Урок природоведения в 5-м классе "Оборудование для лабораторных исследований"

Разделы: Химия, Биология, География


Цели:

  • Сформировать у учащихся представление о лабораторном оборудовании, о правилах техники безопасности при работе с химической посудой, о назначении различных видов оборудования;
  • Развивать умение наблюдать, ставить простейшие опыты, навыки простых измерений.
  • Формировать навыки критического мышления, креативные навыки
  • Воспитывать чувство коллективизма, уважения к чужому труду и чужому мнению.

Оборудование: 2 лабораторных штатива, 6 наборов химической посуды (штатив с пробирками, колбы, мензурки, мерные цилиндры, стеклянные палочки, ложки, воронки), динамометры, цилиндры металлические, деревянные бруски, линейки, термометры спиртовые.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Оглашение темы урока и девиза:

Все видеть, все понять,
Все знать, все пережить,
Все формы, все цвета -
Вобрать в себя глазами.
Пройти по всей земле горящими ступнями,
Все воспринять и снова воплотить.
(М. Волошин)

3. Давайте, определим, что мы должны сделать на уроке?

4. Целеполагание для учащихся:

Познакомиться с лабораторным оборудованием

Научиться проводить простые измерения и опыты

Продолжать учиться делать выводы из увиденного и услышанного

5. У вас на столах находится очень важный предмет - называется он лабораторный штатив. Определите, как он используется?

Устроен штатив следующим образом:

1- подставка

2 - стержень

3 - муфты

4 - лапка

5 - кольцо

6. А теперь на слайдах вы увидите другие предметы из лабораторного оборудования, подумайте об их назначении.

Пробирки - для проведения опытов и монтажа приборов

Колбы - для проведения простейших химических операций : смешивание, разведение растворов, временного хранения веществ, а круглодонные для подогрева веществ.

Пестик и ступка - для измельчения твердых веществ.

Пипетка - добавления веществ небольшими количествами (по каплям).

Мерные цилиндры - для измерения объема налитой жидкости.

Мензурки - для отмеривания определенного объема жидкости, для приготовления смесей, для фильтрования.

Мерные ложки - для взятия некоторого количества твердого сыпучего вещества.

Воронки - для наливания жидкости в сосуды, для отфильтровывания примесей из жидкостей.

Сейчас вам предстоит научиться фильтровать жидкость, содержащую примеси. Для начала нужно выучить правила работы с химической посудой и оборудованием:

Работать можно только сухими руками (может выскользнуть и разбиться).

Работаем, не мешая товарищу.

Размешиваем любое вещество только стеклянной палочкой.

Не допускаем попадания жидкости на открытые части тела и одежду.

Жидкость, с которой мы работаем обыкновенная вода, поэтому опасности для вас нет, но правила техники безопасности помнить и соблюдать необходимо.

Используя фильтровальную бумагу, воронки и стаканы - фильтруем раствор.

Какой метод исследования мы с вами сейчас используем? (постановка опыта - эксперимент)

А какие еще методы научных исследований вы знаете? (наблюдение и измерение)

А вот сейчас мы приступаем к измерениям:

О, физика - наука из наук!
Все впереди!
Как мало за плечами!
Пусть химия нам будет вместо рук,
Пусть станет математика плечами,
Не разлучайте этих трех сестер
Познания всего в подлунном мире,
Тогда лишь будет ум и глаз остер,
И знанье человеческое шире.

С помощью каких лежащих на столе приборов мы можем произвести измерения и какие именно измерения?

(с помощью термометра - температуру предметов и воздуха, с помощью линейки - размеры.)

Но у вас есть еще один простой лабораторный прибор - динамометр, с его помощью можно измерить силу, с которой Земля притягивает тело. Массу тела. Для этого есть две шкалы: Н- ньютоны - единица силы, г - граммы единица массы. Измерьте силу тяжести и массу деревянного бруска.

А что же можно узнать об этом бруске при помощи линейки? (его ширину, длину, высоту - зная их, можем вычислить объем тела). Определите объем параллелепипеда.

А если перед вами цилиндр как определить его объем? Можно это сделать при помощи линейки? Нет! И тут нам поможет рассказ нашего гостя.

Выступление Архимеда: правителю нашего города Геерону захотелось иметь новую корону. Ювелиры ее изготовили, но в душе Геерона появилось сомнения, а не обманули ли его ювелиры? В самом ли деле корона из чистого золота. Попросил он меня выяснить этот вопрос. Три дня обещанного срока подходят к концу, а ответа нет. И решил я с горя принять ванну. Заполнил ее водой. Сел и огромная лужа на полу. Оказывается мое тело, вытеснило такой объем воды, которое само занимало. И посчитав объем воды, мы узнаем объем тела.

А как именно я вывел ювелиров на чистую воду, вам предстоит узнать дома с помощью библиотеки, родителей и учителя физики.

15. Теперь используя данные, которые вам сообщил гость, попробуйте определить объем металлического цилиндра, используйте мерный цилиндр с водой.

16. Подведем итог урока: Что мы вспомнили?

Чему научились?

О чем задумались?

17.Подумайте, как вы сегодня работали на уроке, что сумели, чему научились? Отметьте на лестнице успеха сегодняшнюю свою работу.

18. На сегодняшнем уроке я хочу отметить работу: ... И поставить отметки:

19. Д/З : стр. 154-157, задание от Архимеда.

20. А закончить урок хочу словами:

Лишь первых познаний блеснет тебе свет,
Узнаешь - предела познанию нет.
(Фирдоуси)

Приложение.