В современных условиях развития и совершенствования вокального эстрадного или народного пения роль фонограммы «минус» очень велика. Она способствует яркому, многогранному раскрытию музыкально-поэтического образа исполняемого произведения, позволяет исполнителю-вокалисту расширить свой творческий потенциал. Удачно аранжированная и записанная фонограмма даёт возможность вокалистам участвовать в массовых мероприятиях, как в концертных залах, так и на открытых площадках.
Специфика написания фонограммы для вокалистов и главные разделы аранжировки
1. Голос, по словам Д.Б.Кабалевского, - один из самых хрупких музыкальных инструментов. И такой инструмент требует к себе самого бережного отношения.
2. При написании аранжировки для вокалистов необходимо учитывать следующее:
- главенствующее положение в исполнении данного музыкального произведения всегда занимает вокальная партия (голос), а вся применённая для сопровождения аранжировка лишь способствует яркому, многогранному раскрытию музыкально-поэтического образа, помогает вокалистам реализовать свои творческие возможности.
- написание аранжировки следует начинать с анализа имеющегося музыкального материала.
1. Анализ мелодии (партии вокалиста)
Партию вокалиста следует наиграть по имеющимся нотам или подобрать по слуху (можно пропеть), выделяя фразы, соблюдая паузы, ключевые знаки, метроритмику и динамические оттенки.
2. Гармонический анализ
Необходимо внимательно по нотам или по слуху определить построение аккомпанирующих аккордов и их связь между собой в ладотональности. Наибольшее распространение в музыке получили аккорды, построенные по "терцовому принципу". Исходя из этого, а также конкретной функции баса и делается гармонический анализ данного музыкального произведения.
Слово гармония в переводе с греческого означает "стройность", "созвучие", "пропорциональность". Правильно подобранный гармонический аккомпанемент должен быть (звучать) в полном согласии с мелодией.
3. Стилевой анализ аккомпанемента
На данном этапе, когда разучена или записана тема вокалиста, определены гармонические функции аккомпанемента, необходимо добиться стилевого (метроритмического) и гармонического созвучия темы и аккомпанемента. Для этого путем наигрывания на инструменте (синтезаторе) или пропевании вокальной партии гармонируя с сопровождением определения метроритмический (стилевой) рисунок аккомпанемента. В соответствии с этим на имеющемся синтезаторе выбирается стиль аккомпанемента, или составляется самостоятельно аранжировщиком.
4. Анализ формы (музыкального построения)
Наиболее распространенная форма музыкально-вокального произведения для эстрады – это куплетная, где чётко выражен запев и, как правило, повторяющийся неизменным припев. По поэтическому тексту, прилагаемому к мелодии, определяется количество куплетов, возможность применения между ними проигрыша. Наличие проигрыша между куплетами (если оно логически обосновано) даёт возможность – вокалистам перевести дыхание, привести в порядок голосовые связки и подготовиться к продолжению исполнения данного музыкального произведения. Хорошо аранжированная и проведённая в качестве проигрыша тема по праву может стать одним из средств для полного и красочного раскрытия музыкального образа.
5. Вступление
Роль вступления в создаваемой аранжировке так же довольно значима, как и роль хорошо аранжированного проигрыша. Прежде всего, именно в нём должны быть сконцентрированы интонации последующей вокальной партии. Во вступлении закладывается мелодическое "зерно", по которому идёт драматургическое развитие музыкального образа любого музыкального произведения, в том числе и вокального.
6. Контрапункт, мелодическая подпевка, гармоническая педаль
Контрапункт - это противосложение, музыкальная тема, звучащая в противовес к теме вокалиста, но в то же время гармонически связанная с аккомпанементом, не нарушая ладового единства. Удачно записанный контрапункт является не только элементом многоголосного (полифонического) развития музыкального произведения, но и вносит в его исполнение элемент свежести и новизны.
Гармоническая педаль. Являясь частью аккомпанемента и придавая его звучанию общую гармоническую целостность, гармоническая педаль помогает вокалисту точно держать ладотональный строй, в то же время это один из элементов музыкальной выразительности аранжировки. Основой педали служит гармонический строй музыкальной вертикали (хотя она может быть и одноголосной).
