"Почему дует ветер?" Окружающий мир. 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цель: сформировать у учащихся представление о том, как образуется ветер;

Задачи:

  • обобщить представление о том, что происходит с воздухом при нагревании и охлаждении;

  • обеспечить усвоение учащимися понятий о том, как движется теплый и холодный воздух; какое значение имеет ветер в природе; как люди используют силу ветра;

  • развитие устной речи учащихся, организация самостоятельной работы, развитие наблюдательности, познавательной активности;

  • развитие произвольного внимания (записи в тетрадях, наблюдения);

  • развитие умения делать выводы;

  • формирование умения анализировать (работа с карточками);

Воспитательные задачи: способствовать эстетическому воспитанию школьников (знакомство с картиной Айвазовского “Девятый вал”; применение полученных знаний в быту, в жизни.)

Тип урока: комбинированный

Методы: словесный – рассказ, беседа, частично-поисковый; наглядный; практический.

Методические приемы: практическая деятельность, работа с текстом, с карточками, работа в тетрадях.

Виды деятельности детей: самостоятельная, коллективная.

Оборудование:

Карточки № 1, № 2; свечи, ламповое стекло, поднос, деревянные брусочки, кусок бумаги, разрезанный на тонкие полоски, змейка из плотной бумаги, проволока; презентация.

Ход урока

Подготовленный ученик читает загадку:

приложение 1

То по лесу кружит,
То в поле свистит,
Но мы не видали, каков он на вид.
В открытые окна нежданно влетит-
То что-то прошепчет,
То вдруг загудит.

Учитель.

- Правильно, ребята, это ветер.

Учитель. Сегодня на уроке мы с вами продолжаем изучение темы: “Воздух” и постараемся ответить на вопрос: почему дует ветер?

Проверка домашнего задания

- Вам было дано задание, придумать опыт, который бы доказал, что тёплый воздух поднимается вверх.

(дети рассказывают о проделанных опытах)

Демонстрация опыта на столе учителя.

Зажжем свечу и поставим ее на подставку на стол. Поместим ее в ламповое стекло, под которое подложим брусочки. Подержите над ламповым стеклом руку. Что вы чувствуете при этом?

Ответ: из лампового стекла идет теплый воздух.

Подержим над ламповым стеклом кусок бумаги, разрезанный на тонкие полоски. Что   будет происходить с ними?

 Полоски бумаги, которые находились над ламповым стеклом с горящей свечкой, отклонились вверх.

Какой вывод можно сделать из проведенных опытов?

Вывод. Воздух нагревается, и нагретый воздух поднимается вверх. 

Учитель. Давайте представим сейчас, что мы с вами находимся на лесной поляне у костра. Сидим и смотрим, как горят сухие сучья. От костра летят искры и взмывают вверх. И сухие листья, и серый пепел – они тоже взлетают над костром. Почему же они летят вверх, что же их подталкивает?

Дети. Когда костёр горит жарко без дыма, то можно увидеть, как над ним струится горячий воздух. Вот этот горячий воздух и подхватывает пепел, сухие листья, искры.

Повторение темы: “Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении”.

- Вспомните, что происходит с воздухом при нагревании и заполните карточку №1.

Карточка № 1. Допишите предложение и запомните свойства воздуха.

Тёплый воздух занимает ____________________________________________.

(тёплый воздух занимает больше места, чем холодный)

Как доказать, что тёплый воздух занимает больше места, чем холодный?

Демонстрация опыта: нальём в стакан воду и подкрасим её. В колбу вставим пробку со стеклянной трубкой. Конец трубки опустим в стакан с водой. Нагреем колбу теплом своих рук. Из трубки, опущенной в воду, начинают выходить пузырьки воздуха.

Вывод: (делают дети)

Это доказывает то, что тёплый воздух при нагревании расширяется.

Учитель. Теперь накроем колбу тряпкой, смоченной в холодной воде. Выделение пузырьков прекратилось.

- Почему это происходит?

