Творческая деятельность дошкольников и учащихся по историческому краеведению в едином образовательном пространстве "школа—село"

Разделы: Социальная педагогика


В документах ООН и ЮНЕСКО задача подготовки молодежи к жизни в поликультурном обществе названа в числе приоритетных. Уместно вспомнить девиз ЮНЕСКО в XXI веке - “Образование через культуру”. В Докладе Международной комиссии по образованию подчеркивается, что одной из самых важных функций школы заключается в том, что нужно научить людей жить вместе, преобразовать существующую взаимозависимость государств и этносов в сознательную солидарность. В материалах второй Всероссийской научно-практической конференции “Гражданственность, патриотизм, культура межнационального общения – российский путь развития” подчеркивается, что все национальные школы России должны воспитывать прежде всего граждан России, сохраняя бережное отношение к языку и культуре всех народностей и этнических групп Российской Федерации”. Таким образом, одной из приоритетных задач современного образования в многонациональной России является воспитание у подрастающего поколения позитивного отношения к другим народам, их культуре. Иными словами, школьники должны иметь представление о других народах, своеобразии проявления их культуры, уметь выработать адекватную модель поведения, которая позволит им выжить в современном мире (Е.В. Бондаревская, В.И. Матис, Е.А. Ямбург, Г.Н. Волков и др.).

По мнению В.М. Видгофа, “школа на селе – центр его культуры. Школа неотрывна от национальной культуры народа. Она ее носитель и выразитель. Именно через школу идет процесс усвоения и обогащения молодежи общечеловеческими ценностями и достижениями национальных культур <…>. Развитие национальных особенностей школы должно органически сочетаться с мультикультурным образованием, учитывающим многообразие культурных ценностей, норм, образцов и форм деятельности. Речь идет о комплексном подходе в культурологическом воспитании и образовании, целью которого является не только ознакомление школьников с разными культурами социума, включая не только межэтнический и межгрупповой уровень, но и научение жить в этом поликультурном пространстве как в естественной среде” [3, с. 93].

Благодаря повседневной работе учителя, ученик должен быть включен, по выражению великого немецкого педагога Ф.Флебеля, в прошлое, настоящее и будущее культуры. Ребенок живет, учится в определенной социокультурной среде, принадлежит к определенному этносу. Здесь уместно вспомнить слова И.Н.Сиземской о том, что если образование есть приобщение человека к накопленным человечеством, в том числе и его собственным народом, то процесс обучения с необходимостью обращается к этим последним [13, с. 46]. Е.В. Бондаревская отмечает, “чтобы личностный образ состоялся, жизнь ребенка должна отличаться историзмом, культурной событийностью, целостностью” [4, с. 22]. Учитель как ведущий субъект образовательного процесса должен быть создать для растущего человека благоприятные условия, обеспечивающие его развитие в культуре, инкультурацию, социализацию [9, с. 82].

Нами разработана система совершенствования творческого опыта учащихся сельской школы в учебной и досуговой деятельности. В содержание программы включается обязательное изучение учащимися этноистории народов Забайкалья. Все составляющие программы требуют эмоционального отклика ребенка, его собственного осмысления и поиска, оценочной деятельности. Учитель организует социально значимые образовательные мероприятия, соединяющие урочную и внеурочную жизнь школы. Мы используем разные формы краеведческой работы: кружки и научные общества, экскурсии по городу Чита, поселку Агинское и памятным местам, встречи с местными краеведами, писателями и деятелями культуры, учеными, экскурсии, музейные уроки, участие в литературных викторинах, исторических конкурсах и научно-практических конференциях, в работе сельского краеведческого музея и др. Объем, содержание и формы краеведческой работы зависят от возраста, общего кругозора, уровня знаний и умений учащихся. В центре нашего внимания – творчество как смысловая ценность общения и отношений, помогающая каждому субъекту в совместной и индивидуальной деятельности “умножить собственный потенциал, перейти к более адекватному восприятию и пониманию людей и окружающей действительности” [5, с. 158-166].

