Две вариации на одну тему

Разделы: Литература, Иностранные языки

Классы: 9, 10, 11

Ключевые слова: В.А.Жуковский, литературный опыт


Цель: Способствовать формированию у детей умения переводить стихи поэтов, путём сравнения не только произведений авторов, но и их жизненного пути.

Задачи:

  • Учить детей самостоятельно работать с различными источниками для сбора и анализа информации;
  • Способствовать раскрытию у обучающихся умения чувствовать красоту и поэтичность русского языка при составлении рифмы;
  • Учить сравнивать произведения и давать им оценку.

Оснащение урока: проекционная система, портреты Иоганна Вольфганга фон Гёте и Василия Андреевича Жуковского

Дидактический материал: баллада И. Гёте "Erlkonig", баллада В.А. Жуковского "Лесной царь", карточки с заданием на повторение пройденного материала, карточки для подстрочного перевода при работе в группах, аудиозапись баллад на немецком и русском языках, классическая музыка (Моцарт, Чайковский, Бах, Бетховен)

Продолжительность - одна академическая лента

Учитель: Я рада приветствовать всех в так называемой творческой мастерской. Именно так. Вы поймёте сейчас, почему. (презентация, Приложение 1)

1. слайд - тема "Две вариации на одну тему"

Учитель: Два великих представителя своих наций, два гиганта прославившихся на весь мир. Сегодня речь пойдёт не только о произведениях этих людей, но и о них самих.

2. слайд - изображения поэтов Иоганна Вольфганга фон Гёте и Василия Андреевича Жуковского

Учитель: Какой вопрос у нас возникает при переводе вообще, и особенно во время перевода стихов?

Учащиеся называют проблемы, над которыми они будут работать: Почему трудно переводить стихотворный текст? Как создать произведение, делая перевод стихотворения?

Выдвигают гипотезу: Если мы больше узнаем об авторе как о личности, о его чувствах, мыслях, интересах, то это нам поможет при переводе его стихов.

И ставят перед собой цель: Сравнить произведения великих поэтов (подлинник и его перевод, Приложение 3), чтобы создать свой перевод.

3. слайд - портрет молодого Жуковского работы Ореста Кипренского, слова А.С. Пушкина о своём учителе:

Его стихов пленительная сладость
Пройдет веков завистливую даль,
И, внемля им, вздохнет о славе младость,
Утешится безмолвная печаль,
И резвая задумается радость.

Учитель: В Третьяковской галерее висит портрет Жуковского, написанный в 1816 году его знаменитым современником Орестом Кипренским. Все в этом портрете подчинено раскрытию внутреннего мира поэта-романтика: его задумчивый самоуглубленный взгляд, его колеблемые ветром волосы, башни средневекового замка на фоне ненастного, облачного неба, наконец, общий сумрачный колорит живописи. Это - Жуковский времени его наибольшей популярности, Жуковский - автор элегий и баллад.

Сообщение о поэте представляет учащийся (доклад).

Асватулина 218-798-666

4. слайд - обобщение сказанного учащимся: Переводчик. Организатор литературной группы "Арзамас". Учитель Пушкина. Высокий сановник. Ходатай за декабристов. Воин, участник сражения с Наполеоном. Поэт.: Да, все это один человек! "Весь мир в мою теснился грудь:", - сказал о себе Жуковский. Но вернее всего, он основатель фундамента, на котором воздвиглось сложное и стройное здание российской поэзии.

5. слайд - портрет Гёте, вопрос: "Что мы знаем о нём?"

Свободу смелую приняв себе в закон,
Всезрящей мыслею над миром он носился.
И в мире всё постигнул он -
И ничему не покорился.
В. Жуковский (стихотворение "К портрету Гёте")

Сообщение о поэте готовит учащийся (презентация, Приложение 2). Дополняет сообщение другой учащийся, который читает лирическое стихотворение Гёте и собственный перевод этого стихотворения.

Учитель: Гёте был большим романтиком. Главным мотивом лирики поэта была любовь. Но легенды, баллады, античные истории играли в его творчестве значимую роль. Вновь и вновь возвращается поэт в своих поэтических произведениях к этим темам.

Я хотела бы отметить, что поэтов объединяла любовь к балладам и легендам - к романтическому миру.

6. слайд - задание: "Как вы понимаете выражение "романтический мир"? Каков он?"

