Система формирования навыка правописания безударной гласной в корне у учащихся начальных классов с нарушениями письменной речи

Разделы: Начальная школа


Введение.

Нарушения письма являются одной из самых распространенных форм трудностей обучения учащихся младших классов общеобразовательной школы. Особое расстройство письма, дисграфия, становится причиной затруднения усвоения программного материала по русскому языку у 20 - 25 % младших школьников. Анализ письменных работ показывает, что дисграфические ошибки встречаются у детей во всех разновидностях письма: при списывании, письме под диктовку, письме по памяти, при письме изложений и сочинений. Наиболее распространенными ошибками являются:

  • ошибки фонемного распознавания;
  • ошибки языкового анализа и синтеза;
  • смешения графически сходных букв;
  • ошибки, связанные с нарушением выделения предложения из текста и слов из предложения;
  • пропуски согласных;
  • пропуски гласных;
  • персеверации букв и слогов.

На фоне вышеуказанных специфических ошибок наблюдается большое количество орфографических и грамматических ошибок, таких как:

  • сомнительные согласные;
  • безударные гласные в корне слова, проверяемые и непроверяемые ударением;
  • разделительный Ь;
  • Ь знак в конце и середине слова;
  • непроизносимые согласные и другие.

В исследования, посвященных проблеме нарушений письменной речи младших школьников (Бессоновой Т. П., Левиной Р. Е., Садовниковой И. Н., Ястребовой А. В. и других авторов), отмечается стойкость и большая распространенность орфографических ошибок у данной категории детей. Нарушение освоения орфографии оказывает отрицательное влияние на речевое развитие детей с данной патологией, на развитие познавательной деятельности, затрагивает эмоционально - волевую сферу, затрудняет процесс их школьной и социальной адаптации в целом. Изучение данной проблемы позволило определить механизмы и разработать систему коррекционного воздействия по устранению дисграфии и дизорфографии у учащихся начальной школы с ОНР. Методика преодоления данных нарушений строится с учетом следующих положений и принципов:

  • на логопедических занятиях проводится комплексный подход по коррекции дисграфии и дизорфографии с устранением нарушений звукопроизношения, чтения и письма, то есть исправление недостатков фонетико - фонематической стороны речи;
  • формирование орфографического действия осуществляется при взаимодействии и взаимообусловленности речевых и неречевых психических функций (зрительный гнозис, оптико - пространственные представления), ряд мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, сопоставление);
  • развиваются моторные компоненты письма, навыки чтения и каллиграфии;
  • для закрепления формируемых ассоциаций между знаком (буквой) и соответствующим ему образом, понятием (ее названием) используются схемы, таблицы, сигналы - символы, условные обозначения и др.
  • проводимые задания включают разные виды речевой деятельности (устные и письменные формы);
  • создаются условия для освоения грамматических знаний, правил правописания, способов проверки слов, овладения умениями их в творческих работах, выработки навыков самоконтроля;
  • коррекция речевых нарушений строится с учетом индивидуального подхода, программных требований, уровня речевого развития детей, характера и структуры их устной речи.

Первый этап работы по формированию навыка правописания безударной гласной в корне слова.

Работа по орфографии на уроках русского языка всегда доставляет немало хлопот. Многие дети, особенно с недостатками в речевом развитии, не очень охотно выполняют задания учебника, плохо запоминают правила, не проявляют интереса. Одной из сложных тем для них является тема "Правописание безударных гласных".

Формирование навыка правописания безударной гласной в корне начинаю со знакомства с ударением. Цель: показать смыслоразличительную и фонетическую роль ударения. Основные дидактические задачи при изучении этой темы - научить следующим действиям:

  • проговаривать слово, выделять голосом ударный гласный по подражанию, самостоятельно;
  • определять ударный гласный в произношении слова другим ребенком;
  • воспроизводить ритм слова с выделением ударного слога (отстукивание, отхлопывание);
  • узнавать слово по его слуховой схеме;
  • узнавать слово по зрительной схеме;
  • усвоение некоторых орфоэпических норм;
  • определение ударного гласного звука в процессе написания слов;
  • определение безударного гласного в корне слова, требующего проверки;
  • решать орфографическую задачу, то есть проверять безударный гласный звук ударением путем подбора проверочных слов.

На начальном этапе проводится работа со слогоритмической структурой слов. Дети знакомятся со схемами, определяют ударный слог (отстукивают) и подбирают картинки соответственно схемам:

(двусложные слова)

Х х х Х
вата сова
чайка часы
домик очки
ложка шары и др.

