Семинар – практика по теме "Место педагога в воспитательной работе с детским коллективом"

Разделы: Общепедагогические технологии, Школьная психологическая служба


Вопрос воспитания для современных обществ – вопрос
жизни и смерти, вопрос, от которого зависит будущее.
Э. Ренан

Цель семинара: организовать коллективную творческую деятельность, направленную на решение проблем возникающих в работе воспитателя в авторской постановке ее участников.
Задачи, решаемые в рамках семинара:

  • приобщение участников к освоению проектной культуры;
  • совершенствование способов анализа ситуации и рефлексии собственной деятельности;
  • освоение способов выстраивания партнерских отношений;
  • развитие способности к  продумыванию  собственной деятельности.

Оборудование:
Ватманы, маркеры; мультимедийное представление.
Презентация

Ход семинара

I.Введение в занятие.
Добрый день, уважаемые коллеги!  Сегодня мы с вами  работаем на семинаре в проектном режиме. Семинар в проектном режиме направлен на выработку авторских способов деятельности, позволяющих приблизить действительную ситуацию в воспитательной работе с классным коллективом  к  желаемой.
Для того чтобы, нам  вместе продуктивно работать, я предлагаю провести  игровую разминку.
Игра «Строем цифры». Участники семинара свободно двигаются по помещению. По команде ведущего:    « Я буду считать до 10, а вы за это время должны выстроить все вместе из себя цифру 1, 2,3 и т.д.) – участники выполняют задания .( Если педагоги справляются с заданием быстро, то можно считать быстрее, то есть  сократить время построения.)
 Игра «Слон, пальма, крокодил» В кругу. Ведущий называет одно из слов (слон, пальма, крокодил) и при этом называет имя кого-либо из участников семинара. Тот, кого назвали, с помощью соседей изображает то, что назвали. (Слон - участник левой рукой берет себя за нос, а правую руку просовывает через левую; соседи изображают уши. Пальма - руками делает корни, а соседи изображают ветви. Крокодил – руками изображает пасть, соседи ветви). Затем ведущий  семинара называет следующего участника и дает ему задание.
Спасибо за работу. Прошу всех занять места за круглым столом, продолжим работу.
II. Основная часть
Уважаемые коллеги, предлагаю  вам дать прогноз  в шахматном турнире.
Проходит шахматный турнир. На сцене стоит  стол накрытый синей скатертью, два стула, на которых сидят соперники. Очень красивая лакированная шахматная доска, на которой стоят   шахматы, сделанные из слоновой кости с позолоченным обрамлением,  стоящие 7 тысяч долларов. Ваша задача ответить на вопрос. Кто победит в турнире сидящий за белыми шахматами или за черными?
Слушаются прогнозы желающих участников .
Какой бы полной информация о том, какие там фигуры, из  чего они сделаны, сколько стоят, мы не получим представления о шахматной позиции. Представление о позиции, о шансах на победу, о пути, которым надо к ней идти, зависят в свою очередь не только от того, как расставлены фигуры, но и от турнирного положения противников, от уровня мастерства каждого и т.д. То есть для того чтобы прогнозировать победу шахматистов необходимо осмыслить и проанализировать все параметры, влияющие на исход шахматной партии. Точно также проводя воспитательную работу с воспитанниками класса необходимо ее осмыслить и проанализировать, сделать план действий. В этом нам может помочь проектная деятельность. Попробуем это сделать.
1.Введение в проектирование.
Сформулируйте желаемый для вас результат в вашей  воспитательной деятельности.
Заслушиваются  желаемые результаты участников семинара.
Формируются  проектные группы с учетом схожести желаний участников семинара и возраста, учащихся  с которыми они  работают. Раздаются  ватманы, маркеры. Проектные группы могут разместиться в библиотеке, конференц-зале, игровой комнате. Демонстрация слайдов проходит в конференц-зале. В процессе самостоятельной работы возможна чайная пауза.
2. Самостоятельная проектная работа. (Время работы 2ч..)
Работа в проектных группах проводится по базовой схеме проектных шагов авторов  В.К.Зарецкого, М.М.Гордон, С.И. Краснова.
Первый шаг - самоопределение. Фактически, это ответ на вопрос, какое я имею отношение к этой проблеме, кто я в контексте  воспитательной работы в классе?
(Мы на данном шаге будем говорим о первичном  самоопределении, потому что это циклический процесс: каждый последующий проектный шаг сопряжен с необходимостью самоопределения, так как он влечет за собой изменение видения ситуации, понимания проблемы, а соответственно, побуждает к тому, чтобы самоопределяться заново.)

