…Мы получим реальную отдачу,
если учиться в школе будет увлекательно
и интересно.
Д. Медведев. 5.11.2008 года.
Внеклассная работа по математике – это вотчина самого учителя. Именно здесь раскрываются математические «пристрастия» педагога и способности учащегося. В последнее десятилетие во многих школах традиционно проходят предметные недели или декады. Во время недель и декад проводятся традиционные конкурсы, КВН, брейн-ринги, турниры смекалистых и другие внеклассные мероприятия.
Основная цель внеклассной работы – развитие у учащихся интереса к предмету, активизация мыслительной деятельности, развитие творческого мышления, накопление определённого запаса математических фактов и сведений, умений и навыков, дополняющих и углубляющих знания, приобретаемые в основном курсе математики.
Необходимость использования новых информационных технологий во внеклассной работе диктует время. В работе представлен план проведения декады по математике на примере двух школ – ресурсных центров города. Все мероприятия проводятся дистанционно с использованием новых информационно-коммуникационных технологий.
План проведения декады по математике был гораздо «шире», но приведу список только тех мероприятий, которые были проведены впервые дистанционно.
- Конкурс «Кенгурёнок» (аналог известного конкурса «Кенгуру»).
- Конкурс «грамотеев» (диктант математических терминов).
- Конкурс творческих работ «Мой любимый математик» (представить своего любимого математика друзьям).
- 4. Конкурс на лучшую рекламу ранее изученной темы по математике «Рекламодатели».
- Конкурс творческих работ о предмете – математика «Математика вокруг нас»
- Конкурс графических работ – создание образа математики с помощью математических символов.
- Дистанционная эвристическая олимпиада.
- Конкурс на лучшую рефлексию по участию в олимпиаде.
- Фотоконкурс «Калейдоскоп декады».
Предлагаю положения к данным конкурсам.
ТЕКСТ К ПРОВЕДЕНИЮ МАТЕМАТИЧЕСКОГО ДИКТАНТА КОНКУРС ГРАМОТЕЕВ.
5–6-й класс.
Миллион, отрезок, прямая, периметр, координата, единица, длина, треугольник, расстояние, уравнение.
7-й класс.
Треугольник, сочетательный, диаметр, параллелепипед, математика, периметр, абсцисса, вершина, биссектриса, ордината.
8-й класс.
Параллелограмм, биссектриса, симметрия, парабола, перпендикуляр, абсцисса, медиана, ломаная, касательная, сокращение.
9-й класс.
Сочетания, треугольник, параллелограмм, монотонность, гипербола, прогрессия, аргумент, биссектриса, параметр, абсцисса.
10-й класс.
Абсцисса, функция не является ни чётной, ни нечётной; среднее пропорциональное, монотонность, иррациональность, симметричность, аксиома, факториал, периметр, декартовы координаты.
11-й класс.
Многогранник, додекаэдр, пространственные фигуры, арккотангенс, гармоническое колебание, функция не является ни чётной, ни нечётной; абсцисса, периодичность, параллелепипед, пересекающиеся прямые.
Положение № 1. МОЙ ЛЮБИМЫЙ МАТЕМАТИК.
Дистанционный проект.
Сроки проведения:
Участники: школьники 5–11-х классов (одну работу могут выполнять не более трёх учащихся).
Приглашаем принять участие в увлекательном дистанционном творческом проекте, направленном на представлении своего любимого математика. В проекте могут создаваться рисунки, сайты, презентации, сочинения, стихи, посвящённые любимому математику. Погрузитесь в эвристическую атмосферу давно прошедших событий.
Цель проекта: Развитие эвристических способностей в изучении истории математики, интересное общение с друзьями на тему изучения жизни и деятельности великих математиков. Научиться заинтересовывать людей своей темой и наконец, оформить свою любовь в творческом виде.
Главный лозунг проекта:
ПРЕДСТАВЬ СВОЕГО МАТЕМАТИКА ДРУЗЬЯМ!
Критерии оценки работ:
- Самостоятельность в изучении жизни и деятельности великих математиков и интерпретация материала о любимом математике в проекте.
- Стилистическое единство творческой работы: соответствие формы и языка.
- Владение художественными средствами языка.
- Оригинальность представления проекта, художественное оформление работы.
