Конспект урока по теме "Балалайка" (3-й класс)

Разделы: Музыка

Класс: 3


Цели урока:

  1. Познакомить с русским народным музыкальным инструментом балалайка: с его особенностями, строением инструмента и звучанием.
  2. Коррекция слухового восприятия через закрепление певческих навыков и умений при исполнении (повторении) ритмично и выразительно знакомой песни. Расширение словарного запаса учащихся посредством употребления музыкальных терминов.
  3. Воспитывать интерес и любовь к русскому народному музыкальному искусству; воспитывать потребность в общении с музыкой.

Оборудование:

Компьютер, синтезатор, компьютерная презентация, изображения инструментов, раздаточный дидактический материал, музыкально-шумовые инструменты, музыкальный центр, аудио записи, рабочая тетрадь для 3-го класса С(К)ОШ.

Словарная работа:

Русские народные инструменты, оркестр русских народных инструментов, балалайка, балагурить, баловаться, семейство балалаек, музыкальные термины, характеризующие звучание музыкальных произведений.

п\п

Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
1. Организационный момент Приветствие.

Прозвенел звонок, начался урок.

Здравствуйте, ребята!

Дети входят в класс под звуки русской народной мелодии

Дети поют приветствие

"Здравствуйте, учитель!"

2. Основная часть    
2.1 Коррекционное задание - Скажите, какой инструмент у меня в руках?

-Я сыграю ритм на ложках, а вы должны его повторить на инструментах, которые лежат на столе перед вами.

- Русский народный музыкальный инструмент - ложки!

Весь класс повторяет ритм.

2.2 Повторение пройденного. - Назовите инструменты, на которых вы играли:

Вы правильно назвали инструменты.

- А кто из вас знает, как ещё их называют?

- А как вы думаете, почему они называются русскими народными инструментами!

- Из чего они сделаны?

Да в основном из дерева и : .

Дети называют и показывают:

погремушка, трещотка, бубен, колокольчики, бубенчики.

Это русские народные музыкальные инструменты.

Их придумал и смастерил народ.

Из дерева.

2.3 Актуализация новой темы. - А теперь попытайтесь назвать музыкальный инструмент, о котором я загадаю загадку:

Ой, звенит она, звенит,
Всех игрою веселит!
А всего-то три струны
Ей для музыки нужны.
Кто такая? Отгадай-ка,
Это наша:..
(Балалайка)

(Иллюстрация)

Балалайка, балалайка,
Веселее заиграй-ка!
- Послушайте, как она звучит

(Звучит фрагмент русской народной мелодии).

Вы услышали как звучит балалайка, а из чего она сделана, на что похожа, как вы думаете?

- На что похож корпус балалайки?

- Сколько струн у балалайки?

Дети пытаются отгадать загадку.

Отвечают: Балалайка.

- Корпус треугольной формы, похож на треугольник.

- У балалайки три струны.

2.4. Изучение темы. - Балалайка - известна на Руси не одну сотню лет. Инструмент для развлечений сельских жителей - немудрёная балалайка.

Её название происходит от слова балагурить, баловаться.

А музыкант, который играет на балалайке, называется балалаечник.

Изготовлением этого инструмента также занимались простые люди: собирали её из подручного деревянного материала и готово! Бренчит балалаечник на своем инструменте - народ вокруг пляшет, веселится.

А сейчас посмотрим, запомнили ли вы как выглядит балалайка, откройте рабочие тетради, посмотрите на картинки и найдите её изображение.

Представь себе такую картину: парни и девушки в нарядной одежде собираются в праздник на поляне и пляшут, поют песни под балалайку.

В деревне нынче празднично
Резвится детвора
И слышно балалаечку
Из каждого двора.

Звучит русская народная мелодия.

- Выберите из опорных слов, написанных в тетради, те слова, которые характеризуют звучание народной мелодии.

- А какую вы знаете весёлую, задорную песенку, в которой есть слова про балалайку?

- Перед тем как сыграть на балалайке её настраивают, ну а нам надо подготовить, настроить наш голосовой аппарат.

Дыхательное упражнение: "Свеча".

Распевание: "Я пою".

- Голосовой аппарат готов к пению.

-Напомните слова 1 куплета, 2-го

(повторение 3-го, 4-го куплета по времени).

- Как мы споём песню? В каком характере?

- Настя нам напомнит мелодию песенки.

- Да вы все хорошо знаете слова песни,

а если к словам добавить движения, получится задорная пляска.

Работа с рабочими тетрадями. Все дети находят балалайку правильно.

Слушают русскую народную мелодию.

Весело, задорно...

Песенка называется "Вот так!"

Учащиеся поочерёдно проговаривают слова.

- Песню исполним весело, задорно!

Настя Шалаева исполняет мелодию песни (поёт в сопровождении ф-но).

2.5 Физкультминутка. Исполняется песню "Вот так!" с движениями. (Звучит аудиозапись) Учащиеся исполняют песню "Вот так!" с движениями.
2.6 Первичное закрепление нового материала. - Вот как мы повеселились!

О каком инструменте мы сегодня с вами говорим?

Всем очень нравится балалайка, о ней поётся в песнях. А вот более серьёзно к балалайке стали относиться, когда был организован Василием Васильевичем Андреевым первый оркестр русских народных инструментов, основой которого стало семейство балалаек.

(Объяснение зависимости звучания голоса балалайки от величины её корпуса).

Теперь она прозвучит не одна, а вместе с другими инструментами, с оркестром русских народных инструментов. Послушайте вариации на тему русской народной песни "Я с комариком плясала" (аудиозапись).

- Какие знакомые музыкальные инструменты вы услышали?

- Да, вы знаете музыкальные инструменты, а поиграть на них хотите?

- Мы сыграем все вместе, как один оркестр!

В исполнении русского народного оркестра звучат вариации на тему русской народной песни "Я с комариком плясала"

Замечательно сыграли! С настроением, с характером, весело, задорно, радостно!

- О балалайке!

- балалайка, гармонь, бубен, колокольчики, ложки:

- Да!

(Каждый выбирает инструмент по желанию и называет его).

Дети стоя играют на музыкальных инструментах.

3. Заключительная часть.    
3.1 Подведение итогов. Подошло время вспомнить, о чём мы с вами говорили сегодня на уроке и что нового вы узнали?

С каким оркестром звучала балалайка?

- За что все так любят балалайку?

- Расскажите, как устроена балалайка?

- Откройте рабочие тетради, выполним задание: среди русских народных инструментов есть музыкальный инструмент, который к ним не относится, назовите его.

- Игра "Четвёртый лишний"

- А теперь задание для самых быстрых:

"Кто быстрее соберёт рисунок балалайки"

- Вам понравилась встреча с Балалайкой?

- В своих тетрадях дома все нарисуйте балалайку, а мы на следующем уроке выберем самый лучший рисунок.

Прощание с учителем.

Прозвенел звонок, закончился урок,

До свидания!

Учащиеся под звучание русского народного оркестра выходят из класса.

Учащиеся высказываются о теме занятия.

Рассказывают, что им запомнилось.

- Познакомились с русским народным инструментом - Балалайкой.

Балалайка сегодня звучала в составе оркестра русских народных инструментов.

За весёлый, заливистый голос, задорные песни и пляски.

- корпус деревянный, треугольной формы, на котором натянуты 3 струны.

Работа с раздаточным материалом.

Игра "Четвёртый лишний"

Игра "Разрезные картинки".

-Да!

- До свиданья!

Приложение.