Программа воспитания "Выпускник"

Разделы: Внеклассная работа


Обьяснительная записка. (Приложение1)

К моменту окончания школы старшеклассник должен подойти готовым к вступлению во взрослую жизнь, с развитыми потребностями полностью реализовать себя на гражданском поприще, в труде, в будущей семейной жизни.

В связи с этим спроектирован образ выпускника школы, который состоит из психолого – педагогического портрета и имеет следующие личные качества.

Психолого-педагогический портрет: теоретическое осознание, интеллектуальная зрелость, самостоятельность в решении и выборе образа действий, овладение своими познавательными процессами, аргументация и доказательство истинности своих суждений, критичность мышления, научное мировоззрение, способность к общению и познанию общих законов мышления.

Личные качества: социальная зрелость, осознанное и критичное отношение к себе, профессиональные интересы, профессиональное ориентирование, самоопределение, открытие своего внутреннего мира, осознание своей индивидуальной целостности, неповторимость, потребность в поиске смысла жизни моральная зрелость, социальные и нравственные убеждения, моральное самоопределение.

Все это может быть достигнуто при личностно-ориентированном подходе к воспитанию старшеклассников. Так как личностно-ориентированный подход позволяет:

– направлять учебно-познавательную деятельность по пути самоутверждения, самореализации, самоопределения;
– способствует формированию системы ценностных ориентаций;
– создает условия для реализации творческого потенциала.

Исходным при планировании воспитательной работы являются:

– целевая ситуация;
– возрастная ситуация;
– ситуация индивидуального развития личности.

Формы и способы жизнедеятельности классного коллектива:

  • мониторинг жизнедеятельности классного коллектива;
  • классно-урочные занятия;
  • внеурочная деятельность старшеклассников;
  • классное ученическое самоуправление;
  • трудовая деятельность;
  • групповые дела старшеклассников;
  • система часов общения посвященных вопросам самопознания.

Цель программы: воспитание личности, способной строить жизнь достойную человека.

Направления в работе:

  • эстетическое и культурное развитие;
  • интеллектуальное развитие;
  • патриотизм, гражданственность;
  • нравственность духовность как основа личности;
  • креативность (творчество);
  • здоровье;
  • саморазвитие.

Участники программы:

  • классный руководитель;
  • старшеклассники;
  • учителя предметники;
  • родители;
  • заместитель директора по воспитательной работе;
  • школьный психолог.

Временные ресурсы: 2 года (10-11 классы).

Ожидаемый результат. Создание условий для выработки:

  • навыков рефлексии, саморегуляции;
  • умения принимать решения в ситуациях выбора;
  • умения ставить цель, отбирать средства необходимые для ее достижения.
  • уметь планировать и организовывать свою жизнедеятельность.

Технология планирования воспитательной работы

1.Диагностика личностного потенциала учащихся (познавательного, ценностного, творческого, коммуникативного).
2.Постановка воспитательных задач и выбор форм жизнедеятельности.
3.Отслеживание результатов.

Методики изучения личностного потенциала:

гностический ценностный креативный коммуникативный
Что нам интересно Напиши свой портрет Творческий потенциал Тест на оценку межличностных взаимоотношений
Ученик глазами учителя Поведенческие срезы Диагностика мышления социометрия
Любимые учебные предметы Педагогические консилиумы Карта интересов Изучение темпераментов
Расписание на неделю Наблюдение за поведением учащихся Тест на самоопределение Эмоциональная устойчивость
Мотивация обучения Поведенческие срезы   Поведение в конфликтной ситуации

Образ выпускника средней школы

теоретическое осознание интеллектуальная зрелость
самостоятельность в решении и выборе образа действий
овладение своими познавательными процессами
аргументация и доказательство истинности своих суждений
критичность мышления научное мировоззрение способность к
общению и познанию общих законов мышления
творческая активность

Психолого-педагогический портрет

Личность – способная
строить достойную жизнь

Личные качества

социальная зрелость осознанное и критичное отношение к себе
профессиональные интересы профессиональное ориентирование
самоопределение открытие своего внутреннего мира
осознание своей индивидуальной целостности неповторимость
потребность в поиске смысла жизни моральная зрелость
социальные и нравственные убеждения
моральное самоопределение

