Цели и задачи:
- познакомить с методами решения уравнений, содержащих под знаком модуля выражение с переменной;
- формирование умения решать данные уравнения, научить выбирать наиболее рациональный метод решения уравнений;
- развитие логического мышления, речи;
- создание условий, способствующих воспитанию у учащихся внимательности и аккуратности в решении уравнения.
Методы обучения: объяснение, выполнение тренировочных упражнений.
Формы контроля: самопроверка самостоятельно решенных задач.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, папка с файлами (практикум), презентация урока (слайды).
Ход занятия
Фронтальный опрос.
Сформулируйте определение модуля числа.
Сформулируйте геометрическое истолкование модуля.
Может ли быть отрицательным значение суммы 2+?
Может ли равняться нулю значение разности 2-?
Как сравниваются два отрицательных числа?
Устная работа. Раскрыть модуль:
1. ; | 6. ; |
2. ; | 7. ; |
3. ; | 8. при ; |
4. ; | 9. при ; |
5. ; | 10. при . |
Проверка домашнего задания (класс разбит на 6 групп, каждая группа готовила презентацию по заранее выбранному методу, которая и будет представлять, и защищать ее).
Изучение нового материала.
1. Метод интервалов
Для того, чтобы решить уравнение, содержащее неизвестную под знаком модуля, необходимо освободиться от знака модуля, используя его определение. Для этого следует:
1) Найти критические точки, т.е. значение неизвестной, при которых выражение, стоящее под знаком модуля, обращается в нуль;
2) Разбить область допустимых значений уравнения на промежутки, на каждом из которых, выражения, стоящие под знаком модуля сохраняют знак;
3) На каждом из этих промежутков уравнение записать без знака модуля, а затем решить его.
Объединение решений, найденных на всех промежутках, и составляет решение исходного уравнения.
Пример 1. Решите уравнение: |x+4|=2x -10.
(- ;- 4) | [-4;+ ) |
- х - 4 = 2х -10 3х=6 х=2 (- ;-4) |
х+4=2х-10 х=14 [-4;+ ) |
Ответ: 14.
Пример 2. Решите уравнение: х 2-5|x|+6=0
(- ;0) | [0;+ ) |
х +5х+6=0 х1 =-2 (- ;0) х2 =-3 (- ;0) |
х -5х+6=0 х1 =2 [0;+ ) х2=3 [0;+ ) |
Ответ: 2; 3.
Пример 3. Решите уравнение: |5-2x|+|x+3|=2-3x
5-2x=0 x+3=0
х=2,5 х=-3
(- ;-3) | [-3;+2,5) | [-2,5;+ ) | |
5-2х | + | + | - |
х+3 | - | + | + |
(- ;-3) | [-3;+2,5) | [-2,5;+ ) |
5-2х-х-3-2+3х=0 0х=0 х-любое число (- ;-3) |
5-2x+x+3-2+3x=0 2х=-6 х=-3 [-3;2,5) |
2х-5+х+3-2+3х=0 6х=4 x=2/3 [2,5;+ ) |
(- ;-3) {-3}=(- ;-3]
Ответ: (- ;-3].
2. Возведение обеих частей уравнения в квадрат.
Для того, чтобы решить уравнение содержащее модуль, необходимо освободиться от знака модуля. Для этого следует: возвести в квадрат обе части уравнения, решить его. Но не забывать, что при возведении в квадрат появляются лишние корни, поэтому, надо найти ОДЗ и выявить принадлежат ли корни данному условию.
Пример 4. Решите уравнение: |x+4|=2x-10.
Возведем в квадрат обе части уравнения
X2 +8x+16=4x2 -40x+100
3x2 -48x+84=0 /3
X2 -16x+28=0
X1=14, X2=2
Найдём ОДЗ:
2x-100;
2x10 ;
x5.
x1=14 [5;+ ), х2=2 [5;+ )
Ответ:14
Пример 5. Решите уравнение: |x+3|=2x-3
Возведем в квадрат обе части уравнения
х2 +6x+9=4x2 -12x+9; 3x2 -18x=0 /:3
х2 -6x=0; x(x-6)=0
x=0, x=6.
Найдём ОДЗ: 2х-30, 2x3, x1,5
x=0 [1,5;+)
x=6 [1,5;+ )
Ответ: 6.
3. Метод введения новой переменной
Иногда уравнение, содержащее переменную под знаком модуля, можно решить довольно просто, используя метод введения новой переменной.
