Содержание профессионально-педагогической деятельности классного руководителя

Разделы: Администрирование школы, Классное руководство


Приступая к рассмотрению содержания профессиональной педагогической деятельности классного руководителя, уточним основные категории труда и профессиональной деятельности.

Труд - целенаправленная деятельность человека, в процессе которой он при помощи орудий труда воздействует на природу и использует ее в целях создания предметов, необходимых для удовлетворения своих потребностей [7, с.696].

Как отмечает В.Д. Шадриков (1996), трудовая деятельность выступает в единстве трех аспектов: предметно-действенном (как процесс, в котором "человек при помощи средств труда вызывает заранее намеченное изменение предмета труда"); физиологическом (как "функции человеческого организма"); психологическом (как осуществление сознательной цели, проявление воли, внимания, интеллектуальных свойств работника и т.д.).

При изучении конкретной трудовой деятельности главное внимание должно уделяться специфике механизмов отражения действительности, раскрытию того, как внешние воздействия в конкретном случае преломляются через внутренние условия и как влияет деятельность на изменение ее внутренних условий. Трудовая деятельность человека является профессиональной, если выполняются по крайней мере еще два условия.

Во-первых, профессия характеризуется наличием определенного уровня квалификации, мастерства, умения, профессиональной подготовки, специально полученных знаний и навыков, которые часто подтверждаются специальными документами о профессиональном образовании: дипломами, свидетельствами, аттестатами, сертификатами.

Во-вторых, профессия является своего рода товаром, который человек может продавать на рынке труда. Причем, товаром, который пользуется спросом, за который другие люди готовы платить. То есть профессиональная деятельность может служить источником доходов человека.

Таким образом, профессиональная деятельность - род труда, следствие его дифференциации [2, 285].

Профессиональная деятельность - специфическая человеческая форма отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование в интересах людей; условие существования общества [6, 382].

Это определение можно дополнить тем, что человек "преобразует и самого себя" (А.Н. Леонтьев, В.Д. Шадриков, К.А. Абульханова-Славская и др.). Осуществление профессиональной деятельности требует овладения человеком той или иной профессией.

Профессии - это исторически возникшие формы деятельности, необходимые обществу, для выполнения которых человек должен обладать суммой знаний и навыков, иметь соответствующие способности и профессионально важные качества [3].

Профессия характеризуется следующими важнейшими признаками: принадлежность ее конкретному человеку; относительно длительное, чаще пожизненное, выполнение определенных функций; наличие специальных технических и интеллектуальных знаний (образования), умений и навыков, опыта, приобретенных в ходе работы; получение платы за свой труд, дохода, обеспечивающего поддержание существования работника и его семьи; формирование объединений и профессиональных групп, создаваемых на почве однородных близких интересов, их контроль над притоком новых кадров, обеспечение гарантированного пребывания в должности; создание определенного общественного статуса, образа жизни работника, его поведения как на работе, так и вне ее, что приводит к отождествлению, идентификации человека и его профессии, самовыражению работника, удовлетворению потребностей; власть над непрофессионалами в ходе взаимодействия с ними в процессе реализации профессии в смысле определения потребностей и образа действий клиентов и т.д.

В сфере образования, как и во многих других областях материального и духовного производства, наблюдается тенденция к внутрипрофессиональной дифференциации. В.А. Сластенин рассматривает в качестве причины такого разделения труда развитие все более совершенных и эффективных обособленных видов деятельности в пределах педагогической профессии. Процесс обособления видов педагогической деятельности обусловлен, прежде всего, существенным "усложнением" характера воспитания и увеличением спроса на квалифицированное обучение и воспитание Сластенин, 2002).

В результате такой внутрипрофессиональной дифференциации появляется профессиональная группа специальностей - совокупность специальностей, объединенных по наиболее устойчивому виду социально полезной деятельности, отличающейся характером своего конечного продукта, специфическими предметами и средствами труда.

Попробуем разобраться, что есть педагогическая специальность, специализация и квалификация. Обратимся к учебному пособию "Педагогика" (Сластенин, 2002). Автор определяет педагогическую специальность как вид "деятельности в рамках данной профессиональной группы, характеризующийся совокупностью знаний, умений и навыков, приобретенных в результате образования и обеспечивающих постановку и решение определенного класса профессионально-педагогических задач в соответствии с присваиваемой квалификацией". В рамках педагогической специальности определяется педагогическая специализация - как определенный вид деятельности, связанный с конкретным предметом труда и конкретной функцией специалиста. Уровень и вид профессионально-педагогической подготовленности специалиста, характеризующей его возможности в решении определенного класса задач, рассматривается как педагогическая квалификация.

