Внеклассная работа по математике: новый стиль

Разделы: Внеклассная работа


…Мы получим реальную отдачу,
если учиться в школе будет увлекательно
и интересно.
Д. Медведев. 5.11.2008 года.

Внеклассная работа по математике – это вотчина самого учителя. Именно здесь раскрываются математические «пристрастия» педагога и способности учащегося. В последнее десятилетие во многих школах традиционно проходят предметные недели или декады. Во время недель и декад проводятся традиционные конкурсы, КВН, брейн-ринги, турниры смекалистых и другие внеклассные мероприятия.

Основная цель внеклассной работы – развитие у учащихся интереса к предмету, активизация мыслительной деятельности, развитие творческого мышления, накопление определённого запаса математических фактов и сведений, умений и навыков, дополняющих и углубляющих знания, приобретаемые в основном курсе математики.

Необходимость использования новых информационных технологий во внеклассной работе диктует время. В работе представлен план проведения декады по математике на примере двух школ – ресурсных центров города. Все мероприятия проводятся дистанционно с использованием новых информационно-коммуникационных технологий.

План проведения декады по математике был гораздо «шире», но приведу список только тех мероприятий, которые были проведены впервые дистанционно.

  1. Конкурс «Кенгурёнок» (аналог известного конкурса «Кенгуру»).
  2. Конкурс «грамотеев» (диктант математических терминов).
  3. Конкурс творческих работ «Мой любимый математик» (представить своего любимого математика друзьям).
  4. 4. Конкурс на лучшую рекламу ранее изученной темы по математике «Рекламодатели».
  5. Конкурс творческих работ о предмете – математика «Математика вокруг нас»
  6. Конкурс графических работ – создание образа математики с помощью математических символов.
  7. Дистанционная эвристическая олимпиада.
  8. Конкурс на лучшую рефлексию по участию в олимпиаде.
  9. Фотоконкурс «Калейдоскоп декады».

Предлагаю положения к данным конкурсам.

ТЕКСТ К ПРОВЕДЕНИЮ МАТЕМАТИЧЕСКОГО ДИКТАНТА КОНКУРС ГРАМОТЕЕВ.

5–6-й класс.

Миллион, отрезок, прямая, периметр, координата, единица, длина, треугольник, расстояние, уравнение.

7-й класс.

Треугольник, сочетательный, диаметр, параллелепипед, математика, периметр, абсцисса, вершина, биссектриса, ордината.

8-й класс.

Параллелограмм, биссектриса, симметрия, парабола, перпендикуляр, абсцисса, медиана, ломаная, касательная, сокращение.

9-й класс.

Сочетания, треугольник, параллелограмм, монотонность, гипербола, прогрессия, аргумент, биссектриса, параметр, абсцисса.

10-й класс.

Абсцисса, функция не является ни чётной, ни нечётной; среднее пропорциональное, монотонность, иррациональность, симметричность, аксиома, факториал, периметр, декартовы координаты.

11-й класс.

Многогранник, додекаэдр, пространственные фигуры, арккотангенс, гармоническое колебание, функция не является ни чётной, ни нечётной; абсцисса, периодичность, параллелепипед, пересекающиеся прямые.

Положение № 1. МОЙ ЛЮБИМЫЙ МАТЕМАТИК.

Дистанционный проект.

Сроки проведения:

Участники: школьники 5–11-х классов (одну работу могут выполнять не более трёх учащихся).

Приглашаем принять участие в увлекательном дистанционном творческом проекте, направленном на представлении своего любимого математика. В проекте могут создаваться рисунки, сайты, презентации, сочинения, стихи, посвящённые любимому математику. Погрузитесь в эвристическую атмосферу давно прошедших событий.

Цель проекта: Развитие эвристических способностей в изучении истории математики, интересное общение с друзьями на тему изучения жизни и деятельности великих математиков. Научиться заинтересовывать людей своей темой и наконец, оформить свою любовь в творческом виде.

Главный лозунг проекта:

ПРЕДСТАВЬ СВОЕГО МАТЕМАТИКА ДРУЗЬЯМ!

Критерии оценки работ:

  • Самостоятельность в изучении жизни и деятельности великих математиков и интерпретация материала о любимом математике в проекте.
  • Стилистическое единство творческой работы: соответствие формы и языка.
  • Владение художественными средствами языка.
  • Оригинальность представления проекта, художественное оформление работы.