Продемонстрируем данный метод на конкретных примерах:
Пример 6. Решите уравнение: х2 -5|x|+6=0.
Пусть |x |=t,тогда
|x|2 =x2 =t2 ,тогда уравнение примет вид:
t2 -5t+6=0
t1=2, |x |=2, x1,2= 2,
t2=3, |x |=3, x3,4= 3.
Ответ: 2, 3.
Пример 7. Решите уравнение: (x-2)2 - 8|x-2|+15=0.
Пусть |x-2|=t ,|x-2|2 =(x-2)2 =t2 ,
тогда уравнение примет вид: t2 -8t+15=0, D=16-15=1.
t1=3, t2=5.
t1=3, |x-2|=3, x1=5, x2=-1.
t2=5, |x-2|=5, x3=7, x4=3.
Ответ: -1; 3; 5; 7.
4. Метод замены уравнения совокупностью систем.
Рассмотрим ещё один метод решения подобных уравнений - метод замены уравнения совокупностью систем. Методом замены уравнения совокупностью систем можно решать уравнения вида
(2)
Причём данное уравнение можно заменять совокупностью систем двумя способами.
I способ:
II способ:
Если в уравнении функция имеет более простой вид, нежели функция , то имеет смысл исходное уравнение заменять первой совокупностью систем, а если более простой вид имеет функция , тогда исходное уравнение следует заменять второй совокупностью систем.
В частности, используя определение модуля, уравнение: ,
при С 0 равносильно совокупности уравнений и , т.е.
при С=0
при С0 уравнение решений не имеет.
Воспользуемся данным методом при решении следующих уравнений.
Пример 8. Решите уравнение: 2|х2+2х-5|=х-1.
Данное уравнение равносильно совокупности систем:
2х2+4х-10-1+х=0 2х2+5х-11=0 Д=113 |
2х2+4х-10-х+1=0 2х2+3х-9=0 Д=81=92.
|
Ответ: .
Пример 9. Решите уравнение: |2|x-1|-3|=5.
Используя определение модуля уравнение <=> совокупности двух уравнений:
Первое уравнение совокупности равносильно совокупности двух уравнений:
Второе уравнение совокупности решений не имеет, т.к.
Ответ: -3; 5.
5. Графический метод
Существует ещё один метод решения уравнений с модулем. Он основан на геометрической интерпретации понятия абсолютной величины числа, а именно модуль х равен расстоянию от точки с координатой х до точки с координатой 0 на числовой прямой Ох. Используя геометрическую интерпретацию, легко решаются уравнения вида:
(4)
(5)
(6) где а,в,с - числа.
Решить уравнение (4) - это значит найти все точки на числовой оси Ох, которые отстоят от точки с координатой а на расстояние с.
При уравнение решений не имеет;
при уравнение имеет один корень;
при уравнение имеет два корня
Решить уравнение (5) - это значит найти все точки на числовой оси Ох, для каждой из которых сумма расстояний от неё до точки с координатами а и в равна с.
Аналогично интерпретируется решение уравнения вида (6).
Пример 12. Решите уравнение: |x-1|-|x-3|=2
Для того, чтобы решить данное уравнение, нужно на числовой оси Ох найти все такие точки, для каждой из которых разность расстояния от нее до точки с координатой 1 и расстояния от неё до точки с координатой 3 равна 2. Так как длина отрезка [1;3] равна 2,то ясно, что любая точка с координатой х3 удовлетворяет данному уравнению, а любая точка с координатой х<3 не удовлетворяет ему. Таким образом, решением исходного уравнения является множество чисел промежутка [3;+ ).
Ответ: [3;+ ).
Рассмотренный метод можно отнести к графическим методам решения уравнения. Все необходимые построения здесь производились на числовой оси. Рассмотрим теперь метод решения уравнения, в котором будем использовать построения на координатной плоскости. Этим методом, теоретически, можно решать уравнения с модулем любого вида, однако практическая реализация метода иногда бывает довольно сложной.
Суть метода состоит в следующем. Решить уравнение f(х)=q(x) это значит найти все значения х, для которых значение функций y=f(x) и y=q(x) равны, т.е. найти абсциссы всех точек пересечения графиков этих функций. Если же графики не имеют общих точек, то уравнение не имеет корней. Следует, однако, иметь в виду, что точное построение графиков функций практически невозможно, поэтому решение, найденное графическим способом требует проверки подстановкой.
Воспользуемся этим методом для решения уравнения вида (3).
Пример 13. Решите уравнение: |- 1| = 3.
