Цели: Изучение правил и приемов выполнения эскизов деталей, развитие логического и пространственного мышления учащихся, воспитание стремления добросовестно и рационально выполнять учебные задания.
Оборудование: Учебная таблица «Последовательность выполнения эскиза», деталь (втулка), штангенциркуль, таблицы с задачами на построение эскиза детали.
Структура урока:
- Сообщение темы, цели, задач урока и мотивация учебной деятельности.
- Подготовка к изучению нового материала через повторение и актуализацию опорных знаний.
- Ознакомление с новым материалом.
- Первичное осмысление и закрепление.
- Постановка задания на дом.
- Подведение итогов урока.
Ход урока.
1. Постановка цели урока.
Проверить готовность учащихся к уроку. Отметить, что в процессе трудового обучения школьники выполняли эскизы простейших предметов. Уточнить, что способы наблюдения натуры имеют самое непосредственное влияние на приемы выполнения изображений. Записать тему урока «Эскизы».
2. Подготовка к изучению нового материала.
К эскизам относят чертежи, предназначенные для разового пользования в производстве. Изображение предмета на эскизе выполняется по правилам прямоугольного проецирования, но от руки с соблюдением пропорций между частями изображаемого предмета на глаз.
Эскизами пользуются конструкторы при проектировании новых машин и т.д. Эскизы применяются при ремонте оборудования, когда вместо вышедшей из строя детали надо изготовить новую. Тогда с натуры снимают эскиз детали.
Эскизы должны быть выполнены в соответствии со стандартами ЕСКД на чертежи. Линии на эскизе должны быть ровными и четкими. Все надписи выполняются чертежным шрифтом.
Эскизы выполняют обычно на бумаге в клетку. Это удобнее и быстрее. Выполняют эскизы мягким карандашом (М или 2М).
Для обмера детали при съемке эскиза с натуры используют различные измерительные инструменты.
Для более точных измерений используют штангельциркуль. Им измеряют линейные размеры, диаметры цилиндрических элементов (наружные и внутренние), глубину отверстий и углублений.
3. Ознакомление с новым материалом.
Порядок выполнения эскиза.
Приступая к выполнению эскиза, надо внимательно ознакомится с деталью: по – возможности выяснить ее назначение, уяснить общую геометрическую форму детали, форму отдельных ее частей. Мысленно разделить деталь на части, имеющие форму простых геометрических тел. Выбирая главный вид, необходимо помнить, что он дает наиболее полное представление о форме детали, выбрать необходимое количество видов. Надо помнить что , используя знаки диаметра и квадрата можно сократить число видов.
Ученик, вызванный к доске, анализирует форму детали (втулки).
Ставится задача – выполнить эскиз данной детали с натуры.
Последовательность составления эскиза разбирается по таблице, по которой ведется подробное объяснение:
- выбрать формат, наметить места для видов и если деталь симметричная, провести оси симметрии.
- наметить тонкими линиями виды детали, соблюдая глазомерно пропорциональность частей предмета и проекционную связь.
- убедившись в правильности изображений, удалить все лишние линии.
- нанести выносные и размерные линии.
- обмерить деталь и проставить размерные числа. Обвести эскиз
- заполнить основную надпись, где указать название детали, материал, из которого она изготовлена. Проверить эскиз.
Продемонстрировать классу приемы обмера детали штангенциркулем.
4. Первичное осмысление и применение изученного.
а) На доске вывешивается таблица с задачей на построение эскиза детали. Задача – выполнить эскиз данной детали по наглядному изображению.
Условие: Решение:
Один ученик выполняет к доски, остальные учащиеся – на местах, руководствуясь учебной таблицей и указаниями учителя.
б) II задача. По описанию детали выполнить эскиз детали и ее технический рисунок. Работа выполняется вместе с учителем.
Условие: деталь состоит из цилиндра (Ø 30, h=40). К нему примыкает шестиугольная призма (сторона основания 25 мм, h=15). По оси цилиндра просверлено глухое отверстие (Ø 10, глубина 120).
Решение:
2) Особое внимание учащихся обратить на то, что правильный порядок работы состоит в последовательном выполнении проекций вначале одного элемента на всех видах, и только после этого – проекции другого, а затем третьего элемента опять на всех видах.
5. Подведение итогов урока.
Краткий анализ выполненных работ. Оценка. В ходе фронтального опроса вместе с учащимися подвести итоги урока.
Предложить вопросы:
- Что называется эскизом?
- Чем отличается чертеж от эскиза?
- В какой последовательности выполняется эскиз?
- Какие инструменты используются при обмере деталей?
6. Постановка домашнего задания.
§ 18, выполнить эскиз детали по наглядному изображению (рис.155а).
7. Резервные задания.
В случае досрочного выполнения всем классом предложенных выше заданий для обеспечения занятости и развития наиболее подготовленных учащихся планируется использовать также задачу на выполнение эскиза детали по наглядному изображению (рис. 155б).