1. Пояснительная записка
«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома»
Л.Н. Толстой
Воспитание, осуществляемое в школах, очень значимо, так как охватывает весь учебно-воспитательный процесс. Тем не менее, все мы понимаем, что семья, обеспечивая раннее воспитание, является определяющей в процессе становления человека, глубоко влияя на его жизнь и способствуя развитию таких его качеств, которые не могут быть сформированы ни в каких других условиях. Именно в семье происходит социализация личности, закладываются основы морального, физического, трудового воспитания человека. Семья же способствует получению образования.
В настоящее время в российском обществе повышается внимание к семье. Пристальное внимание к институту семьи в нашей стране связано с ухудшением демографической ситуации. Проблемы усугубляются и теми факторами, которые наблюдают педагоги: в семье отсутствуют благоприятные условия для общения, уходит положительный эмоциональный настрой. Действительно, ритмы сегодняшней жизни, сложившиеся социально-экономические условия не способствуют созданию той атмосферы семьи, когда неспешно, по-доброму проходит общение детей с родителями. Утрачиваются традиции народной педагогики, когда из поколения в поколение передавался опыт родителей, формировались навыки по уходу за братьями, сестрами, осуществлялся перенос этих навыков подросшими детьми в свою собственную семью и т.п.
Современные родители вряд ли задумываются о том, какие обряды либо обычаи лежали в основе таких привычных семейных традиций, как празднование дня рождения, прием гостей, укрепление здоровья, занятие рукоделием, изучение родословной семьи.
Для чего же нужно изучать семейные праздники и традиции? Актуальность данной проблемы заключается в том, что изучение и пропаганда семейных традиций этносов, проживающих в нашем регионе, изучение родословной способствуют более близкому общению членов семьи, и помощниками в исследованиях детей будут родители, бабушки и дедушки. Такая работа развивает интерес к истории своих предков, способствует укреплению духовных ценностей, повышает культурный уровень.
Все эти факторы обусловили необходимость создания программы, в которой выработаны механизмы взаимодействия семьи и школы.
Программа рассчитана на 1 год и реализуется на классных часах и во внеурочной деятельности.
Основные направления программы:
1. Нравственно-интеллектуальное воспитание.
2. Спортивно-оздоровительное воспитание.
3. Психолого-педагогическое просвещение родителей.
4. Воспитание любви к родному краю.
2. Цель программы:
Способствовать формированию в семье условий для личностного роста и развития ребенка через возрождение семейных традиций, укрепление духовных ценностей семьи, повышение ее интеллектуального и культурного уровня.
3. Задачи программы:
- формирование в семьях позитивного отношения к активной общественной и социальной деятельности детей;
- пропаганда и возрождение семейных традиций;
- всестороннее психолого-педагогическое просвещение родителей;
- организация и проведение досуга и совместного творчества в семьях учащихся.
4. Участники программы:
- учащиеся класса;
- родители; бабушки, дедушки;
- педагоги; администрация школы.
5. Формы проведения:
- беседы;
- конкурсы; праздники; творческие мастерские;
- экскурсии; конференции;
- анкетирование; тестирование; мониторинг.
- Общие сведения о семье. (Приложение 1)
- Анкета для родителей «Здоровье и безопасность детей – забота семьи и школы». (Приложение 2)
- Анкета «Быть хорошим отцом – подлинный талант». (Приложение 3)
- Мониторинг для родителей. (Приложение 4)
6. Этапы реализации программы:
Этапы |
Сроки |
Содержание |
Ответственные |
Подготовительный |
Август 2008 г. |
Составление программы, утверждение плана работы |
классный руководитель |
Основной |
Сентябрь 2008 г. - Май 2009 г. |
Реализация программы |
классный руководитель |
Итоговый |
Май 2009 г. |
Подведение итогов |
классный руководитель |
7. Ожидаемые результаты:
- приобретение родителями навыков социально-поддерживающего и развивающего поведения в семье и во взаимоотношении с ребенком;
- возрождение традиций семейного воспитания;
- получение родителями практических знаний в деле воспитания детей;
- активизация совместной деятельности семьи и классного руководителя по формированию у детей потребностей получать знания и развиваться творчески.
8. Содержание программы:
Этические беседы (9 часов)
Цель: изучение истории семей учащихся.
Внеклассные мероприятия (9 часов)
Цель: формирование умений и навыков детей и взрослых в изучении своей родословной, развитие семейных увлечений и интересов, способствующих укреплению духовных ценностей семьи, повышению ее интеллектуального и культурного уровня.
Конкурсы (9 часов)
Цель: активизация работы, направленной на укрепление престижа и роли семьи в обществе, формирование здорового образа жизни.
Экскурсии (9 часов)
Цель: привитие интереса к изучению родного края, профилактика правонарушений.
Творческие мастерские (9 часов)
Цель: выявление и содействие развитию творческой активности учащихся и их родителей.
Работа с родителями (9 часов)
Цель: психолого-педагогическое просвещение родительской общественности.
9. Календарно-тематическое планирование мероприятий
Список используемой литературы
- С.В. Степанова. Младший школьник: проблемы воспитания в семье и образовательном учреждении. // Начальная школа. – 2008. – №5. – С. 3-4.
- Л.В. Тимарцева. Изучение истории семьи.// Начальная школа. – 2008. – №2. – С. 67-74.
- Н.А Токарева. Роль семейных отношений в нравственном воспитании ребенка. // Начальная школа. – 2008. – №5. – С. 19-21.
- М.А. Алоева Лучшие родительские собрания в начальной школе: 1-2-классы / М.А. Алоева, В.Е. Бейсова. – Изд. 2-е, доп. и перераб. – Ростов на Дону: Феникс, 2007. – 311, [1] с.
- И.Г. Вахрушева, Л.В. Блинова «Программа профилактической работы с родителями детей начальной школы «Путь к успеху». – Казань, 2007.
- М.К. Господникова. Проектная деятельность в начальной школе / авт-сост. М.К. Господникова и др. – Волгоград: Учитель, 2008. – [3] с.: ил.
- Дик Н.Ф. Классные часы в 3-4 классах / Н.Ф. Дик. – Изд. 8-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 311, [1] с. – (Сердце отдаю детям).
- В.И. Ковалько Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. М.: «ВАКО», 2004, 296 с.
- Классные часы в 1-4 классах / авт.-сост. И.В. Персидская и др. – Волгоград: Учитель, 2007.–240с.