На первом этапе совершенствования творческого опыта школьников разных возрастных групп мы считаем необходимостью осуществить на принципе своеобразия педагогической поддержки в индивидуальном творчестве, в опыте диады, во внеурочной коллективной деятельности по литературе, привлекая необходимые сведения по истории, этнографии, русскому и бурятскому языкам. По нашему мнению, на этом этапе одной из эффективных форм приобщения дошкольников и учащихся школы к истории родного края являются экскурсии учащихся в краеведческие музеи. Поскольку музеи играют особую роль в формировании у личности целостной картины мира, они как смысловой универсум гарантируют приобщение к социокультурному опыту, на основе которого базируются жизненные ценности общества. В детском саду МДОУ “Радуга” (заведующая Д.С. Соктоева) созданы музеи русского и бурятского быта. Макеты печки, колыбельки и других предметов создают атмосферу традиционной русской избы. Настоящие и игрушечные предметы бурятского быта – юрты. Эти мини-музеи развивают игровой замысел дошкольников, пробуждают фантазию, воображение, творчество и приобщают к истории родного края, они востребованы педагогами и привлекательны для детей. Большая работа проводится музыкальным руководителем Дашипыловой Б-Х.Н. по изучению песенного фольклора народов Забайкалья. Воспитатели Дамдинцыренова А.А., Дашидоржиева Ж.В., Жаргалова В.Д., Цыбендоржиева В.Ц., Жамбалова Н.А. в игровой форме на кружковых занятиях работают над этнокультурным воспитанием детей. Ребенок к началу учебы в школе уже имеет определенный этнически окрашенный культурный опыт, на который он будет опираться при изучении гуманитарных дисциплин. Изучение предметов быта, жилья, хозяйственных построек, охоты, обычаев и традиций народов, в целом через изучение экспонатов сельского краеведческого музея, по литературным источникам (энциклопедии Забайкалья, по историческим книгам, художественным произведениям), общение со старожилами помогают глубже познать историю, культуру народов. Так закладываются основы формирования у каждого учащегося системы знаний о своеобразии истории края на уроках МХК, русского и бурятского языков, истории и во внеурочное время, что способствует становлению Гражданина.

Неизменно большой интерес у учащихся вызывают экспозиции музея Декабристов, окружного им. Г. Цыбикова и областного краеведческого им. Кузнецова, Читинского художественного музея. Школьники посещают выставки, например, побывали на выставке скульптур известного российского скульптора Даши Намдакова “Мгновения вечности”, выставке картин художника Саяны Шэхэртуевой и др. Через искусство происходит передача следующим поколениям выработанных народом отношений ко всем явлениям жизни [11, с. 80]. Сочетание знаний с эмоциональным, личностным отношением к истории родного края формирует сознание школьников. Как показывает наш опыт, огромную роль в этнокультурном воспитании учащихся играет семья. Сотворческая работа родителей и детей по составлению родословной семьи, сбор сведений, рассказов о себе и своих родственниках, составление примерной схемы-таблицы, семейных альбомов, презентаций “Моя семья” развивают интерес к истории своей семьи, чувства чести рода, приводит к осознанию учащимися истории семьи как части истории народа, необходимости сохранения и преумножения добрых дел и традиций. Из родословной, составленной ученицей 5 класса Дондоковой Арюны, мы узнаем историю семьи, о жизни ее близких родственников и доблестном труде на благо Родины в годы Великой Отечественной войны, в годы мирной жизни. Воспитанники детского сада в сотворчестве с воспитателями работают над исследовательскими проектами “Моя родословная”, “Мир моей семьи в фотографиях”, “Я и мое имя”, работают в сотворчестве с воспитателями и родителями по составлению семейных уголков. Пятиклассница Бальжинимаева Мария работала над исследованием “Имена учащихся 5 класса Узонской средней школы”. Именно “живое знание”, построенное самими учащимися, “способно устранить привычку к использованию заданных педагогами готовых “знаний-шаблонов”, которые затрудняют самостоятельную творческую мысль обучающихся” [1, с. 103].

В Летней школе предпрофильной и профильной подготовки на базе нашей школы результатом сотворчества обучающего “Музееведению” и обучающихся явилась коллекция монет, значков советского периода российской истории, переданная в дар местному сельскому краеведческому музею. Школьники овладевали основами музееведения, этнографии, осваивали основы исследовательской деятельности, работая с источниками, научной литературой, справочными материалами, которые формировали у учащихся представления об истории родного края как живом процессе, придавая историческим знаниям большую конкретность и личностную значимость. Каждый ученик выступал не как потребитель продукта музейной деятельности, а как его активный создатель. Педагога интересовали не столько экспонаты коллекции, сколько возможности ее использования в воспитании личности ребенка. Коллекционирование как средство личностного развития ребенка началось со сбора материала, его систематизации и изучения. Учащимся было интересно познакомиться с книгами “История с монетами и монеты с историей”, “Из серебра домашнего” Юрия Нестеренко, известного забайкальского нумизмата и др.