Учитель: Запишите словосочетание "романтический мир" и ассоциации, которые возникают у вас при этих словах. Прочтите ваши записи, послушайте своих товарищей и допишите то, что вам покажется интересным.

7. слайд - картина, на которой изображён таинственный лес.

Учитель: Давайте, ребята, послушаем друг друга и дополним.

  • яркий,
  • таинственный,
  • особенный,
  • необыкновенный,
  • экзотический,
  • исключительный,
  • необычный,
  • загадочный.

Итак, одно из слов обозначающих романтический - необыкновенный.

8. слайд - "Поэзия необыкновенного человека - Василия Андреевича Жуковского - открыла русскому читателю необыкновенный мир".

Учитель: Послушайте балладу Жуковского "Лесной царь", попытайтесь проанализировать свои чувства.

Наизусть балладу читает учащийся.

9. слайд - Привычно считать, что баллада - это леденящая кровь история, повествующая о таинственных событиях, о роковой любви, побеждающей смерть, о мире духов и оборотней, о рыцарях и прекрасных дамах.

Учитель: Послушайте балладу Гёте "Erlkonig", проанализируйте свои чувства.

10. слайд - Какие чувства вызвала у вас баллада? Почему?
Как поэту удаётся вызвать у читателей эти чувства? В чём секрет баллады?

Учитель: Чтобы полно ответить на эти вопросы, мы поработаем по карточкам в группах.

1 группа, карточка №1

  1. Какую картину рисует поэт?
  2. Что вы представляете, читая эти строки?
  3. Кто он этот запоздалый путник? Что заставило его пуститься в путь?
  4. Какая атмосфера создана в произведении?
  5. Изменилась ли картина в последней строфе?
  6. Каков финал произведения?

2 группа, карточка №2

  1. Как построена баллада?
  2. Кто с кем говорит?
  3. Какие чувства испытывает ребенок?
  4. Каково отношение Лесного царя к младенцу?
  5. Почему отец не видит Лесного царя?
  6. Можем ли мы определенно сказать, сон это или явь?

3 группа, карточки №3

  1. Кто обращается к мальчику? Зачем?
  2. Отвечает ли ему мальчик?
  3. Как рисует свою страну Лесной царь? Похож ли его мир на реальный?
  4. Подберите синонимы к слову "сказочный".
  5. Действительно ли существует Лесной царь как представитель чудесного, нереального мира или это только сон младенца?

Пока дети работают, звучит классическая музыка (Моцарт, Чайковский, Бах, Бетховен)

От каждой группы один учащийся подводит итог работы всей группы.

11. слайд - Что мы выяснили?

  1. Пейзажный зачин и концовка
  2. Диалоги (открытый и скрытый)
  3. Реальные и фантастические герои
  4. Два мира: реальный и идеальный
  5. Острый, напряженный сюжет
  6. Трагический финал
  7. Сравним с определением

12. слайд - Словарь литературоведческих терминов.

БАЛЛАДА - (от франц. ballade - танцевальная песня) -

один из жанров лиро-эпической поэзии, повествовательная песня (или стихотворение) с драматическим развитием сюжета, основой которого является необычайный случай. Для Б. характерен относительно небольшой объем, выраженная сюжетность, особая напевность, музыкальность. Часто в Б. присутствует элемент загадочного, фантастического, необъяснимого, недоговоренного, даже трагически неразрешимого. По происхождению Б. связаны с преданиями, народными легендами, соединяют черты рассказа и песни. Б. - один из главных жанров в поэзии сентиментализма и романтизма.

13. слайд - портрет М. Цветаевой и цитата из статьи "Два "Лесных царя":

"Лучше перевода "Лесного царя", чем это сделал Жуковский, нельзя и не должно пытаться. За столетием давности это уже не перевод, а подлинник. Это просто другой "Лесной царь". Русский "Лесной царь" из хрестоматий и страшных детских снов"

Учитель: Впишите в таблицу подстрочный перевод баллады Гёте (проверка домашнего задания), сопоставьте и определите различия в содержании двух баллад.

Асватулина 218-798-666

Каждая группа получает таблицу для заполнения:

"Erlknig" Подстрочный перевод
Wer reitet so spt durch Nacht und Wind?