Положение № 2. РЕКЛАМОДАТЕЛИ.
Дистанционный конкурс рекламы ранее изученной темы по математике.
Сроки проведения:
Участники: школьники 5–11-х классов (работа может быть представлена не более тремя участниками).
Приглашаем принять участие в рекламе ранее изученной темы по математике.
Представьте любимую вами тему по математике творчески. Создайте задачи в рисунках, сочините частушки, стихи, песни; выпустите плакат и проявите фантазию при подготовке этого задания. Создайте такой продукт, чтобы всем, кто ещё не изучал данную тему, захотелось поскорее её изучить.
Лозунг конкурса: ИНТЕРЕС К ТЕМЕ НАЧИНАЕТСЯ С РЕКЛАМЫ!
Положение № 3. МАТЕМАТИКА ВОКРУГ НАС.
Дистанционный конкурс творческих работ.
Сроки проведения:
Участники: школьники 5–11-х классов (работа может иметь не более трёх авторов).
В математике разработан язык, с помощью которого можно описывать реальные события. Например, с помощью свойств функций можно так объяснить поездку на автомобиле по горной дороге. Ровный участок дороги у математика ассоциируется с константой, дорога идёт под уклон- это монотонное убывание, кончился спуск-точка минимума, автомобиль перевалил через гребень- пройдена точка максимума. А если ещё использовать математические термины, связанные с логарифмами, интегралами, пределами, множествами, статистикой, то в реальной жизни не останется ни одного объекта или процесса, которого нельзя было бы описать языком математики. Опишите с помощью математических терминов любое явление в природе, один день из жизни, составьте рассказ о себе или друге или проявите фантазию в любом вопросе, заинтересовавшем вас.
МАТЕМАТИКА – ЭТО ЗВУЧИТ ВСЕГДА!
Положение № 4. КОНКУРС ГРАФИЧЕСКИХ РАБОТ – СОЗДАНИЕ ОБРАЗА МАТЕМАТИКИ С ПОМОЩЬЮ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СИМВОЛОВ.
Дата проведения
Участники: школьники 5–11-х классов (одну работу могут выполнять не более трёх участников).
Приглашаем принять участие в конкурсе, в котором вы можете без слов выразить своё отношение к предмету – МАТЕМАТИКА. Попробуйте с помощью знаков, символов, цифр отразить это ёмкое слово – математика.
Работы можно выполнять как в компьютерной версии, так и на бумаге (ватман формата А3).
Положение № 5. ФОТОКОНКУРС «КАЛЕЙДОСКОП ДЕКАДЫ».
Дистанционный фотоконкурс.
Дата проведения:
Идея конкурса: С помощью различных жанров фотографии передать процесс и состояние творчества.
Цель конкурса: Посмотреть на мир и человека как продолжение божественного замысла- творения, увидеть и показать средствами фото созидательное начало во всём, что нас окружает.
Что оценивается: Оценивается переданный фотографом мир творчества во всём его многогранном проявлении или только в одной тонкой грани. Для этого фотографу нужно увидеть и передать качества самого процесса творчества, его настроение, одну из сторон, граней, специфику творчества и самих творцов, накал страстей. Постарайтесь передать средствами фотографии суть креатива.
ТВОРИТЬ ВЕЗДЕ!
Лучшие работы школ были представлены на сайтах школ.
Предлагаю некоторые работы ребят.
Приложение № 1. Работа ученицы 11-го класса Зубковой Юлии «Жила была курочка Ряба», конкурс «Математика вокруг нас».
Приложение № 2. Работа ученицы 10-го класса Любимовой Ольги «Математика вокруг нас».
Приложение № 3. Работа ученицы 10-го класса Тонкачёвой Анны «Как одно несказанное слово «убило» все простые числа», конкурс «Рекламодатели».
Приложение № 4. Работа ученика 11-го класса Киселёва Михаила «Пифагор», конкурс «Мой любимый математик».
Работы учащихся Михайловой Юлии (приложение № 5), Ноздренковой Светланы (приложение № 6), Батикяна Гарника (приложение № 7), конкурс «Создание образа математики с помощью математических символов».
Работы Малаховой Дарьи (приложение № 8) и Нистратова Артёма (приложение № 9) для фотоконкурса.