Таким образом, педагогические специальности: педагог, учитель, преподаватель, воспитатель - объединены в одну профессиональную группу "Образование". В качестве родового понятия следует определить понятие "педагог".

Педагог - учитель общеобразовательной школы, преподаватель профессионально-технического, среднего специального или высшего учебного заведения, воспитатель в дошкольном учреждении, школе-интернате, детдоме, воспитательной колонии, работник внешкольного учреждения и др., а также научный сотрудник, разрабатывающий проблемы педагогики как науки [1].

Обобщенным объектом профессиональной деятельности педагогов является человек, его личность. Отношения педагога и объекта его деятельности складываются как субъектно-субъектные. Обобщенным специфическим объектом профессиональной деятельности классного руководителя является личность ребенка. Предметом деятельности классного руководителя является не пассивный преобразуемый объект, а активный субъект познания и жизнедеятельности. Все вышеизложенное позволяет нам говорить о деятельности классного руководителя как профессионально-педагогической, рассматривая ее как специализацию школьного учителя. Учитель - это воспитатель, наставник. В этом его гражданское, человеческое предназначение.

В своей книге "Как выбирать профессию" (1990) Е.А. Климов представляет все многообразие профессий посредством схем отношения человека к окружающему его миру природы, людей, техники и т.д. На основе предложенного автором метода анализа профессий их можно классифицировать по предмету труда, его целям, характеру действий, орудиям труда и его условиям. Так, по предмету труда все профессии подразделяются на биономические (природа), техномические (техника), сигномические (знаки), артономические (художественные образы) и социономические (взаимодействие людей). Е.А. Климов определяет пять схем профессиональной деятельности: "Человек-Природа", "Человек-Техника", "Человек-Знак", "Человек-Образ", "Человек-Человек".

Профессия учителя относится к социономическому типу "Человек-Человек". Согласно Е.А. Климову, этот тип профессий определяется следующими качествами человека: устойчиво хорошим самочувствием в ходе работы с людьми, потребностью в общении, способностью мысленно ставить себя на место другого человека, быстро понимать намерения, помыслы и настроение других людей, быстро разбираться во взаимоотношениях людей, хорошо помнить и держать в уме знание о личных качествах многих и разных людей.

Человеку этой профессиональной схемы свойственны: умение руководить, учить, воспитывать, осуществлять полезные действия по обслуживанию различных потребностей людей; умение слушать и выслушивать; широкий кругозор; речевая (коммуникативная) культура; "душеведческая" направленность ума, наблюдательность к проявлениям чувств, ума и характера человека, к его поведению; "проектировочный" подход к человеку, основанный на уверенности, что человек всегда может стать лучше; способность сопереживания; наблюдательность; глубокая и оптимистическая убежденность в правильности идеи служения народу в целом; решение нестандартных ситуаций; высокая степень саморегуляции (Климов, 1993).

Для анализа профессиональной пригодности человека, работающего по схеме "Человек-Человек", существен перечень противопоказаний к этому типу профессиональной занятости. Противопоказаниями к выбору профессий данного типа являются невыразительная речь, замкнутость, погруженность в себя, необщительность, нерасторопность, излишняя медлительность, равнодушие к людям, отсутствие признаков бескорыстного интереса к человеку - интереса "просто так" (Климов, 1993).

Исходя из дифференциации педагогических специальностей на основе специфики объекта - личности ребенка, и цели деятельности - содействия максимальному индивидуальному развитию всех сторон личности ребенка, можно проецировать все характеристики профессии учителя на классного руководителя. Таким образом, деятельность классного руководителя с позиции общей характеристики профессиональной деятельности представляет собой специфический ее вид в схеме отношений "Человек-Человек", определяясь, прежде всего, целью развития обучающегося, средствами и способами самой педагогической деятельности.

Под профессиональной деятельностью классного руководителя мы подразумеваем "вид постоянно выполняемой деятельности, специфика которой заключается в психолого-педагогическом воздействии на учащихся с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей, запросов, интересов, увлечений, духовного мира и вместе с тем в целенаправленном управлении процессом учения и развития личности" [2, 286].

Педагогическая деятельность, как и любая другая деятельность, складывается из ряда взаимосвязанных между собой многочисленных компонентов, образуя специфическую структуру. Для выработки педагогического мастерства классного руководителя необходимо детально представлять себе структуру и связанную с ней систему функций педагогической деятельности.

Н.В. Кузьмина (1976) выделила в структуре педагогической деятельности, включающую в себя общепедагогическую и профессионально-педагогическую деятельность, пять взаимосвязанных функциональных компонентов: гностический, проектировочный, конструктивный, организаторский и коммуникативный. Применительно к деятельности классного руководителя сущностная характеристика этих компонентов может быть следующей:

1. Гностический компонент относится к сфере знаний классного руководителя. Речь идет, в первую очередь, о знании способов педагогической коммуникации, психологических особенностей учащихся.

