Тема: Объект и его свойства.
Цели:
- актуализировать знания по теме «Действия с информацией»;
- дать представление об объектах и их свойствах;
- развивать у учащихся интерес к предмету, способность анализировать и сравнивать;
- воспитывать дисциплинированность, целеустремлённость и трудолюбие.
Тип урока: 1 ч – изучение нового материала.
Средства обучения: презентация «Объект и его свойства» (Приложение 1), учебник Матвеевой Н.В., Р.Т. – 4 класс
Структура урока, методы и затраты времени
Этапы урока | Содержание этапа | Время урока |
Организация | Подготовка учащихся к уроку, проверка присутствующих на уроке | 0 – 3 |
Мотивация | Объяснение темы, цели, плана проведения занятий | 4 – 5 |
Актуализация знаний | 1. Какие действия с информацией ты
знаешь? Перечисли. 2. Для чего люди представляют информацию на материальном носителе? Приведи пример из своей жизни. 3. Приведи пример преобразования информации из собственного опыта. 4. Приведи пример преобразования формы представления информации с изменением смысла. |
6 – 32 |
Формирование новых понятий, сравнительная характеристика | Изложение нового материала – просмотр презентации «Объект и его свойства», конспектирование | |
Закрепление полученных знаний | Ответы учащихся на вопросы преподавателя. Выполнение заданий в Р.Т. – №№1-7 | 33 – 36 |
Подведение итогов урока Задание на дом |
Контрольные вопросы по новому
материалу. §3, РТ: №№8-10 |
37 – 40 |
КОНСПЕКТ ПО ТЕМЕ
Объект
Подумай и ответь на вопрос – ты сейчас
путешествуешь по Вселенной? Нет? Ты думаешь, что
сидишь в классе на уроке? А как быть с тем, что
здание школы стоит на Земле? А Земля – это
планета Солнечной системы, которая с огромной
скоростью мчится вместе с Солнцем и другими
планетами в бескрайнем космическом пространстве
Вселенной!
По сути, мы космические путешественники, так как
все мы именно сейчас, в эту минуту на
огромном космическом корабле по имени «Планета
Земля» путешествуем по Вселенной. Мы говорим о
Вселенной, значит она – объект нашего
внимания.
Всё то, на что мы обращаем наше внимание,
– любой предмет, человек, явление, событие –
будем называть объектом.
Рассмотрим это на примере. На рисунке изображены петух и цыплёнок. Они «беседуют». Здесь цыплёнок – объект внимания петуха, а петух – объект внимания цыплёнка.
! Объект – это общее название любого предмета, живого существа, явления или события, на которое направлено внимание (мысль).
Имя объекта. Всякий объект имеет имя. Например: «вселенная», «компьютер», «гроза», «учебник информатики».
! Имя объекта может состоять из одного или нескольких слов.
Свойства объекта
Объекты различают по их свойствам – форме,
цвету, размеру, вкусу, запаху, назначению и так
далее. Свойства объекта воспринимаются с помощью
органов чувств.
Ощущение, полученное, например, глазами, – это
зрительный сигнал. Мы говорим: объект светлый,
блестящий, круглый, большой, зелёный. Ухом мы
воспринимаем слуховой сигнал, о котором говорим:
громкий, шелестящий, звонкий. Кожей мы
воспринимаем тактильный сигнал (мокрый,
холодный, гладкий), языком – вкусовой сигнал
(горький, солёный, сладкий) и носом –
обонятельный сигнал (свежий, резкий, приятный).
! Органы чувств сигнализируют нам о свойствах объекта.
Человеку и многим животным требуются и зрение,
и обоняние, и слух, и вкус, то есть им необходимо
получать сигналы от разных органов чувств. Мозг
воспринимает эти сигналы, обрабатывает, и тогда
человек принимает нужное ему решение.
Свойства имеют не только предметы и живые
существа, но и объекты, не являющиеся ими, но
обозначаемые именем существительным. Например,
любовь может иметь такие свойства: большая,
верная, бескорыстная. Радость может быть бурной,
искренней, бег – стремительным, быстрым, а
доброта – подлинной. Предложение тоже имеет свои
свойства: «выражать законченную мысль», «быть
вопросительным», «быть восклицательным», «быть
простым» или «быть сложным».
Существенные и несущественные свойства
Свойства объекта бывают существенными и несущественными. В качестве примера рассмотрим апельсин. Он круглый, оранжевый, ароматный, полезный, вкусный, сочный. Важно ли для человека, который хочет съесть апельсин, то, что он круглый и оранжевый? Нет. В этой ситуации «круглый» и «оранжевый» являются несущественными свойствами. Для человека важно, что он вкусный, сочный и полезный. В данном случае свойства «вкусный», «полезный» и «сочный» — существенные.
Общие и отличительные свойства
Если сравнивать объекты и их свойства между
собой, то можно говорить о свойствах общих и
отличительных.
Общие свойства помогают объединять объекты
в группу (группа – это множество объектов, где
каждый объект является элементом этого
множества). Отличительные свойства помогают
отличить один объект от другого.
Например, свойство «защищать ноги» – это общее
свойство ботинок, сапог, сандалий и туфель. А вот
свойство «хранить тепло» – это отличительное
свойство зимней обуви, если сравнивать её с
летней.
! Всякий объект имеет свойства (признаки), среди которых можно выделить существенные и несущественные, общие и отличительные.
Описание объекта
Чтобы передать информацию об объекте, его следует описать. Описать объект – значит перечислить или отразить иным способом его наиболее важные для данной ситуации свойства, кроме того, следует назвать имя объекта, его назначение и отношения с другими объектами. Такое описание называют характеристикой объекта.
Главное, что мы должны вспомнить
- Объект – это общее название любого предмета, живого существа, явления или события, на которое направлено внимание человека.
- Объект имеет имя, назначение, свойства (признаки) и отношения.
- Все свойства объекта можно разделить на существенные и несущественные, общие и отличительные.
Знать
- Назови какой-либо объект реальной действительности. Перечисли его свойства.
- Назови имя объекта, на которое сейчас направлено твоё внимание. Опиши этот объект (перечисли его свойства).
- Из скольких слов может состоять имя объекта? Приведи свои примеры.
- От чего зависит, если то или иное свойство мы называем существенным? Приведи пример.
- Приведи пример группы объектов с общим свойством.