Пояснительная записка.
Урок «Взаимоотношения между организмами» в 11 классе спланирован по элементам здоровьесберегающей, модульной, информационно-коммуникационной технологий, дальтон-технологии, технологиям критического, проблемного и проектного обучения.
В организационный этап урока интегрированы элементы здоровьесберегающей технологии. Начинается урок с обмена карточками успеха, способствующие подъему настроения и улучшению самочувствия учащихся на уроке.
Этап проверки знаний, умений, навыков проводится с использованием элементов дальтон - технологии. Школьники, осуществив свободное учение, проводят самоконтроль, взаимоконтроль по маршруту своего развития и сотрудничества с учащимися, родителями, учителями. При этом у них формируется умение использовать научные методы познания (наблюдение, гипотеза, эксперимент). В переходе к изучению нового материала у школьников собран и накоплен богатый информационный материал, который они демонстрируют через презентации и проекты.
Этапы актуализации, целеполагания, мотивации и изучения нового материала основаны на элементах технологии критического мышления, модульной и информационно-коммуникационной технологий. Учащиеся самостоятельно мыслят, структурируют и передают информацию другим о том, что нового для себя они открыли. Они участвуют в активном построении знаний для решения проблемы, приобретая новое качество, характеризующее развитие интеллекта. Модуль урока позволяет школьникам самостоятельно отработать новый материал, применяя различные формы контроля, оценить степень достижения комплексной дидактической цели урока и свою работу на уроке. Элементы информационно-коммуникационной технологии обеспечат учащимся возможность работать в интерактивном режиме, а при закреплении темы и выполнении домашнего задания использовать данную технологию в самостоятельных исследовательских работах.
На этапе закрепления изученного материала, отработки умений и навыков, использован элемент проектной технологии. Так как данная технология личностно ориентирована, она позволяет школьникам учиться на собственном опыте и опыте других, стимулирует познавательный интерес.
Учащиеся получают удовлетворение от результатов своего труда.
Применение элементов данных технологий на различных этапах урока инициирует самостоятельное мышление школьников и в значительной мере способствует повышению качества приобретаемых ими знаний.
Цели урока:
1. Образовательная:
- систематизировать, углубить и обобщить знания учащихся о различных формах взаимоотношений между организмами;
- уметь сравнивать проявление разных форм симбиоза, антибиоза, нейтрализма и применять на практике знания о взаимоотношениях между особями.
2. Развивающая:
- развивать познавательную активность учащихся, их коммуникативную и информативную компетентность, умения логически мыслить, работать творчески, выступать публично;
- использовать информацию Интернет – ресурсов.
3. Воспитательная:
- воспитывать бережное отношение к окружающей среде.
Тип урока: комплексное применение знаний и способов деятельности.
Форма урока: урок – модуль.
Методы и приемы обучения: проблемные, частично-поисковые, репродуктивные. Самостоятельная работа с модулем, работа в парах, индивидуальная работа, тестирование. Элементы здоровьесберегающей, модульной, информационной технологий, дальтон-технологии, технологии критического, проблемного и проектного обучения.
Оснащение урока:
- компьютер;
- экран, видеопроектор;
- учебное электронное издание «Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс»;
- таблицы по общей биологии.
Ход урока
1. Организационный момент.
- Приветствие.
- Обмен карточками успеха.
- Сообщение темы модуля, постановка цели и определение задач урока совместно с учащимися.
2. Проверка знаний, умений, навыков.
- Тестирование (1, 2, 3 варианты).
- Исследовательская работа. (Презентации, проекты.)
3. Актуализация, целеполагание, мотивация.
- Демонстрация коллекции видеозаписей поведения животных из электронного издания «Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс».
- Знакомство с учебными элементами модуля. Самостоятельная работа с презентацией «Взаимоотношения между организмами». (см. Приложение) Постановка проблемного вопроса. Каким образом взаимоотношения между организмами различных систематических групп обеспечивают биологическое разнообразие равновесие в экологической системе? Работа с учебным модулем №1, выполнение задания №1 листа контроля. Взаимоконтроль.
4. Изучение нового материала.