Дети. Это происходит потому, что воздух при охлаждении сжимается.

Учитель. Что мы наблюдали, когда горел костёр?

Дети. Когда костёр горит жарко без дыма, то можно увидеть, как над ним дрожит и устремляется вверх горячий воздух.

Учитель. А где ещё мы наблюдали движение тёплого воздуха?

Дети. Над асфальтом во дворе, у плиты - над горящей конфоркой.

Проблемный вопрос

- А может ли случиться так, что во дворе нагреется весь воздух и улетит, а нам нечем будет дышать.

Дети. Нет такого произойти не может. На смену тёплому воздуху приходит холодный.

Возьмите карточку №2 и допишите предложение

Карточка №2

На место поднимающегося лёгкого, тёплого воздуха ______________________________

(На место поднимающегося лёгкого, тёплого воздуха немедленно притечёт воздух прохладный, более тяжёлый.)

Учитель. Чтобы доказать это, мы проведём ещё один опыт.

Опыт.

Зажжённую свечу поднесли к приоткрытой двери. Если держать свечу над верхним краем двери, то пламя свечи будет отклоняться в сторону улицы. Если же свечу поставить на пол, то пламя свечи будет отклоняться в сторону класса.

Вывод. Тёплый воздух легче, он поднимается вверх и выходит на улицу, его место занимает холодный воздух

Учитель. То же самое происходит и в природе. Солнце греет землю неодинаково, неравномерно: в одном месте теплее, а в другом – холоднее. Массы холодного воздуха мчатся туда, где теплее, где тёплый воздух как бы освободил им место.

Как же называется перемещение над поверхностью земли теплого и холодного воздуха?

Догадались? Найдите ответ на этот вопрос в учебнике на стр. 54.(Окружающий мир-3 класс. Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов)

Перемещение над поверхностью земли теплого и холодного воздуха называется ветром.

Иногда это движение бывает едва заметным. Но временами ветер достигает такой силы, что ломает деревья, сносит крыши домов. Как называется такой ветер? (ураган)

Ветер – это явление природы. Подумайте, благодаря какому свойству воздуха он образуется?

Дети. Ветер образуется благодаря свойству воздуха расширяться при нагревании и сжиматься при охлаждении.

Учитель. В течение дня суша нагревается быстрее и сильнее, чем вода. Но она и остывает быстрее. Поэтому температура над морем и сушей бывает различной: днём воздух теплее над сушей, а ночью он теплее над морем.

Подумайте, как будет дуть ветер в данной местности днём и ночью.

Дети. Днём поверхность суши нагревается быстрее и сильнее, чем вода. Следовательно, холодный воздух со стороны моря устремится на сушу, а ночью ветер будет дуть в обратном направлении, т.е с суши на море.

Учитель. Действительно, ветры так и дуют: днём с моря на сушу – это дневной бриз, а ночью с суши на море – это ночной бриз.

- А если бы во всём мире была одинаковая температура, земля нагревалась бы везде одинаково, и не было бы ветра. Подумайте, что бы могло тогда произойти?

Дети. Если бы не будет ветра, то облака не смогут передвигаться, начнётся засуха. Дым от костра не сможет подняться вверх и повиснет над городом, дышать будет очень трудно.

Учитель. Словом, плохая погода – это не так уж и плохо. Но ветры бывают очень капризные, они постоянно меняют направление.

- Как мы можем определить, с какой стороны дует ветер? (ответы детей)

Существует специальный прибор, с помощью которого определяется направление ветра. Кто знает, как он называется? (флюгер)

Учитель. На метеорологических станциях за направлением ветра следят с помощью флюгера, который устанавливается на высоте 10 м. Он состоит из металлической пластины, которая вращается в зависимости от направления ветра

Учитель. Какое название получает ветер в зависимости от своего направления?

Прочитайте об этом в учебнике (стр.54)

Дети. Название, ветер получает по той стороне горизонта, откуда он дует.