Обратимся ко второму этапу системы. Он представляет этап организующего обучения. Суть его состоит в предоставлении ученику большей степени самостоятельности, в многовариантности форм и методов обучения, в сильной эмоциональной поддержке со стороны педагога. Творчество есть сущностное созидание (В.П. Океанский). Именно поэтому Л.В. Выготский говорит о необходимости в максимальной степени раздвинуть рамки личного и ограниченного опыта, включить ребенка в более широкую сеть жизни. Это поможет в условиях развития творчества детей накапливать социальный опыт [7, с. 306]. Воспитательное творческое пространство раздвигается до максимального пространства, называемого жизнью, как замечает Н.Е. Щуркова [15, с. 261-167]. Важно организовать жизнь ребят, наполнить эту жизнь творчеством, богатым содержанием, выработанной культурой человечества, что поможет и педагогу выступать и в роли творческого строителя своей и общественной жизни. Широко раздвигается содержательное поле творческого общения и деятельности в социальной сфере, деятельности исследовательской, в том числе по историческому краеведению. Ученица Дамдинова Чимит, заинтересовавшись историей монет, провела исследование на тему “Страницы истории нашей страны в памятниках нумизматики”, которое представила на окружной научно-практической конференции и была поощрена за интересную содержательную работу. Огромный интерес у учащихся вызвала информация о том, что 16 июня 1891 года буряты Агинского ведомства в поселке Князь-урульга были представлены Наследнику Цесаревичу Николаю Александровичу Романову (будущему Николаю II). В начале 1961 года в селах Догой и Ортуй Могойтуйского района появились в обращении “базаронки” по имени председателя колхоза “Гигант” Балдана Базаровича Базарона, который принимал участие в местной “банковской эмиссии”.

Этноистория края раскрывается в исследовательских работах учащихся “Буряты и бурятская культура в этнографических заметках декабристов” (записках и воспоминаниях Розена, Лорера) Дондоковой И., “Декабристы и Забайкалье” Цыбеновой С., “Топографические работы декабристов” Дылыковой А., “Памятник-субурган жертвам политических репрессий 30-40-х годов 20 века как трагическая страница истории нашей страны” Дашидоржиевой Б. и Дондоковой И, “Война в жизни моей семьи”, “Конь в традиционной культуре бурят” Дабаевой Д. и Гындынжаповой Д., “Бурятские пословицы как отражение истории и национального своеобразия” Дашинимаевой Э., “Топонимия Аги” Гулугуевой О. и Дабаевой Д., “Микротопонимия села Узон” Дашибалбаровой Д., “Сказки узонских бурят” Чимитдоржиевой А., Раднаевой Д., Дондоковой И. Исследования совершенствуют их познавательную деятельность, вырабатывают умение поиска и обработки исторических фактов из разнообразных источников, на базе методов познания, помогают связать общеисторические закономерности развития страны с особенностями развития родного края. Через такую работу осуществляется один из важнейших принципов обучения – принцип взаимосвязи теории и практики, связи обучения с жизнью.

“Проблема приобщения школьника к традициям <…> национальной культуры является одной из самых актуальных и важных в современном образовании. Язык – это составная часть культуры, поэтому приобщение к этнокультуре через язык связано с освоением духовного наследия нации, истории своего народа”, - отмечает Н.А. Туранина [14, с. 3]. Творческие, исследовательские работы учащихся, такие как “Языковая личность в памятниках Забайкальской деловой письменности XVIII века” (распорядительной документации) Пальцевой А. и Э. Очирова, “Этнографизмы как отражение культурных реалий Восточного Забайкалья в сборнике легенд “Лунные колокола” Е. Куренного” Доржиевой А. и Базаржаповой А., “Роль диалектных слов в рассказах забайкальского писателя Н. Пахомова” Б. Дашидоржиевой, “Русско-китайский пиджин как средство межкультурной коммуникации” Дулмаевой Ц. и Базаржаповой А., “Концепт Семья в языковом сознании школьников Узонской средней школы” А. Доржиевой и др., способствуют формированию этнокультурной компетентности учащихся. Таким образом, “диалог культур” в учебное и досуговое время - это не только знакомство с культурой, но и активное погружение в культуру, постепенное “вживание” в эпоху и ее культуру, “примерка” ее “нарядов” и ее “образа мыслей” [2, с. 140]. Надо отметить, что очень важным является публичное признание достижений учащихся, чему способствует участие школьников в научно-практических конференциях “Шаг в будущее”, “Сибирь глазами декабристов”, “Открытие”, литературных викторинах, исторических конкурсах “Человек в истории. XX век”, фестивале исследовательских и творческих работ “Портфолио”. Мы согласны с мнением Л.С. Выготского, который считал, что в каждом “заключено гораздо более возможностей жизни, чем те, которые находят свое осуществление” [6, с. 313].

