Подготовка к уроку:
- Лист контроля выполнения домашнего задания и работы учащегося на уроке <приложение №1>.
- Файлы для математической разминки, блицконтроля <приложение №2>.
- Проработка материала с использованием материала "Новые возможности для усвоения курса математики!!!" (учебное электронное издание, математика 5- 11, практикум) "1.1 Числа и выражения"< приложение № 4>.
Оборудование: программное обеспечение Smart Notebook, компьютер, мультимедийный проектор, учебное электронное издание СD-RОМ практикум, математика, 5 - 11, "Новые возможности для усвоения курса математики" (ООО "Дрофа", ООО "ДОС", 2004 год).
Цели урока:
- Образовательная: повторение правил действий с положительными и отрицательными числами, выявление пробелов в знаниях учащихся и отработка их на заданиях, закрепление навыка раскрытия скобок перед которыми стоит знак "минус" или знак "плюс", формирование навыка решения уравнений, использование при их решении правил раскрытия скобок, приведения подобных слагаемых.
- Воспитательная: формирование ответственности, познавательного интереса к предмету.
- Развивающая: развивать устную и письменную речи учащихся, учить их самостоятельно мыслить, сопоставлять, анализировать, обобщать.
Ход урока
1. Сообщение темы урока, чем будем заниматься на уроке. Проверка заданий из домашней работы (баллы выставляются в лист контроля). Решение заданий, вызвавших затруднение.
2. Актуализация знаний учащихся.
Закончите предложение:
- Если слагаемые имеют одинаковые знаки, то сумма имеет ::
- Если слагаемые имеют разные знаки, то сумма имеет:::.
- Если сумма двух чисел равна нулю, то эти числа:::::::.
- При умножении двух чисел с одинаковыми знаками в результате получается::..
- При умножении двух чисел с разными знаками в результате получается:::
- Модуль частного равен модулю:::,а знак частного определяется:..
- Числа, произведение которых равно 1, называют::.
- Буквенное выражение - это выражение:::.
- Слагаемые, которые отличаются только своими :::.. называют::.
- Слагаемые, у которых равны числовые коэффициенты не являются::::..
- Если перед скобками стоит знак "плюс", то это значит, что :::
- Если перед скобками стоит знак "минус", то это значит, что:::::
3. Математическая разминка с использованием возможностей интерактивной доски <приложение № 2>.
- Найдите числовые коэффициенты.
- "Лови ошибку!"
- Математический футбол (каждый ученик выбирает для одноклассника задание, тот отвечает, затем выбирает задание для другого ученика).
- Задача - исследование, задания на повторение "Умножение и деление рациональных чисел" (1.1числа и выражения) < рисунок 1>, <рисунок 2>, <рисунок 3> [8].
4. Упражнения для глаз (служат для профилактики нарушения зрения, благоприятны при неврозах, гипертонии, повышенном внутричерепном давлении).
* Закрыв глаза, мысленно представить по очереди как можно отчётливее все цвета радуги.
* "Нарисовать" глазами спираль в одном направлении, затем в другом направлении.
На этом наша математическая разминка закончена, поставьте баллы в лист контроля.
5. Блицконтроль, с последующей проверкой (учащиеся меняются тетрадями и оценивают работу друг друга). На доске правильные ответы закрыты второй доской. Критерии выставления баллов: за правильно выполненных 5 заданий - 5 баллов, за 4 - 4 балла, за 3 - 3 балла. Ответы:
- 4 а - 5
- - 60 х + 28
- - 7 у + 14
- 5 х - 11
- 8 х - 5, 62
Баллы за работу выставляют в листок контроля работы на уроке.
6. Основная часть урока: использование правил раскрытия скобок, приведения подобных слагаемых при решении уравнений.
(2 х - 4) - (13 х + 3) = 15
Для решенья уравненья
Безо всякого сомненья
Не будем робки,
Раскроем скобки.Перед первыми скобками подразумевается плюс.
Смелее, дружок, вперёд и не трусь.
Проблема проста, её разреши:
Члены с их знаками перепиши!А дальше перед скобками минус стоит:
"Будь осторожнее", - нам говорит.
У членов все знаки надо сменить,
Противоположными должны они быть.Но это трудно, ребята понять,
Коль минус пред скобками - знаки менять.
