбу людей и животных)

А что вы заметили нового в нашей галерее? (появился новый персонаж)

А как          вы думаете кто это может быть? (Это старуха засуха)

Значит наша галерея ещё не закончена, мы с вами можем её продолжить.

А что для этого надо сделать?

Всем обязательно нужно прочитать всю книгу Лии Гераскиной «В стране невыученных уроков»

X) Создание мотивации к самостоятельному чтению.

- Как вы думаете, скоро ли Виктору Перестукину удастся вернуться домой? С кем он ещё может встретится в путешествие?

- Витя вновь отправился за футбольным мячом как за волшебным клубком.

Куда чаще всего в русских сказках приводит героев клубок? К Бабе Яге?

А кто же встретится Вите?

Вы узнаете, когда прочтете книгу.

А может вы не побоитесь встретиться с землекопом? У которого нет не только головы, но и рук? И если вам захочется помочь брату и сестре, которые превратились в старика и старушку, преодолев расстояние в 12 км, вам необходимо прочитать всю книгу Лии Гераскиной «В стране невыученных уроков»

Ведь интересно же узнать удастся ли Вите Перестукину закалить волю и воспитать характер?

Если вы внимательно будете читать книгу, то очень скоро составите карту Страны невыученных уроков. Каждый день мы сможем наблюдать в классе за путешествием Вити Перестукина и узнавать новое об удивительной стране.

Почему же книга на протяжение 77 лет пользуется популярностью, почему её читают и перечитывают с удовольствием? В чем особенность этой книги?

Она написана очень интересно в форме увлекательного путешествия, живо, образно, много юмора.

Как автор относится к своему герою? (Она, конечно, его осуждает от лица Кота Кузи, жителю волшебной страны, но всё же он ей очень симпатичен. Писательница знает, что у Вити все лучшее впереди, и он сам придёт к правильной мысли о важности учения.)

Как вы думаете, что побудило Лию Гераскину написать такую книгу для детей?

Какие цели она ставила перед собой? (Ей очень хотелось показать детуям огромную пользу школьных занятий. Только она выбрала не форму нравоучений, которых не любят дети, а игру «наоборот» как «вредные советы». Примером стал Витя. Он на собственном опыте убедился, как можно навредить и себе, и окружающим своим невежеством.

Она понимала, что многие лентяи и лоботрясы, прочитав книгу, узнают в Викторе Перестукине и тоже зададут себе вопрос «чем я хуже» и непременно возьмутся за ум.)

XI) Д.З.

Написать сочинение-рассуждение на тему «Почему надо хорошо учиться?»