"Ударение". Иинтегрировнное логопедическое занятие во 2-м классе с применением мультимедийной презентации для интеративной доски

Разделы: Начальная школа, Логопедия


Наша работа посвящена проблеме развития и формирования устной и письменной речи детей (с фонетико-фонематическим недоразвитием), обучающихся на школьном логопункте.
Значительное количество речевых нарушений так или иначе оказывается связанным с неспособностью детей дифференцировать на слух фонемы родного языка. Отсутствие полноценного восприятия фонем делает невозможным их правильное произношение. Кроме того, нарушение фонематического слуха не дает возможности детям овладеть в нужной степени словарным запасом и грамматическим строем речи в целом.

Проблема  формирования у детей с нарушением устной и письменной речи фонематического восприятия является одной из важнейших в логопедии. Понимая всю значимость  и трудность решения данной проблемы, учитель-логопед совместно с учителем информатики  приняли решение о сотрудничестве  в проведении интегрированного логопедического занятия  во 2 классе по теме «Ударение», с применением созданной ими мультимедийной презентации для интерактивной доски.  Занятие было проведено с группой детей, имеющих логопедическое заключение: нарушение чтения и письма, обусловленное фонетико-фонеметическим недоразвитием. В ходе этого занятия педагоги показали интересные наработки по теме с учетом использования новейших технологий, уровня сформированности знаний, умений и навыков учащихся.

Цели занятия:

  • Образовательные:
    • практическое владение постановкой ударения в односложных, двусложных и трехсложных словах,
    • отработка точной артикуляции гласных, деление слов на слоги,
    • практическая работа со схемами слов,
    • подготовка речевой базы к усвоению грамматических понятий (ударный звук, ударный слог, безударные гласные в корне слова),
    • доказательство значимости ударения в повседневной жизни.
  • Коррекционно-развивающие:
    • работа над звукобуквенным анализом и синтезом слов,
    • развитие фонематического слуха, объема памяти и внимания,
    • расширение словарного запаса, активизация пассивного словаря.
  • Воспитательные:
    • воспитывать умение слушать себя и окружающих,
    • воспитывать личную ответственность за выполнение коллективной работы и развитие интереса к различной подаче учебного материала.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент

– Ребята! У нас сегодня гости, они пришли посмотреть, как у нас с вами проходят занятия.
Сегодня мы будем много говорить, а для этого необходимо подготовиться. Вспомним Cказку о веселом язычке.
Жил был Веселый язычок. Поздоровайтесь с ним (поцелуй). Язычок очень любил свой домик. Двери домика то открывались, то закрывались. Он часто красил двери (сладкое варенье), потолки (маляр). Когда было тепло, язычок грелся на крылечке. Подует ветер, Язычку холодно, он превращается в иголочку. Еще язычок любил всем подражать. Он умеет рычать, жужжать, звенеть, шипеть, стучать дождем.

II. Поработаем над дыханием. Положим руку на живот. Вдох – живот наполняется воздухом (надули), выдох – живот сдули – произносим долгое – А.

  • вдох, выдох – (произносим слог) – ма-
  • вдох, выдох – маши-
  • вдох, выдох –машина-
  • вдох, выдох –легковая машина-
  • вдох, выдох –стоит легковая машина-

– Что мы сейчас с вами произнесли? (Схема предложения)
– Как оформляется предложение на письме?
– Как пишутся слова в предложении?

– Что я начертила на доске?
– Почему все схемы слов в предложении разные?

III. А ушки ваши готовы к работе?

– Послушайте и повторите так, как сделала я. Внимание! Я сейчас буду хлопать в ладоши, обратите внимание: одни хлопки будут громкими, другие – тихими, запомните и повторите.
Х-х, х-Х, х-х, х-х-х, х-Х-х, х-х-Х, Х-х-х, х-х-Х-х.
Сейчас мы с вами отхлопали ритм, который я задала. А можно отхлопать ритмический рисунок, где Х – громкий хлопок, а х – тихий хлопок.
Х-х, х-Х, х-х, х-х-х, х-Х-х, х-х-Х, Х-х-х, х-х-Х-х.
– Что легче было выполнить? Отхлопать ритм по подражанию или отхлопать ритмический рисунок?
– Верно, ведь не зря говорят: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Но уметь слушать очень важно, т.к. нужно не только слушать, но и слышать, а это значит – думать. Ведь это не про нас: «В одно ухо влетело, а в другое вылетело»
– А что это значит? Хорошо, сейчас мы посмотрим.