Третий этап системы в нашем исследовании нельзя считать заключительным, поскольку процесс самодвижения не имеет конечной точки. В свое время виднейший прогрессивный французский психолог Анри Валлон (1879-1962) справедливо считал, что личность подрастающего человека “как бы выходит за пределы самой себя”, сравнивая значимость отношений с собственными, объединяя их с социальным окружением, взаимодействует с окружающими людьми и миром в целом. Эта особенность должна найти свое отражение в третьем этапе системы. Для этого этапа характерно сотворчество обучающего и обучаемого, основанное на сомышлении, содействии, соимпровизации, сотрудничестве и взаимном творчестве. Целью совершенствования творческого опыта на этом этапе должно стать пробуждение у воспитанников “неотчужденного, ответственного отношения ко всему, что окружает человека в жизни, к великому духовному и эмоциональному опыту через полноценное творчество, восприятие и созидание художественных образов. Очищающая функция искусства (катарсис) развивает внутренний мир человека” [10, с. 85]. Б.М. Неменский рекомендует в качестве технологии сочетание индивидуальных форм работы с коллективными, создающими возможность своего рода “обмена способностями” между учащимися. Складываются условия для приобщения школьников к творческому опыту разных народов и переносу идей в ситуациях образного постижения новых видов искусства в собственное творчество. В нашем опыте на основе общения с жителями своего села, народным искусством (текстами легенд, сказаний, песен и др.) школьники создавали собственные творческие работы этих жанров. На вечере “В мире сказки” имела место “встреча” поколений, когда учащиеся представляли материалы фольклорной экспедиции - оригинальные сказки, рассказанные старожилами нашего села Дамдинжаповой Дулма абгай (1918 г.р.), Ванчиковой Цыбегмит (1932), выпускницей нашей школы Даширабдановой Оксаны (1980). Сказки были оформлены в виде красочных иллюстрированных компьютерных книжек на бурятском, русском и английских языках. Главным результатом этого школьного вечера стала радость сотворчества учеников и учителя.

Высший этап совершенствования творческого опыта школьников – приобщение в учебной и досуговой деятельности к эстетическому опыту человечества. Реализация этой идеи имеет место в Концепции аспектного подхода к организации эстетического образования, автором которой является В.И. Лейбсон [8]. В нашем опыте эта идея находит своеобразное решение (создание детьми таких форм творчества, как хайку, цзацуань, стилизация и т.д.). Ученицей Дамдиновой Бутит представлена стилизация “Сказание о Баторе Улан-Заргантай и гигантской Ящерице”:

В давние времена, когда царило вечное лето,
Когда озера были маленькими лужицами,
Это случилось на прекрасной Агинской земле,
Когда баторы совершали свои подвиги славные.
Сундуки свои старинные откроем,
О достойнейшем расскажем
Об отважном баторе Улан-Заргантай.
Пока не покатилось солнце за гору,
Почему бы нам сказание не послушать…

Процесс самодвижения ребенка к раскрытию индивидуально-творческих возможностей не имеет конечной точки. “Являясь субъектом культуры, человек ведет постоянный диалог с ее духовными ценностями и, постигая их, порождает в процессе творческой деятельности новые” [12, с. 99]. Таким образом, всю систему пронизывает несколько направляющих идей: необходимость изучения, сохранения, возрождения и воспроизведения культурно-исторического наследия родного для школьников края, непосредственная обращенность к личности ученика, стимулирование познавательных интересов и творческого потенциала личности, построение “живого” знания, включение учащихся в социально значимую деятельность.