Второй шаг - анализ ситуации. Анализ ситуации направлен на прояснение картины  условий и обстоятельств, в которых предстоит действовать. Точками отсчета  являются два основных пункта (смотрите схему шага развития): что меня не удовлетворяет в наличной ситуации (что я хочу изменить) и что должно получиться в результате изменения. Фактически это ответ на вопросы, где я (в какой ситуации нахожусь) и куда я стремлюсь.

Схема "шага развития". Автор Зарецкий В.К.

Третий шаг - постановка проблемы. Проблема рождается на стыке желаемого и действительного в виде вопроса "как это сделать?". Трудности формулирования проблемы свидетельствуют о том, что не  были проработаны два предыдущих шага.
Четвертый шаг - поиск и выработка путей решения. Собственно, это ответ на предыдущий вопрос "как это сделать". Если есть проблема, должно быть решение. Связка "проблема - идея решения" - смысловое ядро проекта. Если эта связка не ясна, проекта нет.
Пятый шаг - определение ресурса. Если проблема сформулирована и пути определены, то закономерен вопрос, что у меня есть и что мне нужно еще, чтобы эту идею воплотить в жизнь. Ресурсом, прежде всего, являются сами люди, носители авторской идеи, и те, кто готов вступить в кооперацию. Ресурсы могут быть временные, организационные, финансовые, материальные, технические и т.д.
Шестой шаг - определение масштаба возможных изменений в результате реализации проекта. В зависимости от имеющихся ресурсов и команды авторов  проект может варьировать от помощи нескольким конкретным людям до изменений в региональном масштабе.
3.Презентация проектной работы. . (Время работы 1ч.45мин)
Участники семинара представляют свои работы. Проходит обсуждение проектов по их содержанию.
4.Подвидение итогов проектной деятельности.
-Ваше впечатление по поводу работы над проектом: что понравилось, что не понравилось, что было трудно?
-Была ли полезна работа над проектом?
-С какими трудностями сталкивались и как их решали?
-Все ли участники работали над проектом?
-Как была организована работа в команде, – кто какую часть проекта выполнял?
-Возникли ли разногласия по ходу работы? Из-за чего они возникли и как разрешались?
-Хватило ли времени для выполнения проекта?
-Остались ли довольны работой в команде?

Литература:

  1. Алексеев Н.Г., Зарецкий В.К. Концептуальные основания синтеза знаний и методов в эргономическом обеспечении проектной деятельности // Методологические проблемы проектной деятельности в эргономике. Труды ВНИИТЭ. Серия «Эргономика». Вып. 37. М., ВНИИТЭ. 1989. С. 8-20.
  2. Зарецкий В.К. Дубровская М.О. Ослон В.Н. Холмогорова А.Б. Пути решения проблемы сиротства в России. Тематическое приложение к журналу «Вопросы психологии» М., 2002 .- С.16-26
  3. Розин В.М. Проблемы и стратегии нетрадиционного проектирования. (На материале социального проектирования) //  Методологические проблемы проектной деятельности в эргномике. Труды ВНИИТЭ. Серия «Эргономика». Вып. 37. М.: ВНИИТЭ, 1989.
  4. Школьный психолог №3 -2006, ст.28-29.