Информационное
сообщение.
Автор статьи Мазурова Ульяна Андреевна
награждена стипендией Президента РФ на 2009-2010
учебный год.
Единый Государственный Экзамен по иностранным языкам проводится с 2003 года. Экзаменационная работа по английскому языку состоит из четырех разделов, одним из которых является раздел “Письмо”. Для успешного выполнения заданий данного раздела необходимы постоянная тренировка письменных навыков и совершенствование умений письменной речи. Функционально-смысловые таблицы, являясь одним из способов индивидуализированной организации материала при формировании навыков коммуникативной компетенции, помогут обучающимся подготовиться к выполнению заданий раздела “Письмо”.
Все вышесказанное обуславливает актуальность выбранной темы исследования – “Роль функциональных таблиц в совершенствовании умений письменной речи”.
Для разработки функциональных таблиц к учебно-методическому комплексу (УМК) “New Opportunities Pre-Intermediate” были изучены особенности письменной речи как вида речевой деятельности, установлено значение наглядности на уроках иностранного языка, установлено значение функциональных таблиц для формирования коммуникативной компетенции, проанализирован УМК “New Opportunities Pre-Intermediate”, отмечены особенности написания личного письма и эссе.
Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез рассматривают письмо как “продуктивную аналитико-синтетическую деятельность, связанную с порождением и фиксацией письменного текста”. При построении письменного текста автор следует определенной логической схеме: мотив, цель, предмет, адресат. Эта цепь логических звеньев отражается в семантико-синтаксической и лексико-грамматической структуре текста. [Гальскова, Гез, 2006: 247].
Письмо как цель обучения предусмотрено в программах школ разного типа на всех этапах обучения. В качестве конечных требований выдвигается развитие умений письменно выражать свои мысли, т.е. использовать письмо как средство общения.
Обучение письменному выражению, по мнению Н.Д. Гальсковой, Н.И. Гез, осуществляется с помощью подготовительных и речевых упражнений. Так, подготовительные упражнения обучают умениям и навыкам, лежащим в основе письменного высказывания: трансформации, сжатию или расширению предложений, группировке по различным признакам, эквивалентным заменам, вопросоответным умениям, выборочному переводу. Отличительной чертой речевых упражнений является направленность внимания на содержание письменного высказывания. Речевые письменные упражнения органически вытекают из подготовленной устной коммуникации. Постепенно усложняясь, они приобретают более творческий характер, когда исключается опора на образцы или иные подсказки, а сам текст порождается либо из побуждения к высказыванию, либо из желания получить новую информацию. [Гальскова, Гез, 2006 : 258].
Показателями сформированности умений письма являются:
- успешность осуществления письменного общения;
- качество содержания продуцируемого письменного текста;
- качество языковой стороны письменного текста;
- степень самостоятельности в выполнении письменных заданий. [Гальскова, Гез, 2006 : 265].
Г.В. Рогова отмечает, что письмо используется и для письменного контроля, который можно использовать для выявления умений составлять устные высказывания. Задания могут быть связаны с преобразованием предложений, с построением предложений, с их расширением, сокращением, составлением вопросов, ответами на вопросы [Рогова, 1991: 185].
В качестве примера таких заданий Г.В. Рогова предлагает, пользуясь таблицей, написать 3 предложения:
spring | people can skate and ski. | ||
I like | summer | it often rains. | |
I don’t like | autumn | because | there are a lot of vegetables. |
winter | the days are the longest. | ||
it is very cold. |
Правильность предложений свидетельствует об умении построить высказывание. Само выполнение задания связано со списыванием, поэтому учащиеся не должны испытывать затруднений в написании предложений [Рогова, 1991 : 185].
Отметим, что использованию принципа наглядности и реализующих его содержание средств обучения придается решающее значение, так как наглядность рассматривается в качестве основного источника формируемых речевых навыков и умений. [Голуб, 1999 : 23].
Функционально-смысловые таблицы, являясь средством наглядности, используются на уроках иностранного языка для организации коммуникативного овладения новыми лексическими единицами [КМ № 2, 2003 : 3], для формирования социокультурной компетенции обучающихся [https://urok.1sept.ru/articles/518294/], для совершенствования умений и навыков диалогической речи [https://urok.1sept.ru/articles/517234/].
Рассмотрим роль функциональных таблиц в совершенствовании умений письменной речи и составим функциональные таблицы как наглядное дополнение к учебному пособию “New Opportunities Pre-Intermediate”, способствующие написанию личного письма и эссе
Л.И. Романова отмечает, что правильное оформление письма, умение писать четко и без ошибок в соответствии с грамматикой и лексикой изучаемого языка является важным навыком. Язык и стиль написания личного письма менее официален по сравнению с деловым письмом, более эмоционален и прост. Для личного письма характерны сокращения, принятые в устной речи. [Романова, 2009 : 29]
Письменное высказывание с элементами рассуждения относится к заданию высокого уровня сложности. В данном задании проверяются следующие умения:
- высказать свое мнение и привести аргументы, доказательства, примеры;
- сделать вывод;
- последовательно и логически правильно строить высказывание;
- использовать соответствующие средства логической связи;
- правильно оформить стилистически в соответствие с поставленной задачей. [Романова, 2009 : 29]
Функциональные таблицы помогут учащимся выстроить логику письменных высказываний, помогут в выборе лексических средств и будут способствовать быстрому усвоению структуры личного письма и эссе.
