Занятие по экологическому воспитанию "Весна в лесу"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: формировать у детей элементы экологического сознания, воспитывать уважительное, бережное отношение к природе и окружающему нас миру.

Задачи:

  • расширить и закрепить имеющиеся представления у детей о природе, животных домашних и диких;
  • научить детей различать сезонные изменения и понимать периодичность наступления времен года, закрепить названия весенних месяцев по их признакам;
  • развивать память, мышление, внимание, воображение и речь.

Материалы к занятию

  1. Автобус или его атрибуты.
  2. Маски-шапочки “подснежники”.
  3. Картинки с изображением времен года (весна, осень, лето, зима).
  4. Загадки о диких и домашних животных.
  5. Картинки с изображением берлоги, норы, дупла, логова.
  6. Конверт с письмом и календарем весенних месяцев (март, апрель, май).
  7. Правила поведения для людей, приходящих в лес (запрещающие знаки).
  8. Кассеты с записью звуков леса и детских мелодий.

Словарная работа

Подснежники, общественный транспорт, логово, берлога, нора, дупло.

Ход занятия

Воспитатель: Дети, посмотрите сколько у нас гостей. Давайте с ними поздороваемся.

Дети: Здравствуйте.

В: Давайте вместе подойдем и посмотрим в окно.

Свети солнышко в окошко,
Смотрит в нашу комнату.
Мы захлопали в ладоши,
Очень рады солнышку.

Д: Хлопают в ладоши и показывают их солнышку.

В: Скажите ребята, какое сейчас время года?

Д: Сейчас время года весна.

В: Правильно мои хорошие. На смену зиме спешит весна, весело звенят капели, бегут ручьи. Все вокруг радуется весеннему солнышку. (Дети стоят в кругу).

В: Ребята, давайте представим, что сейчас пойдет весенний дождь. Мы с вами сочиним музыку дождя. Повторяйте за мной.

Упало две капли …! (Отхлопать два раза).
Упало три капли …! (Отхлопать три раза).
Упало четыре капли …! (Отхлопать четыре раза).
Упало пять капель …! (Отхлопать пять раз).
Пошел сильный ливень. (Хлопки по коленкам).
И вот дождь начал затихать.
Упало три капли …! (Отхлопать три раза).
Упало две капли …! (Отхлопать два раза).
А, теперь дети, прислушайтесь!
Сейчас упадет последняя капля. (Один тихий хлопок).

(Дети самостоятельно выполняют музыку дождя, без показа воспитателя с словесным сопровождением).

Ребята, дождик прекратился и сейчас самое время отправиться за город.

В лес скорее собирайтесь,
Быстро – быстро наряжайтесь,
Да в дорогу отправляйтесь.
На чем бы нам добраться в лес? Как вы считаете?

(Предложения детей: на поезде, на машине, на автобусе).

Выбираем автобус.

В: Какие виды транспорта вы знаете?

Д: Грузовой, легковой, общественный, специальные машины (милиция, пожарная, скорая помощь).

В: А автобус – это какой вид транспорта?

Д: Автобус – это общественный вид транспорта. На нем могут ездить все люди.

В: Хорошо. А давайте вспомним правила поведения в общественном транспорте.

Д:

1. Не толкаться.

2. Громко не разговаривать.

3. Уступать место.

4. Пропускать девочек и т.д.

(Стулья стоят полукругом, одному из детей предлагается руль).

В: Совершенно верно. Рассаживайтесь по местам и поехали!

Звучит музыка с записью детских мелодий.

В: Остановка “Лесная”. Выходим.

Оформление остановки: стоят деревья, под деревьями маски-шапочки “подснежники”, замаскированные плакаты домашних и диких животных.

В: Дети, давайте подышим весенним воздухом. Вдохните и выдохните. Чувствуете, какой чистый, весенний воздух в лесу? Давайте присядем на полянке и послушаем музыку леса. Для этого нужно закрыть глаза и внимательно прислушаться.

Звучит кассета с записью звуков природы.

В: Что вы услышали?

Д: Журчание ручейков, радостное пение птиц, солнечное тепло, как из-под земли пробивается первый росток.

В: А я услышала журчание ручейка и появление первого весеннего цветка - подснежника. Он пробивается из-под снега, поэтому и получил свое название подснежник. (Детям показывают картинку с изображением цветка подснежника). (Приложение 1.)

В: Какой цветок?

Д: Первый весенний цветок – подснежник.

В: Смотрите и на нашей полянке появились подснежники. Ребята, а вы хотели бы стать весенними цветами – подснежниками.

Д: Да, хотим. (Приложение 2).

В: Тогда надевайте шапочки-цветочки на голову. … Влево - вправо повернись и в подснежник превратись. (Дети садятся на корточки и закрывают глаза. Стих сопровождается движениями, которые выполняются вместе с воспитателем).

В: Вот подснежники проснулись (встают и протирают глаза).

Улыбнулись, потянулись (улыбаются, потягиваются).

Раз – росой они умылись (умываются).

Два – изящно покружились (кружатся).

Три – нагнулись и присели (наклоняются и приседают).

В: Молодцы! Вы были настоящими цветочками. А теперь нам надо обратно превратиться в ребят. …Влево - вправо повернись и в ребяток превратись. (Дети убирают шапочки – маски к дереву).

