Цель:
- актуализация внимания аудитории на значимости бесконфликтного межличностного общения в повседневной жизни;
- демонстрация навыков общения и взаимодействия с большой аудиторией взрослых людей;
- популяризация профессии школьного психолога.
Время проведения: 20–30 минут.
Необходимые материалы и оборудование:
- компьютер или ноутбук
- проектор
- экран
- презентация (Приложение 1)
- записи музыкального сопровождения
- приглашения – 3
- поварской колпак
- текст со словами повара
- таблички (Стол № 1, Стол № 2, Стол № 3)
- заготовки карточек с изображением готовых блюд (3)
- маркеры: красные- 4 , синие- 4, зеленые- 4
- три листа бумаги (формат А 4)
- три планшета
- три стула или маленьких столика
Ход мероприятия
Приветствие.
Учитель. Я рада вновь видеть вас в этом зале. Мне хочется с каждым из вас поздороваться. Я буду говорить слова приветствия, если они относится к вам, вы мне помашете рукой.
(Слайд 2, см. Приложение 1)
Добрый день всем членам жюри!
Добрый день всем участникам конкурса!
Добрый день всем гостям!
Добрый день всем, кто пришел сюда с хорошим настроением!
Добрый день всем тем, кто пришел поддержать участников конкурса!
Добрый день всем, кто находится в этом зале!
Вот и подходит к финалу наш конкурс, позади два сложных испытания. Конечно, мы все уже устали. Я предлагаю сейчас вам настроиться на последнее испытание, а поможет нам это сделать цветотерапия (Коррекционные обои Кулешова “Успокаивающие”). (Слайд 3)
Звучит релаксационная музыка.
– Примите удобную позу, расслабьтесь. Посмотрите на экран и вспомните реальную ситуацию, вызвавшую ощущение радости. Затем воспроизведите ее в своем воображении и запомните чувства, которые при этом возникли. Соедините крепко большой и указательный палец. Повторите это движение несколько раз.
(Слайд 4)
– Посмотрите вокруг: сколько знакомых и незнакомых людей. Давайте возьмемся за руки и передадим тепло наших рук друг другу.
– Подарите комплимент своему соседу. А, получив комплимент, поблагодарите: “спасибо, мне очень приятно”.
(Слайд 5)
– В этом зале находится очень много людей. Все мы разные, но, несмотря на это, можно найти черты сходства. Повернитесь друг к другу, попробуйте за 1 минуту найти как можно больше сходств.
– Поднимите руки те, кто нашел несколько сходств.
Примечание: ведущий заслушивает ответы у 2–3 пар из зала по желанию.
Вывод: В общении между людьми очень важно находить черты сходства – точки соприкосновения, пусть даже незначительные. Это умение поможет в любой ситуации с чужими людьми, даже, например, при посещении ресторана, куда я вам сейчас и предлагаю отправиться. (Слайд 6)
Психологическая игра “Ресторан” (авторы Т. Зинкевич – Евстигнеева, Д.Фролов, Т. Грабенко) [1]
Ведущий по своему усмотрению выбирает в зале одного участника на роль повара и надевает ему на голову поварской колпак.
(Слайд 7)
Это – мастер щей, борщей.
И рагу, и овощей.
Вкусный сварит он бульон,
Торт испечь сумеет он.
– У повара ресторана, который является и его хозяином, свои причуды. Он не принимает единичные заказы, а только групповые.
Повар: В моей маленькой кухне только одна сковородка и одна кастрюля, кроме того, дрова дороги и рабочих не хватает. Поэтому мне приходится все делать самому, но зато вкус моих блюд превосходный и незабываемый.
Ведущий: Для того, чтобы нам попасть в этот ресторан, необходимо объединиться в группы. Три человека из зала уже получили приглашение от повара. Встаньте, пожалуйста, те, кто получил приглашения.
Примечание: приглашения были заранее прикреплены к местам в зале.
Вам необходимо придумать блюдо, которое вы хотели бы заказать и за 2 минуты собрать группу из 4 человек для совместного посещения ресторана.