IV. Послушайте слова, назовите слог, который звучит громче.

Вова, рама, школа, липа, горе, сова, рыба.

– Правильно ли произнесено это слово?
– А как его произнести правильно?
Оказывается, ребята, чтобы правильно произнести слово, нужно поставить в нем ударение, а чтобы правильно поставить ударение, слово необходимо позвать.
Поставьте ударение в слове рыба, рыба ы – звучит долго и отчетливо, на ы – в слове рыба падает ударение, ы – в этом слове называется ударным звуком. Ударение на письме обозначаем черточкой.
! Поставьте ударение в словах, назовите ударный гласный.
Вова, роза, липа, руки, озеро, картон, бумага, продукты, магазин, телефон.
– Как правильно сказать:

–А у кого из вас есть компьютер? Мне сегодня пришло тревожное электронное письмо от Царицы Грамматики. Что вы знаете об электронной почте?
– Вы получили тревожное письмо. Изобразите тревогу.
– Вы получили радостное известие. Изобразите радость.
– Вам смешно, вам грустно, вам больно, вам обидно.

V. Письмо

– Здравствуйте, ребята! Послушайте о последних событиях в Волшебной Стране Слов.

Собрались слова на совет, стали говорить, какие они все полезные и значимые. Но забыли слова пригласить Ударных Дел Мастера и он очень обиделся. Когда слова стали выступать, Ударных Дел Мастер вдруг выскочил откуда-то и закричал:
– Что вы без меня значите? Если захочу, возьму и изменю значения у части из вас!
Вышел вперед Замок и сказал:
– Я тебя не боюсь, я такой сильный и тяжелый, что справлюсь с каким-то ударением. Ведь ударение – это же просто черточка.
Ударных Дел Мастер рассердился и перепрыгнул с одного гласного на другой, исчез Замок, а перед взором всех предстал Замок.
Вышли вперед белки:
– Мы самые главные части любого организма и уж с нами  ударению не справиться.
Ударение перебежало с и на е и появились белки.
И началось: школьный журнал атлас превратился в материю атлас, цветок ирис – в сладкий ирис, а что случилось с ребятами…

Это катастрофа! Дети перестали понимать смысл сказанного и прочитанного, Словами овладел Звукомор!

VI. Cценка

В постели мальчик:
– Так хочется поскорее в школу. Нужно лекарство принять (берет бутылочку с лекарством,  читает, выпивает лекарство и начинает пищать).
Мама: Что случилось, сынок? Почему ты пищишь? Тебе плохо?
Мальчик: А я лекарство принял. А здесь написано (читает): пить три раза в день по одной ложке после приема пищи.
Мама: Ах ты, глупышка! Ведь ты неверно прочел. Три раза в день после приема пищи, то есть еды.
Мальчик: А!

– Ну что, ребята, увидели, какая путаница в царстве слов? Поможем Царице Грамматике! Не дадим Звукомору завладеть волшебной страной слов! А главное – нам нужно ответить на вопрос: Можно ли обойтись без Ударных дел мастера в волшебной стране слов, а в нашем мире без ударения?
Чтобы не забыть об Ударных Дел Мастере, его изображение мы вывесим на доску.
Как же мы будем спасать Волшебную страну слов? Внимание! Мы входим в электронную игру!

VII. «Игра по спасению волшебной страны слов»

В этой игре 2 участника: Царица Грамматика и Звукомор.
За каждый правильный ответ Вы получаете 1 балл в пользу Царицы Грамматики, за каждый неправильный ответ – 1 балл получает Звукомор.
Игра состоит из нескольких уровней. Как вы понимаете слово уровень? (из нескольких частей)
Открываем игру.
Чтобы открыть игру, необходимо  соединить предложения из первого столбика  со  словами из второго столбика.  Объясните, почему вы так решили.

– А что же Ударных Дел Мастер? Он помогал нам выполнять задания или старался помешать?

Вывод: Ударных Дел Мастер помог разобраться в значении  предложений, так как без ударения мы бы не поняли смысла выражений.

6) Чтобы перейти на следующий уровень, вспомним по беззвучной артикуляции гласные.