____________________________________________________________________

Es ist der Vater mit seinem Kind;

____________________________________________________________________

Er hat den Knaben wohl in dem Arm,

____________________________________________________________________

Er fasst ihn sicher, er halt ihn warm.

____________________________________________________________________

Mein Sohn, was birgst du so bang dein Gesicht?

____________________________________________________________________

Siehst, Vater, du Erlkonig nicht?

____________________________________________________________________

Den Erlkonig mit Kron und Schweif? -

____________________________________________________________________

Mein Sohn, es ist ein Nebelstreif.

 

Каждая группа работает с двумя строфами из баллады. Работа со словарями - проверка домашнего задания. На основе подстрочного перевода, сделанного дома, дети пробуют создать свои переводы.

14. слайд - сверим переводы

Гёте Жуковский
Отец, ты не слышишь, что мне царь обещает?
Успокойся, дитя, в сухой листве ветер шуршит:
Мои прекрасные дочери будут нянчить тебя:
Отец, отец, неужто ты не видишь там, в этой тьме, царя дочерей?!
Мой сын, мой сын, я в точности вижу:

Я люблю тебя, меня уязвила твоя красота. Не хочешь охотой - силой возьму

Родимый, лесной царь со мной говорит
Он золото, радость и перлы сулит
О нет, мой младенец, ослышался ты:
То ветер, проснувшись, колыхнул листы.
Узнаешь прекрасных моих дочерей
Родимый, лесной царь созвал дочерей!
Мне, вижу, кивают из темных ветвей!
О нет, все спокойно в ночной глубине:
То ветлы седые стоят в стороне:

Дитя, я пленился твоей красотой, неволей иль волей, а будешь ты мой.

Учитель: Сейчас мы должны вспомнить нашу с вами гипотезу.

Асватулина 218-798-666

15. слайд - два портрета и слова: Поэт, создавая произведение, выражает в нём свои мысли и чувства, отражает свою личность.

Учитель: Что хотел показать нам Гёте? Что внёс Жуковский в перевод? Каждая группа высказывает свои выводы.

16. слайд - слова М.Цветаевой: "Вещи равновелики и совершенно разны. Две вариации на одну тему, два видения одной вещи. Гёте - из черноты своих огненных глаз - увидел лесного демона, и мы с ним. Жуковский из глади своих ярких, добрых, разумных глаз - не увидел, не увидели и мы с ним.

Наше чувство при чтении "Лесного царя": как это ребёнок не видит, что это вётлы?

"У Жуковского ребёнок погибает от страха, у Гёте - от лесного царя".

17. слайд - Вывод: "Лесного царя" можно прочитывать как философскую притчу о вековечном споре жизни и смерти, надежды и отчаяния при внешне наивном сюжете. Лесной царь олицетворяет собой невидимый и неведомый мир. Охота смерти за жизнью и красотой, воплощенными в образе младенца, не шуточна и грозит уничтожением. Резкий контраст в показе одного и другого мира и обреченной борьбы младенца и его отца, враждебность мира иного по отношению к героям - все это является характерными чертами романтизма.

18. слайд - рефлексия.

Учитель: А теперь, мои хорошие, отметьте, пожалуйста, моменты, когда было трудно, было радостно, когда (чему) удивились, когда хотелось поспорить.

19. слайд - подведение итогов урока. Оценивание работ учащихся, которые выступили с декламацией стихотворений, подготовили презентации. Задание на дом по выбору:

Выучить балладу Жуковского В.А. наизусть и проанализировать.

Сделать литературный перевод баллады (нескольких строф) Гёте.

Сделать иллюстрации к балладе.

Целью нашего занятия было - создать литературный перевод. Зачитайте, пожалуйста, ребята, свои творения.

Дети читают переводы:

Отец мой, отец мой, не видишь ты там
В угрюмом лесу царя дочерей?
О, сын мой, точно вижу я сам
Как тянется мгла от серых ветвей.
Иди же ко мне, любимое чадо,
Резвиться на бреге мы будем с тобой.
Среди жемчугов, алмазов и злата
Не будешь скучать ты со мной.
Отец мой, а ты слышишь,
Как из леса тихо кто-то прошептал
Ну же, будь спокоен, малыш,
То ветер в сухой листве заплутал.

МОЛОДЦЫ! СПАСИБО ЗА ПРЕКРАСНЫЕ МИНУТЫ!