- Сообщества живых организмов, приспособленные к совместному обитанию. Позитивные, негативные, нейтральные взаимоотношения между организмами. Сообщения учащихся. Множественность форм, образование биоценозов. Работа с учебным элементом №2. Выполнение заданий №2, №3, №4 листа контроля. Самоконтроль.
- Виды различных связей между живыми существами. Работа с учебным элементом №3. Самоконтроль.
- Практическое использование знаний о различных формах взаимоотношений между особями в медицине и сельском хозяйстве. Работа с учебным элементом № 4. Сообщения учащихся. Решение проблемного вопроса. Самоконтроль.
5. Физкультурная пауза. ЗОЖ.
6. Отработка умений и навыков.
Работа с учебным элементом №5. Выполнение заданий №5, 6 листа контроля. Взаимоконтроль.
7. Подведение итогов урока. Выводы.
Работа с учебным элементом № 6.
8. Задание на дом.
Работа с учебным элементом №7.
- Повторить главу 17. (1 уровень сложности)
- Выполнить терминологическую работу на русском и английском языках, с.568-569. (2 уровень сложности)
- Подготовить сообщение на тему «Биосфера и человек», используя информацию дополнительной литературы и Интернет-ресурсов. Составить презентацию на тему «Биосфера и человек». (3 уровень сложности)
9. Оценивание знаний учащихся.
Работа с учебным элементом №8.
10. Рефлексия.
Модуль «Взаимоотношения между организмами».
Номер УЭ | Учебный материал с указанием заданий | Руководство по усвоению учебного материала | ||||
УЭ – 0 |
Комплексная интегрирующая цель: систематизировать, углубить и обобщить знания о различных формах взаимоотношений между организмами, уметь сравнивать проявление разных форм симбиоза, антибиоза, нейтрализма и применять на практике знания о взаимоотношениях между особями, развивать учебные умения и навыки самостоятельной работы с учебной, справочной литературой, информацией Интернет-ресурсов. |
Внимательно прочитайте цель урока. |
||||
УЭ – 1 |
Цель: определить исходный уровень знаний о формах взаимоотношений между организмами. Выслушайте сообщения о позитивных, негативных, нейтральных взаимоотношениях между живыми организмами. Выполните задание №1 листа контроля. Заполните в начале урока первую колонку таблицы, затем по ходу урока вторую и третью.
Работайте вместе с классом. Оцените работу друг друга по пятибалльной системе. Оценки занесите в «Листок контроля». Максимальное количество баллов за работу по УЭ – 1 – 5 баллов. |
|||||
УЭ – 2 |
ЧД Цель: сравнить разные формы симбиоза, антибиоза, нейтрализма, сделать вывод и составить кластеры. Прочитайте текст учебника, с. 546-567 и сделайте вывод о формах взаимоотношений между организмами. Ответьте на вопрос. Для каких царств живой природы характерны данные формы взаимоотношений? Выполните задания №2, №3, №4 листа контроля. |
Работайте самостоятельно. Оцените свою работу. Правильный ответ – 10 баллов. |
||||
УЭ – 3 |
Цель: расширить знания о разнообразии взаимосвязей живых существ. Задание. Пользуясь справочной литературой, определите, какие виды связей существуют между организмами? Ответьте на вопрос. Что образует множественность форм отношений между организмами? |
Работайте в парах. Оцените работу друг друга по пятибалльной системе. |
||||
УЭ – 4 |
Цель: указать практическое использование знаний о различных формах взаимоотношений между особями в медицине и сельском хозяйстве. Прочитайте текст учебника на с.564-566. Используя информацию справочной литературы и Интернет-ресурсов, приведите примеры использования знаний о способах взаимоотношений между особями в медицине и сельском хозяйстве. |
Работайте индивидуально. Оцените работу по пятибалльной системе. |
||||
УЭ – 5 |
Цель: отработать умения по распознаванию многообразия взаимоотношений между живыми существами. Прочитайте тексты учебника на с. 567-568 «Опорные точки» и справочной литературы, выполните задания №5, №6 листа контроля. На основании изученного материала сделайте вывод об эволюционном значении различных форм взаимоотношений между живыми существами. |
Работайте самостоятельно. Оцените свою работу по пятибалльной системе. |
||||
УЭ – 6 |
Цель: определить уровень усвоения знаний, умений и навыков по теме: «Взаимоотношения между организмами». Оцените свою работу на уроке по следующим критериям: если вы набрали 28-30 баллов – оценка «5» - Молодец! 25-27 баллов – оценка «4»; 21-24 баллов – оценка«3» - нужно еще поработать. Подсчитайте количество баллов, которое вы набрали при выполнении заданий. Занесите результат в графу «Итого» в «Листке контроля». |
Листок контроля сдайте учителю. |
||||
УЭ – 7 |
Задание на дом.