(трехсложные слова)

Х х х х Х х х х Х
радуга ракета самолет
девочка ворона карандаш
яблоки воробей самокат и др.

Особенно важно в подобных упражнениях дать опыт наблюдений за перемещением ударения в группах однокоренных слов, не привлекая на этом этапе внимание детей к безударным гласным:

а) Лампа, заяц, медведь, рыба, весна, зима, медвежонок, рыбак, весенний, снежок, зимушка, снежный, салют, белка, море, река, четверг, морской.

б) Кружок, круглый, вторник, второй, повтор, волны, волна, сказал, сказка, скажу, синий, синел, среда, средний, белый, белил, чернота, черный, варит, повар, дружный, друзья.

Далее показывается детям смыслоразличительная и фонетическая роль ударения.

Детям демонстрируются картинки с общей подписью

На столе кружки

Дети молча читают подпись. Показывают картинку, соответствующую подписи. Читают вслух предложения: На столе кружки. На столе кружки. Делают вывод: изменение значения слова связывается с перемещением ударения. Наблюдают звучание этих слов и убеждаются в том, что ударный гласный произносится более громко и длительно, чем безударные гласные.

В подтверждении вывода о смыслоразличительной роли ударения рассматриваются пары слов:

Замок - замок хлопок - хлопок белки - белки

Полки - полки вычитал - вычитал скачки - скачки

Составляются предложения (значение слова) и выделяется ударный гласный в слове. Затем рассматривается форморазличительная роль ударения:

Руки - руки ведра - ведра голоса - голоса

Озера - озера мою - мою таю - таю

Выясняется форма слова, составляются предложения. Например:

У столяра золотые руки. Как же не подать ему руки.

Второй этап работы по формированию навыка правописания безударной гласной в корне слова.

Следующий этап работы - это отработка навыков нахождения безударной гласной в корне слова. Безударные гласные - это гласные в предударных и заударных слогах, произносящиеся с разной степенью редукции. Ослабленное по сравнению с основным вариантом фонемы произношение гласного часто ведет к ошибочному обозначению его на письме: вИду вместо вЕду, сОды вместо сАды. Значительное количество безударных гласных является проверяемым. Наиболее простым способом проверки правильности написания безударных гласных является изменение грамматической формы слова. Подбор однокоренного слова - способ более сложный, так как требует умения провести элементарный этимологический анализ слова и поставить его в определенный словообразовательный ряд:

побЕжать - бЕг

забОлеть - бОль

смЕяться - смЕх

Особенно часто встречаются ошибки в словах, где есть не один, а два безударных гласных, которые нуждаются в проверке:

пОлОса - пОлосы - полОска.

Поэтому очень важно научить детей подбирать проверочные слова. Задаем детям вопрос: Откуда появляются в уме проверочные слова? Они "вылетают из гнезд".

А что это за "гнезда"?

"Гнезда" - это объединение родственных слов в нашем уме. В этом объединении слова связаны в единую семью. "Родственники" в такой семье легко приходят на помощь друг другу.

Задания:

а) Определите, какие слова в каждой четверке "родственники", а не "родственников" выбросьте из "гнезда":

маленький, малявка, маляр, малыш;

гроза, грозный, гроздь, грозовой;

конница, конник, подоконник, конюшня;

лень, лентяй, лента, ленивец.

Чтобы проверочные слова быстро приходили в голову, вам надо почаще собирать "гнезда" слов. Слова от одного корня, "живущие" в одном "гнезде", могут принадлежать к разным частям речи:

б) Составьте "гнездо" с корнем - дом -

домишко, домище - существительное,

домовничать - глагол, домашний, доморощенный, бездомный - прилагательное и др.

в) Рассмотрите схему образования однокоренных слов:

--- гусак

--- гусыня

--- гусенок

Гусь --- гусятина

--- гусятинка

--- гусятница

--- гусиный

Напишите однокоренные слова в строчку. Точкой обозначьте безударную гласную в корне, которую нужно проверить. Разберите слова по составу.

г) Соберите однокоренные слова:

Завалинка, валежник, валик, валун, обвал, перевал, привал, развалины.

Напишите имена существительные с корнем - вал - в порядке значений:

сухие сучья деревьев;

остановка в пути;

остатки разрушенного строения;

камень;

земляная насыпь вокруг стен избы;

туго набитая подушка для дивана;

дорога через горный хребет;

снежные глыбы или камни, упавшие с гор.