Как показывает наш опыт, задача педагога состоит в том, чтобы максимально использовать воспитательные возможности единой образовательной среды, в которой функционирует образовательное учреждение, связать знания с интересами личности, помочь ребенку занять активную позицию в коллективе и заполнить образовательный процесс личностно и эмоционально окрашенными событиями, придать общественно полезную направленность его индивидуальным увлечениям, способностям и потребностям.

По нашему мнению, данный подход является наиболее оптимальным. Во-первых, в преподавании учебных дисциплин и осуществлении воспитательной деятельности обеспечивается приоритет единого общероссийского гражданского образования. Во-вторых, успешность решения задачи обуславливается единством задач, содержания и форм учебно-воспитательной работы. В-третьих, разработан достаточно широкий набор разнообразных форм учебно-воспитательной работы, апробированных в ходе собственной учебно-воспитательной практики. В-четвертых, установка на кооперацию, сотрудничество, сотворчество в коллективной творческой деятельности делают творческий опыт учащихся открытым и доступным для “другого”. Оценочным критерием результата педагогической деятельности по формированию личностно и социально значимых качеств личности через творческую деятельность могут послужить работы учащихся. Анализ ученических работ показывает степень творческой активизации учащихся.

Мы считаем, что изучение этноистории народов Забайкалья через индивидуальные и коллективные творческие дела, которые требуют вхождения ребенка в общество, в систему взаимоотношения с другими людьми, представителями различных национальностей, соединение ценностного содержания с продуктивной творческой деятельностью школьников способствуют развитию их толерантности, непосредственному включению учащихся в социально значимую деятельность через изучение, сохранение, возрождение, воспроизведение ценностей и традиций национальных культур, воспитанию творческой личности, способной к саморазвитию, самореализации, приводят к накоплению разностороннего опыта поведения в обществе в условиях открытого и меняющегося мира.

Литература:

  1. Ахметова, М.Н. Построение “живого знания” как стратегическая цель опережающего образования // Сибирский педагогический журнал. 2007. - № 8. С. 103-113.
  2. Ахметова М.Н. Практическая педагогика в аспекте проектной культуры / М.Н. Ахметова. Чита, 2007. 184 с.
  3. Видгоф, В. Школа как событие. М.: Инноватор. 1995. С. 93.
  4. Бондаревская, Е.В. Смыслы и стратегии личностно ориентированного воспитания // Педагогика. – 2001. С. 17-24.
  5. Бочкарева, О.В. Творчество как смысловая ценность дидактического монолога // Сибирский педагогический журнал. – 2007. № 8. С. 158-166.
  6. Выготский, Л.С. Психология искусства / Л.С. Выготский.  М., 1968. 338 с.
  7. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский.  М., 1991.449 с.
  8. Лейбсон, В.И. Аспектный подход к организации эстетического образования // Магистр. 1991. № 1.
  9. Лельчицкий И.Д., Лукацкий М.А. “Идеал учителя” как научное понятие: историко-педагогический аспект // Педагогика. – 2005. - № 1. -с. 82 (С. 79-85)].
  10. Неменский, Б.М. Художественное развитие ребенка как путь гуманизации школы / Б.М. Неменский // Новые ценности образования: десять концепций и эссе. М., 1994. 154 с.
  11. Неменский, Б.М. Мудрость красоты: о проблемах эстетического воспитания / Б.М. Неменский. М.: Просвещение, 1981.С. 80.
  12. Рогова, А.В. Разработка проблемы творчества в концепции человека культуры в отечественной философско-педагогической мысли второй половины XIX в. и русского зарубежья первой половины XX в. // Гуманитарный вектор. Чита. 2008. № 1.С. 87-99.
  13. Сиземская, И.Н. С.И. Гессен: Всякое хорошо поставленное образование по необходимости будет национальным // Педагогика. 2002. 4. С. 44-50.
  14. Туранина, Н.А. Формирование языковой личности белгородского школьника в этнокультурном пространстве региона / Туранина Н.А.  Белгород: Издательство “Литкараван”. 2007. 172 с.
  15. Щуркова, Н.Е. Воспитание как педагогический процесс: Предисловие к книге // Сибирский педагогический журнал. 006. № 3. С. 261-267.