Реализация технологии Дальтон–план

Разделы: Общепедагогические технологии


В 2007-2008 учебном году в МОУ " Гимназия №30" г. Магадана было проведено 6 дальтон - недель: в 5, 7, 10, 11 классах по одной, а в 9 классах по две. Дальтон-недели проводились по русскому языку, географии, математике, физике, истории, ОБЖ, праву. Учителя, предоставляя учащимся свободу выбора содержания образования, средств и места обучения, решали в ходе проведения Дальтон-недель следующие задачи:

  • Создание условий для творческой деятельности;
  • Развитие умений и навыков работы с различными источниками информации;
  • Развитие умений самостоятельно распределять время на выполнение заданий, навыков самоконтроля;
  • Развитие коммуникативных умений и навыков.
  • В ходе Дальтон - недель учителя стремились развивать общеучебные умения и навыки.

Преподаватели Трапицына Е.А., Матюшина С.Н., входящие в состав творческой группы по реализации Дальтон-технологии, принимали активное участие в работе семинаров, организованных ГМК, ИПК ПК. В ходе проведения мастер-классов они проводили поэтапное обучение преподавателей школ города данной технологии. Предлагаем образец учебно-творческого задания, разработанного для учителей.

Тема: "Дальтон-план"

Современный учитель как никогда ранее нуждается в профессиональном сопровождении. Инновационная программа модернизации российского образования, ориентированная на компетентностное и профильное образование, изменение его содержания, активное встраивание в образовательное пространство новых информационных технологий, никогда не выйдет на этап практической реализации вне педагога, его понимания сущности проводимых реформ и принятия идей современного образования.

Современному учителю никак не прожить с профессионально устаревшим багажом знаний, ориентацией только на традиционные методы обучения и формы деятельности, игнорированием образовательных тенденций.

Надеюсь, что выполнение учебно-творческого задания по Дальтон-технологии поможет в совершенствовании Вашей профессиональной компетентности, станет своеобразным информационно-методическим сопровождением на пути осознания перемен и применения инноваций.

В процессе работы над учебно-творческим заданием Вы должны:

Знать:

  • цели Дальтон-технологии;
  • содержание и особенности Дальтон-технологии;
  • основные принципы Дальтон-технологии;
  • компоненты Дальтон-плана.

Уметь:

  • работать с несколькими источниками знаний: учебниками, дополнительной и справочной литературой, дисками;
  • анализировать, обобщать, оценивать педагогические факты, устанавливать причинно-следственные связи между педагогическими технологиями;
  • сопоставлять информацию разных источников, содержащиеся в них оценки по Дальтон-технологии, обосновывать своё отношение к ним.

Развивать:

  • познавательный интерес и творческий подход к учебной деятельности;
  • способы умственных действий: сравнения, обобщения, выделения главного, переноса знаний в новую ситуацию, мышления, внимания и памяти.

Учиться:

  • ставить цели и задачи в самостоятельной деятельности;
  • распределять своё время;
  • выбирать содержание и средства обучения.

Помни:

Дальтон-задание - это время серьёзной, самостоятельной работы в условиях выбора места, партнёра, источника знаний.

Разумно воспользуйтесь предоставленной свободой и доверием, учитесь самостоятельности, сотрудничайте с коллегами, будьте ответственны за результаты своей познавательной деятельности.

ВПЕРЕДИ КОНТРОЛЬНЫЙ СРЕЗ!

  • задание I уровня (базового),
  • задания II уровня (конструктивного) или
  • задания III уровня (вариативного) выполняются по выбору учащегося;
  • для получения отметки "3" необходимо выполнить задания I уровня;
  • для получения отметки "5" необходимо выполнить задания II уровня или задания III уровня;
  • задания надо читать внимательно, выполнять полностью, аккуратно.

Приступая к работе:

  • Внимательно прочитайте задания каждого уровня.
  • Выберите уровень, который Вам по силам.

Перед выбором уровня работы ответьте на контрольные вопросы:

  1. Перечислите цели Дальтон-технологии.
  2. В чем суть философии Дальтон-технологии?
  3. На каких принципах основана Дальтон-технология?
  4. В чем сущность каждого принципа Дальтон-технологии?
  5. Составляющие компоненты Дальтон-плана.
  6. Какие требования предъявляются к Дальтон-заданиям?
  7. Форма учебных занятий по Дальтон-технологии.
  8. Порядок прведения занятий Дальтон-технологии.
  9. Какое Табу накладывается на проведение лабораторного занятия?
  10. Какое табу накладывается на проведение коллективного урока?
  11. Какое табу накладывается на проведение классных уроков?
  12. Когда проводится контрольный срез знаний?
  13. Перечислите требования к контрольному срезу знаний?

Аналитический этап Дальтон-технологии.

Профессиональный рост учителя сопровождается ошибками, заблуждениями, поиском эффективных методик, преодолением себя и чувством удовлетворения.