При составлении функциональных таблиц необходимо учитывать принципы отбора лексических единиц. Так, М.Я. Демьяненко, К.А. Лазаренко, С.В. Кислая предлагают следующие принципы отбора лексических единиц: частотность; тематический принцип; сочетаемость; словообразовательная ценность; строевая способность слова; многозначность слова; стилистическая неограниченность; образцовость; исключение синонимов; соответствие учебному процессу [Демьяненко, Лазаренко, Кислая, 1976 : 200].
Принцип коммуникативной направленности также имеет важное значение. Этот принцип предполагает включение в сферу реального общения на данном языке, стимулирует речь, заставляет говорить о реальных фактах, использовать изучаемый язык с целью общения [Чукашева, 2006: 82].
В функциональных таблицах, составленных как дополнение к УМК “New Opportunities Pre-Intermediate” в помощь для написания личного письма Приложение 1 и эссе Приложение 2, учитываются все принципы отбора лексических единиц. Для отработки новых лексических единиц и для знакомства со структурой функциональных таблиц предполагается предварительная работа с наглядным пособием в устной форме.
Предложим следующие стадии работы над функциональными таблицами, предваряющими письменные задания:
Первая стадия работы – восприятие – имитация.
Обучающиеся слушают лексические единицы (ЛЕ) из первой горизонтали функционально – смысловой таблицы (ФСТ), заданные с интервалом в несколько секунд. Таким образом, используя каждую горизонталь ФСТ, необходимо провести упражнения на стадии “восприятие-имитация”.
Вторая стадия – стадия обозначения.
Поочередно учитель задает вопросы из левой колонки ФСТ. Кроме того, можно задать обучающимся те же вопросы, касающиеся их друзей и близких. Отвечая на эти вопросы, обучающиеся употребляют ЛЕ из каждой горизонтали таблицы. Прием Look up and say позволит им не просто считывать ответы, а использовать их в речи. Так проводятся упражнения на стадии “обозначение”.
Третья стадия работы – комбинирование.
Обучающимся могут предлагаться упражнения в неподготовленной речи, без внешних опор. Для этого создаются ситуации, мотивирующие высказывания. Предполагается наличие свободного общения двух учеников, которые будут использовать готовые разговорные фразы функциональной таблицы и закреплять уже отработанные лексические единицы.
Далее обучающимся дается задание самостоятельно написать личное письмо или эссе, используя материал из функциональных таблиц и знания структуры написания письма и эссе.
Таким образом, функционально-смысловые таблицы как одно из средств организации коммуникативного овладения новыми лексическими единицами, формирования социокультурной компетенции обучающихся, совершенствования умений и навыков диалогической речи выступают и средством совершенствования умений письменной речи в процесс подготовки к Единому Государственному Экзамену по английскому языку.
Список литературы
- Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика: учеб. пособие для студ. лингв. ун-тов и фак. ин.яз. высш. пед. учеб. заведений. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр “Академия”, 2006. – 336 с.
- Голуб Б.А. Основы общей дидактики. Учебное пособие для студентов педвузов. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999. – 96 с.
- Демьяненко М.Я., Лазаренко К.А., Кислая С.В. Основы общей методики обучения иностранным языкам. – Киев: 1976. – 280 с.
- Костина И.П. Что интересного в стране и в мире? //Коммуникативная методика №2, 2003. – 60 с.
- Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1991. – 223 с.
- Пассов Е.И. Урок иностранного языка в средней школе. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1988. – 223 с.
- Практика устной и письменной речи по английскому языку: Методические рекомендации для студентов III курса английского отделения факультета иностранных языков /Сост. Л.А. Бахмутская, Н.Е. Ковалева, Н.Ф. Лимонова. – Омск: Изд-во ОмГПУ, 1999. – 56с.
- Рогова Г.В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе /Г.В. Рогова, Ф.М. Рабинович, Т.Е. Сахарова. – М.: Просвещение, 1991. – 287 с.
- Романова Л.И. ЕГЭ. Английский язык. Письмо. – М.: Айрис-пресс, 2009. – 128 с.
- Соловова Е.Н. Методика обучения иностранного языка: базовый курс
лекций: пособие для студентов педагогических вузов и учителей. – 4-е изд. –
М.: Просвещение, 2006. – 239 с.
Список иностранных пособий - Michael Harris, David Mower, Anna Sikorzynska, Irina Larionova, Oksana Melchina, Irina Solokova New Opportunities Pre-Intermediate Students’ Book, 2008
- Michael Harris, David Mower, Anna Sikorzynska, Irina Larionova,
Oksana Melchina, Irina Solokova New Opportunities Pre-Intermediate
Language Powerbook, 2008
Интернет-источники - https://urok.1sept.ru/articles/518294/
- https://urok.1sept.ru/articles/517234/