Мелодическая подпевка. Мелодической подпевкой может служить отдельно выделенная интонация главной темы и проведённая в одном из голосов аранжировки в виде канона или как звуки опевающие мелодию. Это, так же как и контрапункт, придаёт звучанию свежесть, новизну, динамичность, особый колорит. В случаях, когда вокальная партия требует 2-3х голосного (ансамблевого) исполнения, а в исполнении участвует только солист, подпевка может имитировать звучание вокального ансамбля.
7. Применение тембровых возможностей в создаваемой аранжировке
Исходя из творческих задумок в раскрытии музыкального образа произведения и технической оснащенности аранжировщика, появляется возможность тембровой "разукраски" всех разделов создаваемой фонограммы.
Главным правилом в создании аранжировки должно быть то, что весь используемый в её написании музыкальный материал не представлял, как говорил П.И.Чайковский, "нагромождение звуков", а был предельно лаконичен и прост. В образном единстве и простоте создаваемой фонограммы и вокальной партии - успех творчества любого аранжировщика.
Использование компьютерной программы "Cakewalk Pro Audio" для записи и сохранения написанных фонограмм
Программа предназначена для подготовки к изданию партитур музыкальных композиций. В программе имеются инструменты и палитры инструментов, с помощью которых на виртуальный нотный лист можно нанести любой символ нотного письма. Эта программа, прежде всего, нужна музыкантам, профессионально работающим с нотными текстами.
После того, как в программе произведены все необходимые настройки, можно начинать творить. Есть два способа создавать музыку в "Cakewalk Pro Audio". Её можно записать, играя на чём-нибудь, что имеет MIDI выход, например, MIDI клавиатура (синтезатор) или MIDI гитара. Второй с помощью встроенного синтезатора самой программы.
Теперь (все настройки сделаны правильно) можно приступить к созданию новой композиции. Выберем в меню File-->New. Появится окно, в котором вам предложат шаблоны для создания рабочего окна. По умолчанию задается Normal и это пока вас вполне устроит. Нажмите OK и Cakewalk выведет на экран пустое окно Track. Bыберете Settings --> Assign Instruments (Назначение Инструментов). На экран выведется соответствующее окошко. Процедура присвоения каждому MIDI-каналу опредёленной таблицы инструментов крайне проста. Сначала вы выделяете порт выхода каждого MIDI-канала в окне Port/Channel, а затем выбираете таблицу в окне User Instruments (Инструменты Пользователя). Например, если у вас карточка Yamaha DB50XG или SW60XG, то вам нужно выбрать таблицу Yamaha XG. Стандарт синтезатора, установленного на вашей карточке можно посмотреть в руководстве пользователя. На десятый канал назначьте General MIDI Drums, Roland GS Drumsets или Yamaha XG Drum Kits, в зависимости от вашей звуковой карты. После определения связей для всех 16 MIDI каналов, поставьте крестик в опции Save Changes for Next Session и нажмите OK. Программа сохранит все ваши настройки.
Теперь нам нужно настроить метроном, под который вы будете записывать свою игру. Откройте Settings-->Metronome. В поле General (Главные настройки), поставьте крестик напротив опции Use MIDI Note (использовать МIDI ноту), и укажите в окошке Count-in (Затакт) значение равное 1 или 2. Теперь ваш метроном будет стучать перед записью один или два такта вхолостую. Теперь в поле MIDI Note, в окошке Channel укажите 10-й канал, а в окошках Key (Тон) полей First Beat (Первая Доля такта) и Other Beat (Остальные Доли такта) укажите значение F#3. Теперь ваш метроном будет стучать звуком закрытого хэта (педальной сдвоенной тарелки), выделяя первые доли такта более сильным ударом. Нажмите OK и все настройки завершены. Теперь можно переходить к записи.
Для начала наиграем небольшой музыкальный фрагмент на первой дорожке. Дважды щелкните мышью на поле Patch и на экране появится окно Track Properties:
Рисунок 1. Свойства
дорожки.
В нём вы выбираете MIDI-канал (поле Channel). На Рисунке 1 указан первый канал. Затем устанавливается банк инструментов (поле Bank), если у вас на карточке установлен синтезатор формата GS или XG. Для GM синтезаторов указывать банк не требуется. И последним действием будет установка нужного инструмента в поле Patch. В нашем примере это будет Acoustic Grand Piano. Теперь нажмите OK и вы вернётесь в окно Track.