Допишите однокоренные глаголы. Какую гласную вы напишете в корне этих слов.

Третий этап работы по формированию навыка правописания безударной гласной в корне слова. Способы проверки.

Задания и упражнения для коррекции правописания безударной гласной в корне слова при дисграфии и дизорфографии способствуют формированию и закреплению орфографического навыка правописания. Выполняя эти задания и делая упражнения, дети должны научиться:

  • выделять "ошибкоопасное" место в слове с безударной гласной в корне;
  • понимать практическую значимость правила правописания безударных гласных, осознанно воспринимая его;
  • последовательно выполнять действия, предписанные этим правилом;
  • подбирать проверочные слова;
  • различать слова с двумя безударными гласными;
  • подбирать однокоренные слова, относящиеся к различным лексико - грамматическим категориям (обозначающие предмет, его действие и признак), для проверки безударной гласной в корне;
  • применять различные способы проверки на материале слов с одной и двумя безударными гласными;
  • определять в контексте смысл слов, которые различаются на письме, одной гласной в корне, и подбирать к этим словам проверочные.

В безударной позиции обычно сходно звучат гласные:

а - о   е - и   е - я   и - я

Существует 11 способов проверки безударных гласных. Целесообразно отработать с учащимися конкретные приемы последовательно, познакомить с каждым способом, тогда знания у детей будут системными, материал легче запоминается.

1 способ. Слово во множественном числе заменить словом в единственном числе:

  о                                  о
м ря - мОре - мОря; п ля - пОле - пОля
а                                   а

2 способ. Слово в единственном числе заменить словом во множественном числе:

  е                                      о
з мля - зЕмли - зЕмля в да - вОды - вОда
  и                                     а

3 способ. Слово с безударной гласной проверить родственным словом, состоящим только из корня:

о                                             о
к рмить - кОрм - кОрмить с лить - сОль - сОлить
а                                             а

4 способ. Слово, обозначающее предмет проверить словом, обозначающим признак предмета:

о                                                 е
д брота - дОбрый - дОброта т мнота - тЕмный - тЕмнота
а                                                 и

5 способ. Слово, обозначающее признак предмета проверить родственным словом, обозначающим предмет:

  о                                           е
м рская - мОре - мОрская з леная - зЕлень - зЕленая
  а                                           и

6 способ. Слово с безударной гласной проверить родственным словом с уменьшительно - ласкательным значением:

   а                                      е
гл за - глАзки - глАза пч ла - пчЕлка - пчЕла
   о                                      и

7 способ. Слово, обозначающее действие предмета, проверить родственным словом, обозначающим предмет:

   я                                              а
гл деть - взглЯд - глЯдеть кр снеть - крАска - крАснеть
   и                                             о

8 способ. Слово, обозначающее действие предмета, проверить родственным словом, обозначающим признак предмета:

    а                                                 е
пл тить - плАтный - плАтить б леть - бЕлый - бЕлеть
   о                                                 и

9 способ. Слово, отвечающее на вопрос что делал? проверить словом, отвечающим на вопрос что делает?:

  и                                      я
п сал - пИшет - пИсал т нул - тЯнет - тЯнул
  е                                      и

10 способ. Слово, отвечающее на вопрос что делает? проверить словом, отвечающим на вопрос что делал?

  и                               и
в зет - вЕз - вЕзет м тет - мЕл - мЕтет
  е                                е

11 способ. Слово, отвечающее на вопрос что сделал? проверить словом, отвечающим на вопрос что делает?

    и                                          а
сп сал - пИшет - спИсал св лил - свАливает - свАлил
    е                                          о

Также берем способ проверки безударных гласных , когда слова с буквой Е в корне проверяем словами с буквой Е.

Задания:

  • напиши проверочные слова к словам: Зв:зда - :, оз:ро - :, в:сло - :, ст...кло - :, с:дло - : .
  • объясни, какие буквы пропущены в словах, напиши сначала проверочные, потом проверяемые слова: : - т:мнеть, т:мнота, : - ч:рнеть, ч : рнота, : - т : плота, т : пло.

 Угадай слова, выпиши их, подбери к ним проверочные, обозначь орфограммы: Белка спряталась в дупло, Нарядили елку: бусы в три р:да,

В нем и сухо и : . Наверху сверкает красная : .

Четвертый этап работы по формированию навыка правописания безударной гласной в корне слова. Закрепление.

