Методика выявления проблемы текста с помощью денотатного графа

Разделы: Русский язык


С позиции теории речевой деятельности работа с текстом имеет следующую структуру: этап ориентировки, этап планирования, этап реализации плана, этап контроля (см. Выготский Л.С., Леонтьев А.А., Жинкин Н.И.). На стадии ориентировки (ориентировка в описываемой ситуации) определяется (осмысливается) объем содержания, границы темы. При написании сочинения-рассуждения по исходному тексту на этапе ориентировки необходимо выявить тему и микротемы, проблематику (комплекс проблем) и наиболее острую проблему текста. Ориентировка сводится к анализу внутреннего состояния (о чем буду говорить? что скажу?). Практика показывает, что это наиболее трудный и важный этап речевой деятельности, так как качество всего сочинения зависит от правильности выбранного направления рассуждений. В данной работе рассмотрим более подробно вопрос об определении авторского отношения к одной из проблем текста и способах его выражения.

В основу предлагаемой методики выявления проблемы текста положено понятие денотатного графа. Денотатный граф (от лат. “обозначаю” и греч. “пишу”) – способ вычленения из текста существенных признаков ключевого понятия [Даутова; 112]. В электронной “Энциклопедии Кирилла и Мефодия” дается следующее определение слову денотат: “предметное значение имени (знака), т. е. то, что называется этим именем, представителем чего оно является в языке”. В “Толковом словаре иностранных слов” Л.П.Крысина находим: “ДЕНОТАТ, а, м. [< лат. denotatum названное, обозначенное]. Филос., лингв. Предмет как объект обозначения с помощью знаков, в том числе — языковых”. Под графом, составленным по тексту, следует понимать наглядное изображение, отражающее одну из проблем текста, сформулированную в вопросной форме; аргументы-цитаты, с помощью которых автор определяет свою позицию по отношению к этой проблеме; используемые автором текста для воздействия на читателя языковые средства; авторскую позицию (ответ на проблемный вопрос). Этот прием графической обработки информации о тексте назовём “Скелет рыбы” (“Fish-bone”). Новизна этого приема в том, что информация, извлекаемая из прочитанного (исходного) текста, располагается в левой, срединной и правой частях графа и служит основой для построения нового (вторичного) текста. В общем виде денотатный граф выглядит так.

Алгоритм построения графа:

  1. Выявить “веер” проблем текста (проблематику текста).
  2. Выбрать наиболее значимую проблему, рассмотрению которой автор текста уделяет особое внимание.
  3. Сформулировать проблему в виде вопроса и записать в левой части графа (“голове” рыбы).
  4. Найти в тексте аргументы, с помощью которых автор раскрывает проблему. Их может быть несколько. Записать внизу графа короткие цитаты-аргументы.
  5. Определить, какие художественные средства (фигуры, тропы) использует автор, чтобы убедить читателя. Коротко запишите вверху графа (с указанием номеров предложений).
  6. Сформулировать авторское отношение к поставленной проблеме в виде утверждения (ответа на проблемный вопрос) и записать в правой части графа (“хвосте” рыбы).

Заметим, что к одному тексту может быть составлен не один граф: к каждой проблеме составляется отдельное изображение.

Наблюдения, сделанные с помощью денотатного графа, учащимся 11 класса помогут прокомментировать одну из проблем текста (критерий К2). Конечно, на экзамене нет большого количества времени на составление графа, но умения и навыки работы с текстом, сформированные за годы учебы, помогут выполнить работу по выявлению проблемы текста без дополнительных графических изображений. Поэтому рационально работу по составлению денотатного графа по проблемам текста начинать с 5-6 класса.

Пример использования приема построения денотатного графа по заданию 39 из “Рабочей тетради по русскому языку “Читаем и пишем на “5” С.И. Львовой (6 класс, Часть 1, Нижний Новгород, 2008 г., с.46).

Текст. (1) Хорошо известно, что все тела при нагревании расширяются, а при охлаждении сжимаются. (2) Это относится и к частицам веществ, из которых состоит Земля.

(3) Так как земной шар всё время остывает, то его частицы сжимаются и притягиваются друг к друг. (4) Это сжатие вызывает более быстрое движение частиц. (5) Ученые установили, что такое усиление движения ведет к повышению температуры, к нагреванию тел. (6) Это нагревание вызывает расширение тел и отталкивание частиц друг от друга. (7) Таким образом, в недрах Земли сначала её образования и по настоящее время идет борьба сил притяжения и отталкивания. (8) В результате этой борьбы земная кора колеблется, и на её поверхности создаются неровности.

Пример использования приема построения денотатного графа по тексту о “золотой полке” любимых книг варианта 5 из кн. Цыбулько И.П. “ЕГЭ 2008. Русский язык. Тренировочные задания” [Цыбулько; с.54]. В ходе работы в тетрадях для подготовки к ЕГЭ по русскому языку появляется следующее изображение.

Таким образом, граф, который содержит упорядоченную особым образом информацию о тексте, представляет собой строгую объяснительную модель. Составляя денотатный граф, учащиеся соотносят “компоненты формы произведения” (язык произведения, композиция) и “компоненты содержания произведения” (тематика, аргументация) [Гуковский; с. 88-89]. Лингвистическая (опознавать, анализировать и оценивать языковые факты, группировать и классифицировать языковой материал и др.) и коммуникативная (умение проводить языковой анализ текста, пересказывать, создавать тексты и др.) компетенции проверяются при тестировании на экзамене по русскому языку. Очевидно, что нужна целенаправленная работа в этом направлении с использованием различных приемов работы с текстом.

Чтобы ответить на вопрос о результативности этого приема, обратимся к результатам Единого государственного экзамена по русскому языку за 2009 год (г.Нижний Новгород). 84 процента учащихся, работавших на экзаменах по заданиям типа С при помощи денотатного графа, получили максимальное количество баллов по критерию К2 и К3. В контрольной группе, где учащихся не знакомили с методикой “Скелет рыбы”, максимальное количество баллов по критериям К2 и К3 получили только 77% писавших сочинение.

Литература

  1. Выготский Л.С. Мышление и речь. М.: Лабиринт, 1996. 414 с.
  2. Гуковский Г.А. Изучение литературного произведения в школе. Методологические очерки о методике. М.: Просвещение, 1966. С.88–89.
  3. Даутова О.Б., Менг Т.В., Пискунова Е.В. Психолого-педагогические основы выбора профиля обучения./Под ред.А.П.Тряпицыной. СПб.: КАРО, 2006, 112 с.
  4. Жинкин Н.И. Психологические основы развития мышления и речи// Русский язык в школе. 1985. №1. С.47-54.
  5. Жинкин Н.И. Язык. Речь. Творчество. М.: Лабиринт, 1999. 368 с.
  6. Ипполитова Н.А. Совершенствование механизмов речи школьников на уроках русского языка// Русский язык в школе. 1995. №3. С.3–8.
  7. Леонтьев А.А. Высказывание как предмет лингвистики, психолингвистики и теории коммуникации// Синтаксис текста. М., 1979. С.18-36.
  8. Цыбулько И.П. ЕГЭ 2008. Русский язык. Тренировочные задания/ И.П.Цыбулько, С. И. Львова, В.А.Коханов. М.: Эксмо, 2008 г