Теперь можно нажать кнопку RECORD и наиграть что-нибудь на midi-клавиатуре или на Virtual Piano. Когда посчитаете нужным - жмите STOP и, что бы прослушать наигранный кусочек с начала - BACK. Теперь, при нажатии кнопки PLAY можно прослушать то, что вы только что наиграли. Скорее всего, особенно если вы играли на Virtual Piano, музыкальный фрагмент окажется не совсем тем, к чему вы стремились. Поэтому, сейчас я расскажу как можно редактировать введённые ноты (ну, если получилось совсем плохо - то можно выбрать в меню Edit-->Undo для отмены операции. Надо сказать, что в Cakewalk реализовано до 100 уровней отмены - так что можете спокойно редактировать материал - вы всегда вернётесь назад, если сделали ошибку).
Если у вас есть музыкальное образование и вы привыкли лучше воспринимать музыку, видя перед собой ноты, то выберете в меню View-->New-->Staff и перед вами появится окно с нотной записью партии выделенной дорожки. То же самое вы можете сделать, кликнув правой кнопкой мыши на любом поле трека (в нашем случае на поле первого трека) или на соответствующей полоске в правой части окна и в выпадающем меню выбрав staff. Найдите ту ноту, которая, на ваш взгляд получилась неудачно и делайте с ней что хотите.
Если же вы не знаете нот или редактировать их в таком виде вам кажется не удобным - щелкните правой кнопкой мыши по нужному треку и выберете пункт меню Piano Roll. У вас должно появится подобное окошко:
Рисунок 2. Piano Roll.
B левой части окна нарисована клавиатура фортепиано. Если вы нажмёте мышкой на её клавиши, то прозвучат соответствующие ноты. В центральной части окна расположены полоски красного цвета. Эти полоски не что иное, как изображения нот, которые звучат в определённый момент композиции. Каждая полоска соответствует клавише фортепиано в левой части окна. В этом легко убедиться, кликнув два раза по нарисованной клавише и удержав второй раз левую кнопку мыши в нажатом состоянии. Выделится горизонтальная линия, соответствующая прозвучавшей ноте. Кроме этого в левом верхнем углу центральной части окна указаны буквенные обозначения нот, которые меняются в зависимости от положения курсора мыши. Длина же зелёной полоски указывает на длительность ноты.
Откройте клавишный редактор (Piano Roll) и вы увидите своё исполнение, представленное в виде последовательности нажатия клавиш. Нажмите кнопку с громкоговорителем в левом верхнем углу окна и ведите мышью по окну до тех пор, пока не услышите фальшивую ноту. Есть во всех версиях Cakewalk одно маленькое неудобство - программа не проматывает рабочее поле вслед за мышью, когда вы выходите курсором за границу окна при нажатой левой кнопке (как это реализовано, например в Word при выделении текста). Но при помощи кнопок с символом увеличительного стекла, которые расположены в правом нижнем углу окна на полосах прокрутки, вы можете поменять масштаб изображения таким образом, что весь фрагмент окажется в поле зрения.
Итак, фальшивая нота найдена. Теперь нажмите кнопку с изображением карандаша - она расположена там же, где и кнопка с громкоговорителем. Курсор мыши превратится в маленький карандаш. Подведите его к полоске, изображающую фальшивую ноту. В самом начале этой полоски курсор из карандаша превратится в горизонтальную двухстороннюю стрелочку. Если вы нажмёте в этот момент на левую кнопку мыши и потащите полоску, то сможете перемещать ноту по горизонтали, меняя её положение относительно долей такта. В середине полоски курсор поменяется на вертикальную двустороннюю стрелочку. Нажав кнопку мыши, вы сможете перемещать ноту по вертикали, меняя высоту звука. И в конце полоски курсор снова превратится в горизонтальную стрелочку. В этом месте, если вы нажмёте левую кнопку мыши и потащите, то будет меняться длина самой полоски - т.е. длительность ноты.