(Учитель показывает ртом, дети называют. Появляются Братья Звуковые Мастера)

Учитель: Это – Братья Звуковые Мастера, у каждого брата свой молоточек. Ударит мастер А по  [а]  и тот зазвучит долго и громко. У каждого мастера свой звук. Мастер О работает с [о], Мастер У – с [у], Мастер Ы – с [ы], Мастер Э – с [э], Мастер И – с [и]. У мастеров много работы. Ведь ни одно слово без ударения не обходится. К тому же Братья Звуковые Мастера – большие спорщики. Как встретят слово, так и начинают спорить –  кому бить молотком.
!!! Ребята! Чтобы поставить ударение, что нужно сделать со словом? (Его нужно позвать).

Пришли братья на ферму.
Что обозначает слово «ферма»? – Это место, где живут животные и птицы.
Ой, да тут все слова мои, – говорит Мастер О. 
Нет, мои, – сказал мастер У.
И начался меж братьев спор.

Задание: помогите Братьям Звуковым Мастерам разобраться – кому с каким словом работать.

– Ребята! Как называют гласные, на которые падает ударение? (Ударные гласные)
– Ударных Дел Мастер помог помирить Братьев Звуковых Мастеров, расставил правильно ударения в словах, а значит помог нам запомнить правильность произношения слов.

VIII. На доске изображена тетрадь

– Мы перешли с вами на новый уровень и сейчас будем работать в тетрадях. Подготовим наши руки.

Упражнение для подготовки руки к письму

1 упражнение – «Замок»
2 упражнение – «Пальчики здороваются»
3 упражнение – «Стол»
4 упражнение – «Стул»
5 упражнение – «Кошка»
6 упражнение – «Зайчик»

– Откройте тетради. Запишите сегодняшнее число, я на доске, а вы в тетради. Запишите  имена братьев звуковых мастеров. Послушайте слова, обозначая каждое слово плюсиком. Поставьте + под тем мастером, который работает с этим словом.

На доске 1 группу слов делает учитель:

Рыба, рыбак, рыболов.
Гриб, грибник, грибной.
Сыр, сырник, сыроварня.
Жук, жуки, жучок.

Дождь, дождик, дождевая.
Лук, лучок, лучинка.
Вова, Володя, Владимир.
Эдик, Эдуард, Эдуардович.

– Какими слова являются между собой?
– Как можно назвать эту группу слов?
– Посчитайте, сколько слов получил каждый мастер?
– Сверьте с доской: А5, О8, У2, Э1, И5, Ы3

Вывод: Ударных Дел Мастер помог в работе с однокоренными словами, показал подвижность ударения.

– Один ли братец Звуковой Мастер работал в однокоренных словах? (Нет)
– Значит, Ударных Дел Мастер хотел нас запутать, изменить значения слов? (Нет)
– Он показал подвижность ударения в однокоренных словах, а это необходимо для привлечения вашего внимания в письменных работах (правописание безударных гласных).
– Но бывают однокоренные слова, в которых ударение неподвижно. Такие слова нужно запомнить. Например: подберите однокоренные слова к слову торт (торты, тортов) Здесь ударение во всех словах остается на звуке «О»

IX. Ребята! Мы попали в зону тишины. На этом уровне живет Мастер Слогов и Фея Схем.
Чтобы правильно составить слоговую схему слов, необходимо поделить слова на слоги, а помогут нам в этом братья звуковые мастера, ведь сказано: сколько в слове гласных, столько и слогов.

Задание 1. Поставьте ударение в словах, начертите слоговую схему.

Например:

Вывод: Слог, на гласную в котором падает ударение, называется ударным слогом.

– Если гласная в корне слова вызывает сомнение в написании, нужно подобрать однокоренные слова, чтобы эта гласная зазвучала четко.
– Назовите ударные слоги.

Вывод: Ударных Дел Мастер дает нам понятие «ударный слог», показывает правильность произношения однокоренных слов.

Задание 2. Найдите подходящую схему для слов, соедините слова из 1-го столбика с соответствующей схемой из 2-го столбика. Как вы думаете, с чего начнем работу?

Вывод: Ударных дел мастер не дал Звукомору попутать слова и их схемы (например, схема, состоящая из трех слогов отличается постановкой ударения).

X. А теперь, ребята, мы попали в лапы к Звукомору. К этому уровню игры нужно подготовиться.  Хлопните в ладоши, если услышите слова, которых нет в русском языке.

Сом, дом, ном, Паша, Маша, Дюша, Саша, мышка, тыска, киска, мушка, Муська, Кузька, кошка, мошка, ложка, каножка.

Задание: составьте слова из слогов, произнесите  правильно слово, поставьте ударение, назовите ударный слог.

