Урок в 9-м классе по теме "Образование СССР"

Разделы: История и обществознание


Цели урока:

Обучающая – сформировать у учащихся представление об основных особенностях процесса образования СССР, уделив внимание взаимосвязи истории и современности.

Развивающая – формировать у учащихся навыки самостоятельной работы с учебной и дополнительной литературой, анализа и синтеза изучаемого материала.

Воспитательная – способствовать становлению гражданского самосознания школьников.

Методическое оснащение:

  • карта «Российской федерации и стран Ближнего зарубежья»
  • планшеты «Столицы союзных республик, герб СССР и РФ»
  • изображение государственных символов СССР
  • использование песни «Я, ты, он, она – вместе дружная семья»
  • карточки с вопросами

Учебные элементы урока:

  1. Мотивационная беседа. Формулировка целей урока.
  2. Работа по вопросам к песне.
  3. Отчет учащихся по выполнению опережающего задания (анализ соц. опроса по теме «Плюсы и минусы советской системы»).
  4. Позиция партии большевиков по национальному вопросу (работа с документом). Приложение 1.
  5. Предпосылки образования СССР (работа с учебником).
  6. Сравнение планов объединения (работа со схемой).
  7. Границы СССР (работа с картой).
  8. Принятие конституции СССР (сравнительный анализ с конституцией РФ от 12.12.1993 г.)
  9. Итоговый контроль (карточки с заданиями). Приложение 2.
  10. ПОПС – формула.
  11. Творческое задание. Приложение 3.
  12. Домашнее задание.
  13. Итоговая отметка.

Литература:

  1. История Отечества, 1900  - 1940 гг. Учебная книга для старших классов средних учебных заведений. М. Просвещение 1992г.
  2. Краткая история СССР. Издательство  «Наука».
  3. Пятецкий Л.М. История России для старшеклассников и абитуриентов. ХХ век. Учебное пособие. Московский лицей 1996 г.
  4. Ю.А. Щетинов. История России ХХ век. Учебное пособие. Москва 1998 год.
  5. Народы России: энциклопедия. Гл. редакция В.А. Тишков. – М. Большая Российская энциклопедия, 1994
  6. Энциклопедический словарь юного историка. Всеобщая история. Сост. Н.С. Елманова, Г.М. Савичева. 1994 г.

Ход урока

1. Мы должны понять, что образование  СССР было не случайным событием, которое

способствовало укреплению коммунистического режима, усилению военной мощи страны, но и найти  противоречия, которые способствовали со временем распаду Советского Союза. СССР – так называлось государство, существовавшее почти 70 лет на политической карте мира. Это была мощная сверхдержава, объединявшая нации и народности, проживающие сегодня на территории новых государственных образований. Можно сказать, что все мы родом из СССР и это обстоятельство вновь и вновь заставляет нас возвращаться к страницам советской истории, по – новому вглядываясь в их особенности. В происходящие в те годы события.

2. Прослушав песню, подумайте. Почему она звучит на уроке? О чем эта песня?

3. Вы родились в ХХ веке, ваши родители очевидцы распада Советского Союза – огромного

по территории многонационального государства, возникшего в 1922 году. Тогда очевидцами объединения были ваши прабабушки и прадедушки. Таким образом, история СССР – это история 4 поколений, история граждан СССР – людей разных национальностей, вероисповедания, культурных традиций и обычаев. Наша задача установить, как и на каких основах образовался СССР, увидеть те противоречия, которые позже привели к его распаду. На последующих уроках узнать, как развивалось это государство и в силу каких причин распалось.

Перед уроком вы получали опережающее задание. Провести соц. Опрос жителей нашего района по теме: Плюсы и минусы советской системы. Результаты заслушиваются.

4. Вспомним позицию партии большевиков по национальному вопросу. Для этого

воспользуемся документом на ваших столах. Запись в тетрадь ответа на вопрос: «Что было положено в основу вопроса по национальностям России?» Приложение 1.

5. Ряд факторов способствовал сближению республик в первые годы после Октября. Прочитайте тест выступления И.В. Сталина на Х  Всероссийском съезде Советов 26.12 1922 года и выпишете в тетрадь предпосылки образования СССР.

6. Вопрос об основах объединения был сложным и дискуссионным. У вас на столах есть

схема. Где отражены два плана образования СССР (Ленина и Сталина). Сопоставляя два проекта,  объясните, какой из них наиболее способствовал справедливому решению национального вопроса. Какую позицию в решении вопроса о национально – государственном  устройстве отстаиваете вы. Аргументируйте свой ответ.

7. Работа с картой. Показывают границы СССР, союзные республики и называют их столицы.

8. В соответствии с принятой в 1924 году конституцией СССР высшим органом власти

являлся Всесоюзный съезд Советов, в промежутках между съездами – ЦИК, состоящий из двух палат: Совета Союза и Совета Национальностей. Обратите внимание, что каждая республика имела права выхода из союза. Откройте Конституцию от 12.12.1993г. ст. 71 и сравните сферы ведения СССР по договору об образовании СССР и современной Конституции. Вспомните, кто был лишен политических прав. Почему были сняты ограничения?

9. Карточки с заданиями. Приложение 2.

10. ПОПС – формула.

П – позиция (я считаю…)
О – обоснование (потому что…
П – пример (например…)
С – следствие (следовательно…)

Какое значение имело образование СССР?

11. Творческое задание. На доске слова: родина, страна, земля, знаю, единая. Напишите эссе или стихотворение, используя при этом данные слова. Приложение 3.

12. Домашнее задание.

13. Итоговая оценка.

Приложение 1

Декларация прав народов России.

«…Недостойной политики лжи и недоверия должен быть положен конец. Отныне она должна быть заменена открытой и честной политикой, ведущей к полному взаимному доверию народов России, политикой, ведущей к полному взаимному доверию народов России.

Только в результате такого доверия может сложиться честный и прочный союз народов России.

Только в результате такого союза могут быть спаяны рабочие и крестьяне в одну революционную силу, способную устоять против всяких покушений со стороны империалистско-аннексионистской буржуазии».

Съезд Советов в июне этого года провозгласил право народов России на свободное самоопределение.

Второй съезд Советов в октябре этого года подтвердил это неотъемлемое право народов России более решительно и определенно.

Исполняя волю этих съездов, Совет Народных Комиссаров решил положить в основу своей деятельности по вопросу о национальностях России следующее:

1. Равенство и суверенность народов России.

2. Право народов России на свободное самоопределение вплоть до отделения и образование самостоятельного государства.

3. Отмена всех и всяких национальных и национально – религиозных привилегий и ограничений.

4. Свободное развитие национальных меньшинств и этнографических групп, населяющих территорию России.

Приложение  2

Карточки с заданиями

Согласны ли вы со следующими утверждениями?

1. Создание СССР – результат долгого поиска новой формы национально – государственного устройства.

2. СССР – пример подлинно демократической федерации.

3. Создание СССР решило все национальные проблемы бывшей империи.

4. СССР сформировался как федеративное по форме, но унитарное по сути государство.

5. Последующее развитие советского гражданского общества подтвердило правильность так называемой ленинской национальной политики.

Приложение 3

Пример творческого задания одного из учеников (стихотворение).

Родина многое видела,
Многое знает она.
Каждый в ней главное выделил,
Каждый, включая меня.
Неважно, где родина малая.
Неважно, в какой мы стране,
Ведь все мы живем не на разной,
Живем на единой земле.