|
|||||
УЭ – 8 |
Цель: прочитайте цель урока.
|
Проводится индивидуально. Подчеркните карандашом нужное слово. |
Лист контроля знаний
Номер задания |
Методическое руководство к контролю |
||||||||||||
Задание №1. |
Выслушайте сообщения о позитивных, негативных, нейтральных взаимоотношениях между особями. Заполните в начале урока первую колонку таблицы, затем по ходу урока вторую и третью.
Оцените работу по пятибалльной системе. Оценка_________ |
||||||||||||
Задание №2. |
Соедините стрелками понятия с соответствующими им определениями.
Оценка_________ |
||||||||||||
Задание №3. |
В интерактивном режиме просмотрите коллекцию видеозаписей о взаимоотношениях между организмами, определите их форму. Запишите основную мысль статьи «Хищничество», с.551-557 учебника. Оценка_________ |
||||||||||||
Задание №4. |
Проработайте текст учебника, с.567, сделайте вывод и запишите его на карточке. Поменяйтесь карточками с соседом по парте и оцените работу. Оценка_________ |
||||||||||||
Задание №5. |
Соотнесите к типам биотических взаимодействий приведенные примеры живых организмов. Проверьте правильность выполненного задания. Оценка_____________ |
||||||||||||
Задание №6. |
Выберите удобный для вас уровень сложности и ответьте на вопросы. Уровень сложности «А» (4 балла). 1. Форма взаимоотношений, при которой обе взаимодействующие популяции испытывают отрицательное влияние другой: А) антибиоз Б) нейтрализм В) мутуализм 2. Отношения организмов, при которых оба партнера извлекают пользу от другого: А) негативные Б) позитивные В) нейтральные 3. Существование белки и лося в одном лесу является примером: А) симбиоза Б) антибиоза В) нейтрализма 4. Взаимоотношения между организмами в сообществах носят характер: А) позитивный Б) негативный В) нейтральный 5. Одна из широко распространенных форм симбиоза: А) квартиранство Б) кооперация В) нахлебничество Уровень сложности «Б» (5 баллов). 1. Широко распространенная форма взаимополезного сожительства, когда присутствие партнера становится обязательным условием существования каждого из них: А) нейтрализм Б) мутуализм В) паразитизм 2.Существование актинии и рака – отшельника в море является примером: А) антибиоза Б) симбиоза В) нейтрализма 3. Примером перехода нахлебничества в более тесные отношения между видами служат: А) рыбы-прилипалы Б) рыбы-лоцманы В) рыбы карепрокты 4. Симбиотические отношения между организмами могут носить характер: А) обязательный Б) временный В) нейтральный 5. Частным случаем хищничества является: А) каннибализм Б) паразитизм В) квартиранство |
Литература.
- Учебник биологии для 10-11 Кл. общеобразоват. Учеб. Заведений. В.Б. Захаров, С.Г. Мамонтов, Н.И. Сонин. 5-изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2002.
- Учебник биологии для учащихся 11 класса общеобразовательных учреждений. / Под редакцией. Проф. И.Н.Пономаревой. – М.: Вентана – Граф, 2005.
- Учебное электронное издание «Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс.
- Большая энциклопедия природы для детей. Шантеклер, Бельгия. 1991. Пер. с фр. М.: Гриф – фонд, Межкнига, 1994. Издатель А.Л.Дьяченко.
- Чебышев Н.В., Гузикова Г.С., Лазарева Ю.Б., Ларина С.Н. Биология. Новейший справочник. – М.: Махаон, 2007.
- Научно-методический журнал «Биология в школе», 2004 №2.
- Научно-методический журнал «Биология в школе», 2005 №5.
- Научно-методический журнал «Биология в школе», 2006 №3.
- Научно-методический журнал «Биология в школе», 2007 №4.