Причём ошибок остерегайтесь,
Каждый знак изменить постарайтесь.Как видите, мы скобки с вами раскрыли,
Предельно внимательны при этом были.
Теперь спокойно дальше пойдём,
Сначала подобные приведём!
На коэффициент при "х" обе части разделим,
Получим х = - 2. И его по желанию проверим.
Проверка.
Теперь мы с вами запишем ответ.
Проблему решили, её больше нет!
7. Дифференцированное задание на дом.
- Обязательно - по [6] №563 - 564 (в, г), 572 (в, г) - на повторение, по [7] № 1292 (в, г), 1294.
- Дополнительно - по [4] №18.3,18.5, 18.8.
8. Физкультминутка (улучшим осанку). Проведение игры "Верю - не верю, сомневаюсь!".
9. Решение заданий у доски. По [6]
№ 563 а) 5 № 564 а) 3
б) - 3 б) 0, 25
Упрощение выражений: № 559 - 563 (а, б).
Решение задачи по [7] № 1293 (25 км/ч; 7 км/ч)
10. Выставление баллов в листок контроля.
11. Программируемый контроль <приложение № 5> [3]
На доске задания программированного контроля (приложение №5).
№ | Решите уравнения. Вариант №1. | Варианты ответов | |||
1 | 2 | 3 | 4 | ||
1 | 5 х - 1,2 = - 7,4 | 1,24 | - 1, 24 | 1,72 | - 1,72 |
2 | 4 х - 2 = 18 | 4 | -5 | 5 | -4 |
3 | 7,2 - (6.2 - х) = 2,2 | 1,2 | 3,2 | - 1,2 | - 3,2 |
Ответы: 2; 3;1
№ | Решите уравнения. Вариант №2. | Варианты ответов | |||
1 | 2 | 3 | 4 | ||
1 | -5 х - 2, 3 = - 0, 4 | 0. 54 | - 0,54 | 0,38 | - 0.38 |
2 | 3 - 4 х = - 13 | 2,5 | 4 | - 4 | - 2,5 |
3 | -5 + (у - 25) = -4 | 34 | -34 | 26 | - 26 |
Ответы: 4; 2; 3
№ | Решите уравнения. Вариант №3. | Варианты ответов | |||
1 | 2 | 3 | 4 | ||
1 | - 1,9 х + 2,8 = 2, 572 | - 1,2 | 0, 12 | 1,2 | - 0,12 |
2 | 5 х + 4 = - 16 | -5 | 5 | 2,4 | - 2,4 |
3 | (х + 3) - 17 = - 20 | -6 | 6 | -40 | 37 |
Ответы: 2; 1; 1
12. Проверка ответов и выставление баллов в листок контроля.
13. Подсчитайте, сколько баллов каждый из вас получил сегодня за работу на уроке. Исходя из количества баллов, поставьте себе оценку за урок.
А теперь давайте обсудим, что мы сегодня усвоили нового. Что понравилось на уроке? Задания какого типа вы хотели бы выполнить снова? Покажите на своём лице, какое у вас сейчас настроение? Молодцы! Урок закончен.
Литература.
- Гин. А. Приёмы педагогической техники. М., Вита - Пресс, 2007.
- Севрук А.И., Юнина Е.А. "Здоровьесберегающий урок: концепция, технологии, мониторинг", "Школьные технологии", 2004, № 2.
- Е.Е. Тульчинская "Математика, блиц - опрос, 6 класс", Мнемозина, 2007.
- И.И. Зубарева "Математика, 6 класс", рабочая тетрадь № 2, Мнемозина, 2008.
- Лаборатория аттестационных технологий МИПКРО "Сборник тестовых заданий" для тематического и итогового контроля", "Математика, 6 класс", "Интеллект - Центр", М, 2002.
- И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович "Математика, 6 класс", Мнемозина, Москва, 2007 г.
- Н. Виленкин, В. Жохов и другие "Математика, 6 класс", Мнемозина, Москва, 2003 г.
- Учебное электронное пособие СД - RОМ, практикум, математика 5 - 11 классы "Новые возможности для усвоения курса математики!!!", ООО "Дрофа", ООО "ДОС", 2004 г.