Примечание: Звучит музыка, пока участники набирают свои группы. (Слайд 8)
– Сформированные группы, займите свои места за столиками (стол № 1, стол № 2, стол № 3) и закажите свой заказ.
Ведущий опрашивает всех участников в каждой набранной группе:
– Скажите, почему вы согласились пойти в ресторан в компании этого человека?
Вывод: Очень приятно, что вы нашли точки соприкосновения с другими людьми даже по такому незначительному поводу.
– Пока готовится ваш заказ, я предлагаю вам отгадать загадки: [2]
- Ей набили мясом рот,
И она его жует,
Жует-жует и не глотает,
В тарелку отправляет. (Мясорубка.)
- Я пузырюсь и пыхчу,
Жить в квашне я не хочу,
Надоела мне квашня,
Посадите в печь меня. (Тесто.)
- Белая водица
Всем пригодится.
Из водицы белой
Все, что хочешь, делай:
Сливки, простоквашу,
Масло в кашу нашу,
Творожок на пирожок.
Кушай, Ванюшка-дружок!
Гостям налей
И коту не пожалей! (Молоко.)
Повар: Получите свой заказ, приятного аппетита.
Ведущий: Форма оплаты в этом ресторане тоже необычная. Повар ещё и страстный коллекционер, собирает рисунки, нарисованные посетителями. При этом он ставит несколько условий: рисунки нужно нарисовать красиво, аккуратно и именно тем цветом, который выбрал повар. Время работы – 3 минуты.
– Пока посетители ресторана готовятся к оплате, я предлагаю вам спеть веселую песенку про повара Булочку.
Игра со зрительным залом. (Слайд 9) Исполнение песенки сопровождается соответствующими движениями рук и мимикой лица:
Мы поставим в печь пирог
И достанем из печи.
Из трубы идёт дымок
Такой приятный.
Там за лесом, у реки
Повар Булочка живёт
По утрам печёт пирог он ароматный.
– Мы продолжаем играть. Теперь вашему вниманию предлагаю шуточное стихотворение Д.Хармса “Очень-очень вкусный пирог” [3], в котором пропали последние слова, а вы поможете мне их восстановить.
Ведущий читает стихотворение, а зрители хором добавляют необходимые по смыслу слова:
Я захотел устроить бал,
И я гостей к себе …Купил муку, купил творог,
Испек рассыпчатый …Пирог, ножи и вилки тут-
Но что-то гости…Я ждал, пока хватало сил,
Потом кусочек …Потом подвинул стул и сел
И весь пирог в минуту …Когда же гости подошли,
То даже крошек …
– Уважаемые посетители, просим вас расплатиться с хозяином ресторана – показать получившиеся рисунки.
Примечание: участники каждой группы добавили к рисунку надписи с пожеланиями.
– Подведём итоги нашей игры:
Вывод: Рисунки и пожелания получились замечательные. Это свидетельствует о том, что вы смогли найти общий язык внутри группы.
(Слайд 10) Жизнь – это постоянное взаимодействие с окружающими людьми. В межличностных отношениях очень важно уметь общаться:
(Слайд 11)
– прийти к согласию и взаимопониманию,
– простить и уступить в интересах дела,
– договорить между собой и найти общий язык,
– выслушать мнение собеседника и понять его
проблемы,
– признать свою вину и извиниться.
(Слайд 12)
– Вы достигните в жизни большего, если будете сотрудничать с другими людьми и заряжаться от них положительной энергией и силой.
Список литературы
- Битянова М.Р., Беглова Т.В. Учимся решать проблемы: Программа развития проектного мышления у младших подростков. Учебно-методическое пособие для психологов и педагогов.- 2-е изд., стер.- М.: Генезис, 2007.
- 1000 загадок. Популярное пособие для родителей и педагогов/ Составители Н. В. Елкина, Т.И. Тарабарина. Художники В.Н. Куров, Г.В. Соколов.- Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2004.
- Даниил Хармс. Кораблик. Серия “Самовар”- малышам”. РИО “Самовар 1990”.