Задачи воспитания в связи с заданными направлениями в работе

направление в работе задачи воспитания
интеллектуальное развитие Формирование целостной и научно обоснованной картины мира, развитие познавательных интересов.
патриотизм, гражданственность Воспитание любви к родному краю, школе, Родине, Формирование гражданского самосознания.
нравственность, духовность Формирование гуманистического отношения к окружающему миру, приобщение и освоение общечеловеческих ценностей.
креативность Развитие творческих способностей, предоставление возможности самореализоаться с учетом своих склонностей и интересов.
эстетическое и культурное развитие Воспитание стремления формировать свою среду, свои действия эстетическим, этическим, культурным критериям.
здоровье Формировать стремление к здоровому образу жизни; осознания здоровья как главной жизненной ценности.
саморазвитие Воспитание потребности к самосовершенствованию и саморазвитию. Формирование активной ой позиции и способности адаптированности в окружающем мире

  

направление в работе мероприятия
эстетическое и культурное развитие Искусство – восприятия мира.
Культура речи.
Бардовская песня.
интеллектуальное развитие Интеллект и способы его развития.
Интеллектуальные игры.
Предметные олимпиады.
Конференции, конкурсы.
патриотизм, гражданственнсть Российский флаг, герб, гимн.
Люблю отчизну Я.
Сороковые – роковые.
Правовое воспитание.
нравственность, духовность Сущность и назначение человека.
Этикет.
креативность Посещение кружков, факультативов, спортивных секций.
Участие в творческих конкурсах.
Участие в номерах художественной самодеятельности.
здоровье Алкоголь, табакокурение.
Антинаркотическое воспитание.
Пища настоящего и будущего.
Научно-технический прогресс и его влияние на здоровье человека.
Походы, турслеты.
саморазвитие Изучение личностных потенциалов.
Самопознание – саморазвитие – самореализация.

В классе обучается 12 человек. На протяжении двух лет изучался личностный потенциал учеников класса. Диагностика коммуникативного потенциала показало, что отвергнутых и непринятых учащихся нет, принятых – 7 человек, предпочитаенмых-3 , звезд – 2.Класс дружный, трудолюбивый. Высоко ценятся честность, бескорыстие, дружба. Класс представляет устойчивое единое целое, имеющиеся в классе группировки активно взаимодействуют между собой. Основания для объединения в микрогруппы общие интересы, симпатии, место жительства.

Учащиеся класса посещают:

  • спортивные секции в школе -50%;
  • районные спортивные секции -33%;
  • педгруппу-42%;
  • автокласс-67%;
  • каждый ученик класса посещает элективные курсы по выбору.

Изучение темпераментов показало, что в классе: меланхоликов – 3, сангвиников – 6 , флегматиков – 1, холериков – 2.Интровертов – 4(33%), экстравертов – 8(66%).

Эмоционально стабильных – 50% и нестабильных – 50 %.

Изучение креативного потенциала выявило, что в классе имеются учащиеся, у которых:

  • заложен значительный творческий потенциал – 4; (богатый выбор творческих возможностей, доступны самые разнообразные формы творчество);
  • нормальный потенциал– 6; (обладают качествами способными творить, если того пожелают);
  • незначительный творческий потенциал-2.

(Отсутствие веры в себя и свои способности).

Отслеживание участия учащихся в школьных и классных мероприятиях показало, что коэффициент участия класса в общешкольных мероприятиях:

10 класс – 73%; 11 класс – 67%.

Изучение профессиональных склонностей выявило, что учащиеся класса имеют следующие профессиональные склонности и интересы:

Ч-Ч – 3; Ч-Т – 5; Ч-П – 1; Ч-З – 1; Ч-Х – 2.

Следует отметить, что большинство учащихся класса в настоящее время уже определились в дальнейшем обучении для получения профессии.

При составлении программы воспитания учитывались возрастные особенности учащихся: уменьшение расслоения класса, тенденция к сплочению, увеличение интенсивности внутриклассового общения, демонстрация взрослости, формирование дружеских группировок.