В: Напомните, пожалуйста, какое сейчас время года?

Д: Время года весна

В: Почему вы решили, что весна?

Д: Дети называют признаки весны..

В: А какие времена года вы еще знаете?

Д: Зима, лето, осень, весна. (предложить детям показать на картинках называемое время года, назвать признаки данного времени года).

В: Правильно.

В: Нас в любое время года учит мудрая природа;

Птицы учат пению,
Паучок – терпению,
Пчелы в поле и в саду
Обучают нас труду.
Учит снег нас чистоте.
Учит солнце доброте.
У природы круглый год
Обучаться нужно.
Вес большой лесной народ
Учит крепкой дружбе.

В: А как вы думаете, ребята, что происходит весной в лесу?

Д: Тает снег, появляются первые весенние цветы подснежники (если не скажут про подснежник, то спросить), прилетают птицы, слышатся их звонкие голоса, просыпаются животные, оживают насекомые.

В: Интересно. А вы знаете загадки о животных. Умеете их отгадывать?

Д: Да умеем.

В: Сейчас я проверю.

Кто по елкам ловко скачет
И влезает на дубы.
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы? (Белка)

За деревьями, кустами,
Промелькнуло быстро пламя.
Промелькнула, пробежала,
Нет ни дыма, ни пожара. (Лиса)

Кто в лесу глухом живет
Неуклюжий, косолапый?
Летом ест малину, мед,
А зимой сосет он лапу. (Медведь)

На овчарку он похож,
Что не зуб - то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть
На овцу готов напасть. (Волк)

В: Правильно. Белка, лиса, медведь и волк.

В: А как одним словом можно сказать какие это животные?

Д: Это дикие животные.

В: А вот отгадайте другие загадки и подумайте о каких это животных.

Голодная мычит, сытая жует,
Всем ребятам молоко дает. (Корова)

Мордочка усатая, шубка полосатая,
Часто умывается, а с водой не знается. (Кошка)

Гладишь – ласкается, дразнишь – кусается,
На цепи сидит – дом сторожит. (Собака)

Спереди – пятачок, сзади – крючок,
Посредине спинка, а на ней щетинка. (Поросенок)

В: Корова, кошка, собака, поросенок.

В: Как одним словом можно сказать какие это животные?

Д: Это домашние животные.

В: Совершенно верно. А чем отличаются домашние животные от диких?

Д: Дикие животные живут в лесу, сами добывают себе корм, устраивают жилище. А домашние животные живут около человека, он за ними ухаживает, заботится о них.

В: Покажите мне. пожалуйста домашних животных. А теперь диких животных.(Показать детям плакаты с изображением домашних и диких животных). Хорошо!

В: Подойдите к столам и назовите животных, которых вы там видите.

Д: Белка, лиса, медведь и волк.

В: А сейчас давайте этих диких животных расселим по домикам. Слушайте внимательно.

Лисичке покажите дорогу к дому оранжевым карандашом, (Приложение 3).

белке – желтым,
медведю – коричневым,
волку – синим.

(Дети выполняют задание на листах).

В: Давайте проверим. (Проверяем. Уточнить домик белки в дупле, медведь в берлоге, волк в логове, лиса в норе). (Приложение 4)

В: Молодцы. Теперь звери точно знают где их домик.

В: Смотрите, здесь какой-то конверт. От кого это письмо? (Читает.) Это лесные жители просят нас составить правила поведения для людей, приходящих в лес. Ребята, поможем братьям нашим меньшим? (Дети соглашаются и составляют правила поведения. Знаки – эмблемы с запретами наклеиваются на лист бумаги). (Приложение 5, Приложение 6, Приложение 7).

Знаки-запреты:

  • Не ломай ветки деревьев и кустарников.
  • Не приноси домой здоровых птиц и зверей.
  • Не обижай пауков.
  • Не убивай лягушек и жаб.
  • Не разоряй птичьи гнезда.
  • Не сбивай грибы.
  • Собирай ягоды, не повреждая веточки.
  • Не рви в природе цветов.

В: А теперь вложим наши правила в конверт, запечатаем его и я на почте отправлю его лесным жителям.

В: Здесь в конверте еще какой-то листок. Это весенний календарь, в календаре нарисованы весенние месяцы: март, апрель, март. Как только мы разукрасим календарь, сразу угадаем, где какой месяц изображен. (Приложение 8).

В: Чтобы выполнить это задание, нам нужно возвратиться в наш детский сад, для этого вправо – влево повернемся и окажемся в саду.

В: Вот мы и в детском саду. Давайте вспомним, что мы с вами сегодня доброго сделали?

Д: Помогли диким животным найти свои домики. Составили правила поведения в лесу. Узнали много нового и интересного.

В: А сейчас попрощаемся с нашими гостями и займемся раскрашиванием весеннего календаря по месяцам.

Дети прощаются.

Литература

  1. А.А. Плешаков, Н.И. Сонин “Оглянись вокруг” альбом-задачник по ознакомлению с окружающим миром. Издательский дом “Дрофа”, 2002.
  2. Л.В. Вагурина Я начинаю учиться: знакомство с окружающим миром. М., 2004.
  3. Окружающий мир/ Под. Ред. Т.И. Прокопьева. М., 2000.
  4. П.Н. Лосев Управление ДОУ (приложение). Творческий центр, М.,, 2005.