Тренировочные упражнения для закрепления правописания безударных гласных и способов их проверки помогут детям овладеть элементарными закономерностями морфологического правописания.

1. Использование стихотворных упражнений, накопленных в практической работе, способствуют умению выделять орфограмму и запоминать ее правописание, накапливать словарный запас, расширяют представления детей о несоответствии написания и произношения и используются для решения орфографических задач сначала в устной, а затем и в письменной речи:

Безударный хитрый гласный: Для письма по памяти

Слышим мы его прекрасно,
Р:чной, л:сной, г:ристый,
А в письме какая буква?
М:рской, р:дной, л:систый,
Здесь поможет нам наука:
Проверь сл:ва, да не сп:ши,
Гласный ставь под ударенье,
Красиво, грамотно сп:ши.

Чтоб развеять все сомненья!
Слуху вы не доверяйте -
Удареньем проверяйте:
Сосна, вода, трава, дела,
Село, гнездо, весло, весна -
Одна из гласных не ясна.
Не верь таким словам на слух,
Коль есть в них безударный звук.
Ты в них число лишь измени,
Подскажут гласную они:
Сосны, воды, травы, дело,
А теперь пишите смело!
Села, гнезда, весла
И, конечно весны.
Страна, земля, стрела, скала,
Гряда, стена, звезда, игла,
Роса, зерно, следы, листок,
Кормушка, озеро, цветок,
Места, столяр, сова, птенец.
Диктанту нашему конец,
Кто не ошибся - молодец!

2. Использование дидактических и речевых игр также способствует закреплению правописания безударных гласных в корне слова:

Игра: "Покажи гласную".

У каждого ученика карточки с гласными буквами

А   О   Е   И   Я

Логопед называет слова с безударными гласными в корне, а дети должны показать карточку с гласной, которую необходимо писать в этом слове. По вызову логопеда один из учеников подбирает проверочное слово. За каждый правильный ответ дается фишка - молодчинка. Выигрывает тот, кто больше соберет фишек.

Примерный материал: грачи, сады, трава, шары, вода, гора, дома, дрозды, коза, нора, нога, оса, роса, перо, слоны, сова, сосна, змея, леса, река, стена, зима, лиса, лицо, пила, число, мячи, пятно, ряды.

Игра: "Волшебная яблоня".

На доске нарисована яблоня, к веткам прикреплены плоские картонные изображения яблок с буквами Я, И, Е, О, А. На доске написаны в столбик слова с пропущенной безударной гласной.

Гл:за в..да

Гн:здо гр:бы

В:лна п:ла

Л:сток з:мля

Логопед говорит: "На этой яблоне выросли необычные яблоки. Они очень крупные, и на них написаны буквы. Сорвать яблоко может только тот, кто скажет, какую букву надо писать в слове".

Правильное выполнение задания оценивается фишкой.

Игра: "Лесенка"

          З М   Я
П Л   Т А
З В   З Д А
С В   С Т О К
Х Л   П У Ш К А
С В   Т Л Я Ч О К

На доске несколько "лесенок". Побеждает тот, кто быстрее спустится с "лесенки", не сделав ни одной ошибки.

Игра: "Подбери противоположное по значению слово".

Дети подбирают слова - антонимы:

Друзья - враги лето - : близко - :

Лживый - : ругать - : маленький - :

Сытый - : начало - : старый - :

Хороший - : вредный - : пресный - :

Теплый - : утро - : легкий - :

Трудолюбивый - : темно - : дневной - :

Назвать в слове безударный гласный, подобрать проверочное слово. Записать слова, выделить орфограммы.

3. Дети любят такие игры, как "Игротека", которые активизируют словарный запас, закрепляют правописание слов с безударной гласной. Например:

"Начинай с буквы П"

П П П П П П П П П
                 
                 
                 
                 
             
       
 
  1. Свободное от деревьев место в лесу.
  2. Слово, противоположное по значению слову кривой.
  3. Грязное место на одежде.
  4. Часть туловища от шеи до руки.
  5. Место для игр.
  6. Насекомое, дающее мед.
  7. Тот, кто готовит пищу.
  8. Тот, кто пасет стадо.
  9. Детеныш птицы.

(Поляна, прямой, пятно, плечо, площадка, пчела, повар, пастух, птенец).