Решение. Построим графики двух функций y=|-1| и y=3
Из чертежа видно, что графики имеют 2 общие точки. Координаты одной точки: (8; 3) , другой: (-4; 3).
Следовательно, исходное уравнение имеет два решения: х1=8, x2= -4. Как уже говорилось, при каждом методе значения корней уравнения определяются приблизительно, и только проверка позволит доказать, что найденные значения действительно являются корнями исходного уравнения. При подстановке х1=8, x2= -4 в уравнение получаем, соответственно два верных числовых равенства: |-3|=3 и |3|=3.
Ответ: -4; 8.
Так как при графическом методе решения зачастую не удается найти точное значение корня, но применение данного метода бывает обосновано, если требуется найти не сами корни, а всего лишь определить их количество.
6. Решение уравнений, содержащих модуль под знаком модуля.
При решении уравнения, в котором под знаком модуля находится выражение, также содержащее модуль, можно сначала освобождаться от внутренних модулей, а затем в полученных уравнениях раскрывать оставшиеся модули.
Пример 10. Решите уравнение: |x-|4-х||- 2x = 4
Уравнение |x-|4-х||-2x=4 совокупности двух систем:
совокупности двух следующих систем
ЛОЖНО! (-; 2) |
(4; +), значит система решения не имеет. |
Ответ: .
Иногда внимательный взгляд на уравнение позволяет упростить процесс нахождения его корней.
Пример 11. Решите уравнение: |2|х|-6| =- 4-х.
Левая часть уравнения неотрицательна для всех х, следовательно правая часть его должна быть такой же: .
Значит . т.е. |-2 х - 6 | =- 4 - х, , значит
, -2 х - 6 =- 4 - х,
-х = 2 , х = - 2 .
Ответ: корней нет.
Закрепление. Решить самостоятельно (двумя способами):
Самопроверка (на слайде презентации):
1 способ: Решим методом интервалов:
1. Найдем значения переменной, при которых выражение, стоящее под знаком модуля, обращается в нуль:
, , .
2. Разобьем область допустимых значений уравнения на промежутки, на каждом из которых, выражения, стоящие под знаком модуля сохраняют знак:
(- ;0) | [0;1) | [1;2) | [2;+ ) | |
х2 - х | + | - | + | + |
х - 2 | - | - | - | + |
3. На каждом из этих промежутков уравнение записать без знака модуля, а затем решить его.
(- ;0), [1;2) | [0;1) | [2;+ ) |
х2 - х - х + 2 = х2 -2 -2х = -4 х = 2 (- ;0), х = 2 [1;2). |
- х2 + х - х + 2 = х2 -2 - 2х2 = - 4 х = 2 [1;2). |
х2 - х + х - 2 = х2 -2 0х=0 х-любое число [2;+ ) |
Объединение решений, найденных на всех промежутках, и составляет решение исходного уравнения.
Ответ: [2;+ ).
2 способ: Решим методом замены уравнения совокупностью систем:
.
Сумма двух неотрицательных выражений неотрицательна, значит левая часть уравнения неотрицательна для всех х, следовательно и правая часть его должна быть такой же, т.е. ; Данное уравнение равносильно совокупности систем:
совокупности
двух следующих систем: 1) 2) верно!
|
) система решения не имеет. |
Домашнее задание.
1. Проработать теоретический материал.
2. Практикум "Уравнения с модулем". Решите уравнения с модулем рациональным способом:
Подведение итогов.
Список используемой литературы
- Сборник задач по алгебре. 8-9 класс. М.Л. Галицкий, А.М. Гольдман, Л.И. Звавич, М.: Просвещение, 1992 г.
- Алгебра для 8-9 класса: пособие для учащихся школ и классов с углубленным изучением математики. Н.Я. Виленкин, Г.С. Сурвилло, А.С. Симонов, А.И. Кудрявцев, под редакцией Н.Я. Виленкина - М.: Просвещение, 1998 г.
- Алгебраический тренажер: пособие для школьников и абитуриентов. А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир - М.: "Илексо" Харьков: "Гимназия" 1998 г.
- Задачи по математике. Алгебра. В.В. Вавилов, И.И. Мельников, С.Н. Олехин, П.И. Пасиченко - М.: Наука - главная редакция физико-математической литературы. 1987 г.
- Система тренировочных задач и упражнений по математике. А.Я. Симонов, Д.С. Бакаев, А.Г. Эпельман, А.А. Бесчинская, Р.М. Мостовой, А.Л. Абрамов - М.: Просвещение, 1991 г.