Положение № 2. РЕКЛАМОДАТЕЛИ.

Дистанционный конкурс рекламы ранее изученной темы по математике.

Сроки проведения:

Участники: школьники 5–11-х классов (работа может быть представлена не более тремя участниками).

Приглашаем принять участие в рекламе ранее изученной темы по математике.

Представьте любимую вами тему по математике творчески. Создайте задачи в рисунках, сочините частушки, стихи, песни; выпустите плакат и проявите фантазию при подготовке этого задания. Создайте такой продукт, чтобы всем, кто ещё не изучал данную тему, захотелось поскорее её изучить.

Лозунг конкурса: ИНТЕРЕС К ТЕМЕ НАЧИНАЕТСЯ С РЕКЛАМЫ!

Положение № 3. МАТЕМАТИКА ВОКРУГ НАС.

Дистанционный конкурс творческих работ.

Сроки проведения:

Участники: школьники 5–11-х классов (работа может иметь не более трёх авторов).

В математике разработан язык, с помощью которого можно описывать реальные события. Например, с помощью свойств функций можно так объяснить поездку на автомобиле по горной дороге. Ровный участок дороги у математика ассоциируется с константой, дорога идёт под уклон- это монотонное убывание, кончился спуск-точка минимума, автомобиль перевалил через гребень- пройдена точка максимума. А если ещё использовать математические термины, связанные с логарифмами, интегралами, пределами, множествами, статистикой, то в реальной жизни не останется ни одного объекта или процесса, которого нельзя было бы описать языком математики. Опишите с помощью математических терминов любое явление в природе, один день из жизни, составьте рассказ о себе или друге или проявите фантазию в любом вопросе, заинтересовавшем вас.

МАТЕМАТИКА – ЭТО ЗВУЧИТ ВСЕГДА!

Положение № 4. КОНКУРС ГРАФИЧЕСКИХ РАБОТ – СОЗДАНИЕ ОБРАЗА МАТЕМАТИКИ С ПОМОЩЬЮ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СИМВОЛОВ.

Дата проведения

Участники: школьники 5–11-х классов (одну работу могут выполнять не более трёх участников).

Приглашаем принять участие в конкурсе, в котором вы можете без слов выразить своё отношение к предмету – МАТЕМАТИКА. Попробуйте с помощью знаков, символов, цифр отразить это ёмкое слово – математика.

Работы можно выполнять как в компьютерной версии, так и на бумаге (ватман формата А3).

Положение № 5. ФОТОКОНКУРС «КАЛЕЙДОСКОП ДЕКАДЫ».

Дистанционный фотоконкурс.

Дата проведения:

Идея конкурса: С помощью различных жанров фотографии передать процесс и состояние творчества.

Цель конкурса: Посмотреть на мир и человека как продолжение божественного замысла- творения, увидеть и показать средствами фото созидательное начало во всём, что нас окружает.

Что оценивается: Оценивается переданный фотографом мир творчества во всём его многогранном проявлении или только в одной тонкой грани. Для этого фотографу нужно увидеть и передать качества самого процесса творчества, его настроение, одну из сторон, граней, специфику творчества и самих творцов, накал страстей. Постарайтесь передать средствами фотографии суть креатива.

ТВОРИТЬ ВЕЗДЕ!

Лучшие работы школ были представлены на сайтах школ.

Предлагаю некоторые работы ребят.

Приложение № 1. Работа ученицы 11-го класса Зубковой Юлии «Жила была курочка Ряба», конкурс «Математика вокруг нас».

Приложение № 2. Работа ученицы 10-го класса Любимовой Ольги «Математика вокруг нас».

Приложение № 3. Работа ученицы 10-го класса Тонкачёвой Анны «Как одно несказанное слово «убило» все простые числа», конкурс «Рекламодатели».

Приложение № 4. Работа ученика 11-го класса Киселёва Михаила «Пифагор», конкурс «Мой любимый математик».

Работы учащихся Михайловой Юлии (приложение № 5), Ноздренковой Светланы (приложение № 6), Батикяна Гарника (приложение № 7), конкурс «Создание образа математики с помощью математических символов».

Работы Малаховой Дарьи (приложение № 8) и Нистратова Артёма (приложение № 9) для фотоконкурса.