Если же вы щёлкните карандашом не по полоске, а в поле, то на этом месте возникнет нота. Вы можете установить её куда угодно и изменить длительность - таким образом очень удобно рисовать сложные пассажи, которые тяжело играть на клавиатуре, если вы не пианист-виртуоз. Но в этом случае значение velocity (скорость нажатия клавиши) у всех нот будет одинаковое. Также оно будет одинаковым, если играть на Virtual Piano. Чтобы расставить акценты в нарисованной последовательности - потяните наверх полосу, которая располагается над скроллером горизонтальной прокрутки - и вам откроется окошко, в котором вы увидите вертикальные линии, соответствующие каждой ноте в рабочей области Piano Roll (на <Рисунке 1> это окошко уже открыто). Эти линии - графическое изображение значений velocity для каждой ноты. При помощи карандаша потяните любую линию вверх или вниз и значение силы нажатия клавиши изменится. Поэкспериментируйте с нарисованными нотами, сделав, например, на сильных долях такта линии повыше, а на слабых - пониже. При воспроизведении вы сразу услышите, как оживился пассаж. Если вверху, там же где и кнопки с изображениями карандаша, в подменюшке выбрать вместо velocity какое-нибудь другое свойство, например pan, то в этом же окошке можно изменять и его значения, строя всевозможные графики мышкой после нажатия на кнопку с линией
Точно таким же образом записываются и редактируются остальные дорожки. В принципе, этого вполне достаточно для того, чтобы написать незамысловатую композицию и добиться от неё вполне приемлемого звучания. Но Cakewalk имеет множество дополнительных возможностей, которые облегчают процесс работы над музыкой и довольно сильно экономят время.
Работа с ударными
Перейдём на свободную дорожку и в поле Chanel зададим значение 10. Теперь мы можем использовать её для построения ударных партий, причём строить партии можно как при помощи Piano Roll и Staff (при нажатии каждой клавиши на MIDI-клавиатуре при выборе этого канала будет звучать определённый ударник), так и некоторыми другими средствами. Например, в Cakewalk-е есть режим так называемой пошаговой записи.
Режим пошаговой записи
Нажимаем кнопку Step Record на панели инструментов (на ней нарисованы следы от ботинок) и открывается окно пошаговой записи. В колонке Step Size выбирается размер шага (для того, чтобы записать партию ударных изображенную на Рисунке 2, нужно выбрать шаг, равный 1/16 (Sixteenth)). В колонке Duration вы выбираете длительность нот в шаге (по умолчанию стоит Follow Step Size - следование размеру шага).
Теперь установите в окошке справа
от скроллера точное положение начала записи. После этого щёлкните по скроллеру
- он станет немного темнее. Можно начинать запись. Нажмите на MIDI - клавиатуре
любую клавишу и вы услышите звук. При этом в окошке рядом со скроллером изменится
числовое значение - Cakewalk записал взятую на клавиатуре ноту и готов
записывать следующую. Если один или несколько шагов надо пропустить -
воспользуйтесь клавишами управления курсором. С их помощью можно "шагать"
по записываемому фрагменту в любую сторону, причём каждый шаг будет равен
значению, которое вы выставили в колонке Step Size (эти значения можно менять
по ходу записи). Таким образом и создаётся фрагмент - вы нажимаете клавиши на
MIDI-клавиатуре или пропускаете какие-то шаги, причём записывается не только
высота ноты, но и акцентирование в виде скорости нажатия клавиши (velosity). По
окончании записи нажмите кнопку Keep - окно пошаговой записи закроется, и вы
можете прослушать то, что получилось.
Ну а если вам совсем нет желания составлять ударную партию - откройте Edit-->Midi
Effects -->Session Drummer. В открывшемся окне можно увидеть неплохую
коллекцию готовых ударных партий, которые можно использовать в вашей
композиции.
Сохранение композиции
Настало время поговорить о файлах Cakewalk. Программа может работать со стандартными midi-файлами, но "родным" для неё является формат .wrk. При сохранении композиции в этом формате сохранятся и wave-дорожки, правда, wave-сэмплы будут лежать не внутри файла, а в директории, путь к которой вы выбрали. Расширение у них будет .wa~, но при переименовании в .wav вы сможете прослушать их при помощи любой программы, предназначенной для проигрывания этих файлов. Если же вам необходимо скомпоновать всё в один файл, что очень удобно, то сохраните композицию в формате .bun.
Литература
1. О.Очаковская. "Музыкальный клуб". Москва, "Музыка", 1998
2. В.Медушевский, О.Очаковская. "Энциклопедический словарь юного музыканта". Москва, "Педагогика", 1995
3. Н.Левиковский. "Аранжировка для эстрадных ансамблей". Москва, "Музыка", 2005