Пусть Вас не останавливают трудности! Желаю Вам терпения, удачи и творческого вдохновения.

Елена Алексеевна.

Литература:

  1. Дальтон-план (методические рекомендации).- Магадан: МОУ "Гимназия №30", 2000.
  2. Т.И. Шамова, Т.М. Давыденко. Управление образовательным процессом в адаптивной школе. - М.,2001.

I уровень (базовый).

  • Выполняя задание этого уровня, вы проверите свои базовые знания и умения.
  • Представленный тест охватывает теоретический материал по теме: "Дальтон-план".

Цель теста: усвоить принципы Дальтон-технологии и уметь их применять в простейших ситуациях.

Знание теоретического материала - это обязательный минимум, входящий в оценку знаний.

1. Верны ли следующие суждения о целях Дальтон-технологии?

Цели Дальтон-технологии:

А) создание условий, при которых учащиеся самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;

Б) обеспечение индивидуализированного развития ученика и развитие его социального опыта за счет овладения навыками сотрудничества, ответственности и самостоятельности.

  1. верно только А
  2. верно только Б
  3. верны и А, и Б
  4. оба суждения неверны

2. Выберите принципы, на которых основана Дальтон-технология.

  1. Самореализация.
  2. Свобода
  3. Саморегуляция
  4. Самостоятельность
  5. Сотрудничество
  6. Самоконтроль

3. Выберите из предложенного перечня формы учебных занятий по Дальтон- технологии.

  1. Семинар
  2. Классный урок
  3. Лекционный урок
  4. Дискуссия
  5. Коллективный урок
  6. Пресс-конференция
  7. Диспут
  8. Лаборатории
  9. Урок-практикум
  10. Конференция

4. К необходимым условиям лабораторного занятия не относится:

  1. Наличие лаборатории как места сосредоточения всей необходимой литературы.
  2. Присутствие консультантов из числа учителей
  3. Обсуждение проблемы, в ходе которого учитель - участник и организатор процесса обсуждения
  4. Длительный промежуток времени, в течение которого лаборатория работает.

5. Главным признаком коллективного урока является:

  1. интегрирующий характер обсуждаемых теоретических вопросов
  2. коллективная рефлексия, подведение итогов
  3. наличие проблемы, которая появилась в результате деятельности учащихся
  4. наличие консультантов из числа учителей.

6. Верны ли следующие суждения об аналитическом этапе Дальтон-технологии?

Суть аналитического этапа Дальтон-технологии заключается в том, что:

А) учитель анализирует содержание, оформление, возникшие трудности, интересные находки учащихся.

Б) учитель анализирует выбор уч-ся уровня заданий, итоговые оценки.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны и А, и Б

4) оба суждения неверны

7. Какое из перечисленных требований к заданиям неверно:

1) уровневый характер

2) понятно и интересно ученикам

3) предполагает различные формы выполнения

4) составлено на критическом уровне сложности

8. Соотнесите технологии "Школы развития" и главные их идеи:

Технологии

А) проектное обучение

Б) Дальтон-технология

Главные идеи

  1. С большим увлечением выполняется ребенком только та деятельность, которая им выбрана свободно самим
  2. "Работай с кем хочешь, спрашивай кого хочешь, но отвечать за выполнение задания будешь сам."
  3. Образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика
  4. "Все из жизни, все для жизни"
  5. Ученик работает в индивидуальном темпе, может выступать в качестве репетитора для других.
  6. Интегрированный характер данной технологии

9. Верны следующие суждения о сущности принципа свободы в Дальтон-технологии?

А) свобода - это право выбора в организации учебного материала, его структурировании.

Б) свобода - это право выбора учеником партнера, источника знаний, темпа, форм и способов работы.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верно и А, и Б

4) оба суждения неверны

10. Результаты Дальтон-технологии:

  1. Критичность мышления школьников по поводу своего субъективного опыта
  2. Личностное развитие за счет обогащения социальным опытом
  3. Готовность учащихся к пересмотру своих суждений в свете убедительных аргументов в пользу такого пересмотра
  4. Получение качественно нового результата, выраженного в развитии познавательных способностей ученика.

Желаю успеха!

II уровень (конструктивный)

Молодцы, что выбрали этот уровень для работы. Думаю, Вам будет интересно работать над ним.

Задание: Сравните известные вам педагогические технологии: модульное обучение, проектное обучение, Дальтон-технология.

Выделите линии сравнения.

Укажите, что было общим (не менее трех общих характеристик), а что - различным (не менее трех различий).

На основе сравнения сделайте выводы.

III уровень (вариативный)

Я рада, что вы не испугались трудностей и выбрали этот уровень! Надеюсь, что вы справитесь с ним!

Задание №1: Разработайте план мотивационной беседы о Дальтон-технологии для учеников и родителей.

Задание №2: Составьте плакат "Дальтон-технология".Работу оформите на ватманском листе.