"Начинай с буквы К"

К К К К К К К К К
                 
                 
                 
                 
           
       
       
  1. Столовая для зимующих птиц.
  2. Дом для лошадей.
  3. Прическа из длинных волос у девочки.
  4. Площадка для катания на коньках.
  5. То, чем покрыты ствол и ветки деревьев.
  6. Предмет, которым покрывают пол и стены.
  7. Домашнее животное.
  8. Детеныш кошки.
  9. Детеныш козы.

(Кормушка, конюшня, коса, каток, кора, ковер, коза, котенок, козленок).

Формирование навыков правописания слов, различающихся одной гласной в корне:

Исправь ошибки, почему они вызывают улыбку? В скобках напиши проверочные слова. Отчего же зависит написание выделенных слов?

Мальчик полоскал (::..) собаку.

В лису (::..) я нашел подберезовик.

Мама отворила (::..) дверь.

Огромные волы (::.) швыряли нашу лодку из стороны в сторону.

Догадайся, какие буквы в слове нужно вставить. Подбери к ним проверочные.

Пос:дел на скамейке - пос:дел от старости.

Сл:зал сливки - сл:зал с дерева.

Св:ла гнездо - св:ла пятно.

Зак:лю булавкой - зак:лю здоровье.

Прим:рять платье - прим:рять друзей.

Острые м :чи - футбольные м:чи.

Шарады.

С Е торопят, если знают,
Что не долго уж до срока.
С И - учительница часто
Говорит в конце урока. (спеши - спиши)

Делать с И спокойно нужно,
Если слушаешь урок,
Будешь с Е еще не скоро:
Не пришел еще твой срок. (сидеть - седеть)

С И недолго сделать кошке,
Если есть сметана в плошке.
С Е же делать нелегко,
Коль забрался высоко. (слизать - слезать)

С буквой Е делай в хоре
И таланта не таи.
Принял горькое лекарство -
Делай быстро с буквой И. (запевай - запивай)

С буквой А с грибами сделай,
Ешь, не бойся ничего!
Не открыть малышке двери -
Момоги-ка с буквой О. (отвари - отвори)

Шестой этап. Проверка знаний по правописанию безударной гласной.

1. Списать слова, вставить пропущенные буквы, подобрать проверочные слова.

Поставить ударение. Выделить орфограммы.

Стр:на - : с:ло - : к:льцо - :

П:су - : н:сить - : р:ды - :

Гн:здо - : :кно - : цв:ты - :

К:сить - : пл:чо - : в..рю - :

Р:бро - : д:ржу - : т:кла - :

2. Найти ударные и безударные гласные, обозначить их, подобрать родственные слова.

Образец: кормушка - корм, кормит, подкормка.

Н:члег - : , т:пить - : , гл:зной - :, б:ец - : , т:шина - :,

Сн:говик - : , скр:пач - : , вр:дить - : , бл:стеть - : , кл:вать - :

3. Списать слова, в скобках написать два проверочных слова, поставить ударение.

Образец: сторожил (сторож, сторожка).

Стр:к:за, б:р:зда, м:л:ток, т:рп:ливый, з:л:той, д:р:гой, в:л:сок, г:л:сок, ск:вор:да, с:к:линый, з:л:неть.

4. На доске.

п:.чтовый

тр:щать

д:лекий

св:стеть

м:рской

б:жать

х:лодный

уд:влять

ст:льной

бл:стеть

н:чной

кр:чать

Выясняется, к какой части речи относятся слова первого столбика и второго, какую часть речи можно использовать в качестве проверочных слов. На листочках заранее поставлены цифры, определяющие порядок слов. Дети рядом с цифрой записывают лишь гласную, которая пропущена в слове.

5. Диктант.

Зима в лесу.

Побелели поля и луга. Льдом покрылась река, она уснула, как в сказке. Красиво в лесу. На елках и соснах лежат снеговые шубы. Пушистые варежки зимушка надела на ветки деревьев. Молодые кустики укрылись серебристым снежком. Под сосной на снегу видны узоры разных следов. Как хороши эти узоры!

Заключение.

Таким образом, одна из трудных тем орфографии может стать понятной детям, если разнообразить задания, максимально концентрировать внимание детей на изучаемой орфограмме.

Основные умения, которые необходимо формировать при обучении детей обозначать безударные гласные это - четкое представление, что такое орфограмма, умение "видеть" и "слышать" ее в речи, умение найти способ действия, помогающий выяснить, какой буквой обозначить эту орфограмму. Основой выработки таких умений являются лингвистические знания и умения, в частности - ориентация в фонетической позиции и морфемной части слова, где находится безударный звук, обозначение которого вызывает затруднение.