а) с картинным материалом (при выполнении этого задания воспользуемся подсказкой).

ки-жу, ка-скрип, ка-сум, сы-ча, ша-груш, ка-мыш

б) без картинного материала (карточки).

ба-ры, чок-жу, ки-нос, чи-клю, ки-оч, во-сло

– Перед вами 4 колонки. Прочтите слова в 1-й колонке. Есть такие слова в русском языке? (Нет)
– Умея находить ударный слог, легко ориентируемся в словах, видим слабую позицию звука, находим проверочные слова, а значит – пишем грамотно.

XI. Ребята! Уметь ставить ударения в словах – это важно, но не менее важно уметь читать слова, в которых уже стоит ударение. Пробежите глазками по этим парам слов, что вы увидели? (Озеро – озёра) (Чтение по одному, хоровое чтение)

– Давайте попробуем прочитать слова, в которых уже стоит ударение. Что вы можете сказать об этих парах слов?
– Изменилось ли значение слов при перестановке ударения?
– Давайте покажем как вы понимаете значение каждой пары слов (покажите замок…)

Сказка: Гуляла е в лесу и на нее с ели упали шишки, да ударили ее так, что она стала с тех пор ударной. Поэтому две точки уже предполагают ударение.
Составьте предложения с парами слов.

Например:

Я мою мо(а)ю куклу. (на доске задание: как правильно объяснит слово «мою», подбор однокоренного слова) Почему к «мо(а)ю» нельзя подобрать проверочное слово «мою»?
Вот наш Звукомор и исчез, а Царица Грамматика получила немало баллов.
Посчитайте количество баллов, набранных для Царицы Грамматики.
Победила Царица Грамматика! А Звукомор, думаю, надолго покинул волшебную страну слов.
Какую работу выполнил в этом задании Звуковых Дел Мастер?
(Использование поурочных знаний об однокоренных словах)
Ребята! Можем ли мы теперь ответить на заданный в самом начале занятия вопрос: возможно ли обойтись без Ударных Дел Мастера в Волшебной Стране Слов, а нам с вами без правильной постановки ударения в словах?
Ударных Дел Мастер пригодился нам. Он помог понять смысл слов, научил красиво и выразительно говорить и читать, правильно писать слова с безударной гласной в корне слова.

XII. В конце любой игры – обязательно приз. Сегодня это – конфеты. Ой, а здесь не одна коробка, а три! И записка!

Записка: Хотите конфет? Снимите мой замок! Звукомор.

– Ребята! Что будем делать? Коробки не открываются.

Подсказка: возьмите цветные квадратики, выложите звуковую схему слова КОНФЕТЫ, поставьте ударение. (В зависимости от полученных схем находим коробку с конфетами)

– Конфеты вы получили, Дима угостит вас после урока. А нам нужно подвести итог.
– Ребята! А как вы думаете, как называлась тема нашего занятия?

  • Как правильно поставить ударение  в слове?
  • Как называется звук, на который падает ударение?
  • А как называется слог, на который падает ударение?
  • Как проверить безударную гласную в корне слова?

– Ударение, ребята, поможет нам не путать слова, сделать нашу речь четкой и правильной, а письмо грамотным.

Мультимедийная презентация представлена в Приложении.

Используемая литература:

  1. Алтухова Н.Г. Научитесь слышать звуки. Санкт-Петербург, 1999.
  2. Волина В. Учимся играя – М.: Новая школа, 1994
  3. Коноваленко В.В. Родственные слова. Выпуск 1, 2. М.: Издательство «Гном и Д», 2005
  4. «Если ребенок начал заикаться» М.: Просвещение, 1996. Одобрено Исследовательским центром семьи и детства Российской академии образования.
  5. Новиковская О. Ум на кончиках пальцев. Академия пальчиковых наук. Издательство СОВА. Москва – Санкт-Петербург, 2007.
  6. Ожегов С.И., Шведов Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений. Российская АН, Российский фонд культуры. – 2-е издание, исправленное и дополненное. – М.:, А3Ъ, 1994.
  7. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. Учебное пособие – М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 1997.
  8. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2004.
  9. Неусыпова Н.М. Толковый словарь русского языка. М.: Просвещение, 1989.
  10. Чтение и письмо по системе Д.Б.Эльконина. Книга для учителей. М.: Просвещение, 1993.
  11. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. «Организация логопедической работы в школе». Творческий центр СФЕРА, М., 2006.