2. Проектировочный компонент включает в себя представления о перспективных задачах воспитания, а также о стратегиях и способах их достижения.

3. Конструктивный компонент - это особенности конструирования классным руководителем собственной деятельности и активности учащихся с учетом ближних целей воспитания.

4. Коммуникативный компонент - это особенности коммуникативной деятельности классного руководителя, специфика его взаимодействия с учащимися, педагогами школы, представителями общественности, родителями.

5. Организаторский компонент - это система умений классного руководителя организовать собственную деятельность, а также активность учащихся.

Каждый компонент педагогической деятельности имеет свои четко определенные функции, что подтверждают исследования некоторых ученых (В.А. Сластенин, А.И. Щербаков).

Существует ряд других структур педагогической деятельности, рассматривающих ее полифункциональность, но именно предложенная Н.В. Кузьминой типология основных компонентов педагогической деятельности может быть отнесена не только к педагогической, но и почти к любой другой профессии, в том числе, и к классному руководству.

Выделенные Н.В. Кузьминой структурные компоненты педагогической деятельности непосредственно соотносятся с функциональными обязанностями классного руководителя [4], включающими организационно-координирующие, коммуникативные, аналитико-прогностические и контрольные функции (таблица 1).

Таблица 1. Соотнесение компонентов педагогической деятельности с функциональными обязанностями классного руководителя

Компоненты педагогической деятельности Функциональные обязанности классного руководителя
Гностический компонент содействие общему благоприятному психологическому климату в коллективе класса;

оказание помощи обучающимся в формировании коммуникативных качеств;

организация в классе образовательного процесса, оптимального для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива.

Проектировочный компонент контроль за успеваемостью каждого обучающегося;

контроль за посещаемостью учебных занятий обучающимися;

определение состояния и перспектив развития коллектива класса;

стимулирование и учет разнообразной деятельности обучающихся, в том числе в системе дополнительного образования детей.

Конструктивный компонент изучение индивидуальных особенностей обучающихся и динамики их развития;

регулирование межличностных отношений между обучающимися;

проведение консультаций, бесед с родителями (иными законными представителями) обучающихся.

Коммуникативный компонент обеспечение связи общеобразовательного учреждения с семьей;

установление контактов с родителями (иными законными представителями) обучающихся, оказание им помощи в воспитании обучающихся (лично, через психолога, социального педагога, педагога дополнительного образования);

взаимодействие с каждым обучающимся и коллективом, класса в целом;

установление взаимодействия между педагогическими работниками и обучающимися;

взаимодействие с педагогическими работниками, а также учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения.

Организаторский компонент организация воспитательной работы с обучающимися через проведение "малых педсоветов", педагогических консилиумов, тематических и других мероприятий;

ведение документации (классный журнал, личные дела обучающихся, план работы классного руководителя).

Таким образом, классный руководитель, реализуя свои функции, является организатором деятельности учащихся в классе и координатором воспитательных воздействий на ученика. Именно он непосредственно взаимодействует как с учащимися, так и с их родителями. Главное в деятельности классного руководителя - содействие саморазвитию личности, реализации ее творческого потенциала, обеспечение активной социальной защиты ребенка, создание необходимых и достаточных условий для активизации усилий детей по решению собственных проблем.

Эффективность деятельности классного руководителя во многом будет зависеть от того, насколько педагог готов к саморазвитию, самообучению, самовоспитанию, самосовершенствованию.

А.А. Бодалев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн предложили разработку механизмов становления личности, условий и факторов, позволяющих прогнозировать профессиональное и личностное развитие педагога. В трудах О.А. Абдулиной, В.А. Кан-Калика, Л.М. Митиной обоснована структура профессиональной педагогической деятельности и пути ее становления. В их работах педагогическая деятельность рассматривается как совокупность личностных и профессиональных качеств субъекта и основа для формирования собственного стиля деятельности, который мы, вслед за В.С. Мерлиным определяем как "обусловленную типологическими особенностями устойчивую систему способов деятельности, складывающуюся у педагога, стремящегося к наилучшему осуществлению данной деятельности".

Литература.

  1. Большая советская энциклопедия в 30 т. М., 1969 - 1978 г.
  2. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологический словарь-справочник. Минск, 2004. - С. 286.
  3. Маркова А.К. Психология труда учителя. - М.: Просвещение, 1994.
  4. Методические рекомендации об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений// Российская газета, 2006, 14 января.
  5. Словарь русского языка. Т. III. - М., 1987. - С. 37.
  6. Советский энциклопедический словарь. М., 1987. - С. 382.
  7. Философский энциклопедический словарь. М., 1983. - С. - 696.