Цели:
- обобщение и систематизация изученного по теме;
- развитие чувства взаимопомощи и товарищества;
- воспитание интереса к предмету.
Оборудование: два письма от волшебника в конвертах, задания командам в конвертах (по 5 конвертов каждой команде), 3 эмблемы командирам, магнитная доска с магнитами, шаблоны геометрических фигур (параллелограммы, трапеции, ромбы), молоко в стаканах, плакат.
Ход урока
Класс разбивается на 3 команды (по “геометрическим фигурам”).
В конверте одинаковое количество шаблонов параллелограммов, трапеций, ромбов. Каждый учащийся класса выбирает себе один шаблон и по этому принципу формируются команды и каждая команда выбирает себе командира, который получает эмблему:
Оформление доски:
Математическая игра
“Поиск напитка бодрости”
(обобщающий урок по теме “Декартовы координаты
на плоскости”).
1 команда № 1 № 2 |
2 команда № 1 |
3 команда |
(После получения очередного конверта с заданием учитель отмечает это на доске).
Парты поставлены так, чтобы команда работала в одном месте.
Учитель: Сегодня мы повторяем материал по теме “Декартовы координаты на плоскости”.
Внимание! Внимание!
Ребята восьмого класса!
Все, кто любит поиск, головоломные приключения, внимательно слушайте меня. Вчера в школу пришло загадочное письмо. От кого? Пока секрет! Вот что в нем написано:
(Письмо в конверте, с надписью “8-му классу”.)
О, почтеннейшие и мудрейшие юные
математики! Давным-давно в вашей школе мною спрятан ценнейший напиток. Человек, который его обнаружит и отведает хотя бы глоток, станет бодрым и энергичным. Я дарю вам этот напиток, но его нужно найти. Путь поиска подскажет вам волшебный лист, который я кладу в конверт. Не бойтесь трудностей, мои юные друзья! Вперед! Да помогут вам ваши знания по математике и смекалка! |
Командиров команд просят подойти в канцелярию школы (к столу учителя) для получения конверта от волшебника. Каждая команда получает конверт с надписью “№1”.
(В конверте карточка с заданием и чистый лист для решения.)
Пользуясь таблицами, вычислите синус, косинус, тангенс следующих углов. Вычислив и взяв из каждого ответа указанную цифру, поставьте вместо нее букву и вы составите слово-пароль. С паролем нужно обратиться к учителю, который ответит на пароль словами “Вам очень нужны” и передаст новый конверт (№2).
|
Когда команда выполнит задание конверта №1 , то командир обращается к учителю с паролем “Знания”, он ему отвечает “Вам очень нужны” и вручает командиру конверт с надписью “№2”.
Дорогие друзья! Перед вами записано уравнение окружности: (х – 3 )2 + (у + 5)2 = 25. Чему равны радиус окружности и координаты центра окружности? Выполнив это задание, возьмите: |
Выполнив задание конверта №2, командир обращается к учителю с паролем “Умения” и получает ответ “Ценнейшее качество”, а затем конверт с надписью “№3”.
О, почтенные! Точки М и N являются концами диаметра окружности. Найдите:
Запишите уравнение окружности.
Закончив работу, предъявите её учителю и получите конверт №4. |
№ 4 О, почтенные! 3х – 2у + 6 = 0 с осями координат. |
С помощью написанной на квадратном листе записки с таинственными символами и дешифратора с прорезями и вырезом вы должны составить слово-пароль, которое говорите учителю и в ответ должны услышать: “В жизни необходим” и получить конверт №6. Чтобы узнать пароль, необходимо наложить дешифратор на записку и поворачивать записку до тех пор, пока в окнах-прорезях получите формулу, соответствующую первому заданию; при таком положении в правом нижнем углу дешифратора прочитайте первую букву слова-пароля. Затем повторите все действия применительно ко второму заданию и т.д.
|
Выполнив задание конверта №5, командир обращается к учителю с паролем “Опыт”, на что учитель отвечает: “В жизни необходим” и вручает конверт №6 (в этом конверте письмо от волшебника).
О, почтеннейшие!
Поздравляю вас с победой!
Напиток бодрости – молоко стоит перед вами. –
Старик Хоттабыч!
Команда, получившая первой конверт №6, получает напиток бодрости – молоко в стаканах.
А на магнитной доске появляется плакат со следующим содержанием:
“Знания – вам очень нужны!
Умения – ценнейшее качество!
Опыт – в жизни необходим!”
Это наш девиз работы на уроках математики!
Литература:
Учебник “Геометрия, 7-9 кл.” А.В. Погорелова (М.: Просвещение, 9-е изд., 2008).