С юга – южный, с севера – северный

Работа с тетрадью

Определи по рисункам, какой дует ветер. пусть твой друг проверит тебя

(Рабочая тетрадь №1 к учебнику Г.Г. Ивченковой, И.В. Потапова “Окружающий мир – 3 класс”)

Учитель. Ветер бывает разной силы: слабый, умеренный, сильный.

- Скажите,  находясь дома или в школе, как вы узнаете о том, какой силы ветер?

Дети: Смотрим на деревья. Если ветер слабый, то на деревьях качаются только листья. А если ветер сильный, то деревья гнутся, ломаются. Бывает так, что и крыши сносит с домов, и деревья выворачивает с корнем.

Характеристика ветра.

Ветер, ветер, ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч.
Ты волнуешь сине море,
Всюду воешь на просторе.

- Из какой сказки этот отрывок?

Дети.

Отрывок из сказки А.С. Пушкина “Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях”

- О каких свойствах ветра говорится в этом отрывке?

Дети.

Он могучий, он гоняет стаи туч, волнует синее море.

Учитель. Что значит могучий? (могучий – это сильный ветер)

- Назовите одним словом :

Сильная буря на море – (шторм)

На заметку учителю

ШТОРМ (нидерл. storm), буря, длительный, очень сильный ветер, 9 баллов по шкале Бофорта и скоростью более 20 м/с, наблюдается обычно при прохождении циклона; сопровождается сильным волнением на море и разрушениями на суше.

Работа по картине И.К. Айвазовского “Девятый вал”

  • Что изображено на картине.

  • Какие чувства вызывает эта картина?

На заметку учителю

Айвазовский изобразил рассвет на море после штормовой ночи. По существующему поверью, каждый девятый вал во время шторма превосходит по силе все предшествующие. Огромные волны, подобные горам, поднимаются и бушуют на безграничном просторе, сливающемся с небом, по которому мчатся гонимые бешеным ветром облака. Солнце, едва поднявшееся над горизонтом, разрывает густую завесу туч и пронизывает золотым сиянием волны, пену и повисшую в воздухе водяную пыль. А на первом плане картины, на обломке мачты разбитого бурей корабля, спасается маленькая группа людей. Гребни валов поднимаются над их головами. Они судорожно прижимаются друг к другу, надеясь во взаимной поддержке найти спасение от нависшей над ними гибели.

Учитель.

Подумайте и скажите, какое значение имеет ветер в природе?

Дети.

Ветер гонит облака над землей, и в разных местах выпадают дождь, снег, град. От городов ветер уносит загрязненный воздух, а приносит свежий воздух с полей, лесов и лугов.

Учитель А как человек использует силу ветра?

- Ответить на этот вопрос  нам поможет текст учебника на стр. 55 учебника.

.Учитель

- Так можем ли мы утверждать что: “Ветер – великий в природе работник ”?

(Конечно же, можем. Ветер может и созидать, и разрушать, и уничтожать всё на своем пути, даже человека.)

Итог урока

Какие открытия вы сегодня сделали для себя?

Домашнее задание:

- Выполнить творческое задание.

Чтобы ты стал делать, если бы смог летать, как птица?

Приложение 1

Литература

Дитрих А., Юрмин Г. “Почемучка”. – М.: “Астрель АСТ”, 2001.

Гальперштейн Л.Я. Моя первая энциклопедия. – М.: “Росмэн-пресс”, 2004.

Альтшумер С.В. “Я познаю мир. Наука в загадках и отгадках”. – М.: “Астрель”, 2005.

Ёлкина Н.В., “1000загадок”, Ярославль, Академия развития, 2002 г.

Кульневич С.В. “Анализ современного урока”, издательство “Учитель”, 2003г.

Шоган В.В., “Технология личностно – ориентированного урока”, издательство “Учитель”, 2003 г.

Панкратьева И.Л. “География”. – М.: “Эксмо”, 2003.

“Планета Земля” пер. с англ. Голова А.М. – М.: “Росмэн”, 2005.

Иллюстрации и фотографии взяты с разных сайтов Интернета.