Урок с использованием мультимедийных технологий по теме "Ацетиленовые углеводороды"

Разделы: Химия, Информатика


Отличительной особенностью урока является дифференцированный подход на индивидуальном (субъектном) уровне к организации самостоятельной работы учащихся и использование мультимедийной презентации как основы урока, его “скелета”.

Урок является плановым в системе уроков раздела “Углеводороды”. В 10-м классе данный раздел является отправной точкой для изучения остальных разделов органической химии. Все последующие классы органических соединений являются производными углеводородов. И от того, как учащиеся усвоят первый раздел органической химии, зависит усвоение всего курса органической химии, Поэтому учитель химии уделяет большое внимание вопросам закрепления, обобщения и систематизации знаний учащихся по данному разделу, в том числе и по теме “Ацетиленовые углеводороды”.

Комплексная цель урока:

  1. обобщить и систематизировать знания учащихся по основным вопросам изучаемой темы;
  2. воспитывать положительное отношение к знаниям, добросовестное отношение к труду, организованность и дисциплинированность;
  3. содействовать формированию причинно-следственных связей и отношений; коммуникативной компетенции учащихся, развитию мыслительных умений и способностей переносить знания и умения в новые ситуации.

Задачи урока:

  • закрепить знания учащихся о составе, строении и свойствах алкинов; умения решать расчетные задачи на установление химической формулы углеводородов по массовым долям химических элементов и продуктам сгорания; умения осуществлять генетические превращения;
  • совершенствовать умения учащихся анализировать, сравнивать, устанавливать взаимосвязь между строением и свойствами;
  • пробудить интерес к дальнейшему изучению химии органических соединений, создавая психологически благоприятные ситуации для каждого ученика.

Структура урока соответствует выбранному типу урока: обобщение и систематизация знаний.

Оптимальным видом урока данного типа явился урок самостоятельных работ.

Не всегда мы можем с уверенностью сказать, что уроки обобщения и контроля знаний являются для учащихся интересными и желанными. Особенно это касается тех из нас , которым приходиться работать с учащимися, имеющими разные способности и возможности, и объединенные в один классный коллектив.

Несколько лет учитель химии работала над темой: “Дифференцированный подход к организации самостоятельной работы учащихся на уроках химии”. Данный подход предполагает создание учителем гибких условий для активного преобразования собственной учебной деятельности и предоставления каждому ученику право выбора уровня усвоения материала, формы его изучения и оценки.

Именно такой подход был использован при организации данного урока, который предоставил широкие возможности для диалогического общения учителя и ученика, и через самостоятельность, самоорганизацию и самоконтроль позволил соединить учительскую и ученическую деятельность.

Для раскрытия замысла урока были подобраны эвристический и исследовательский методы обучения.

Эвристическая беседа строилась в виде взаимосвязанных вопросов, влияющих друг на друга. Эти вопросы, большей частью, являются небольшими проблемами, вовлекающими ребят в познавательную деятельность.

Используя исследовательский метод, в ходе урока, учителем были предложены различные виды самостоятельной работы:

  1. блиц-опрос;
  2. решение задач;
  3. программированный контроль;
  4. разгадывание кроссворда;
  5. работа по выявлению изомеров и гомологов (у магнитной доски);
  6. работа по заполнению сравнительных таблиц;
  7. работа с мультимедийной презентацией;
  8. устный опрос;
  9. работа с использованием видеофрагментов;
  10. осуществление превращений по генетической цепочке;
  11. работа по заполнению схемы.

Самостоятельная работа учащихся в ходе урока носила разноуровневый характер: репродуктивный, творческий, опережающий.

Задания подобраны учителем с учетом реальных возможностей и психологических особенностей учащихся.

Не исключается возможность выбора формы выполнения заданий самими учащимися.

Осуществление дифференцированного подхода на уроке призван обеспечить успешность каждого ребенка, его саморазвитие.

Предоставление права выбора дифференцированных заданий способствует снятию дискомфорта в процессе обучения, помогает выстраивать доверительные отношения учителя и ученика не только на уроке, но и вне учебной деятельности

Предупреждение перегрузки и переутомления школьников на уроке обеспечивалось большим разнообразием заданий, сменой видов деятельности, благоприятным психологическим микроклиматом урока.

Сегодня необходимо, чтобы каждый учитель мог подготовить и провести урок с использованием ИКТ. Необходимо, потому что урок с использованием ИКТ - это наглядно, информативно, интерактивно, экономит время учителя и ученика, дает возможность оперативно проконтролировать и оценить результаты обучения.

Использование мультимедийной презентации как сопровождение обобщающего урока позволило учителю рационально организовать познавательную деятельность школьников, интерактивно продемонстрировать химический эксперимент, использовать изобразительные возможности (анимацию, видеофрагмент, звук) для наглядности пространственного строения молекул и явлении гибридизации, интенсифицировать процесс обучения, сделать урок более динамичным, насыщенным и интересным.

Хочется отметить, что уроки с использованием ИКТ формируют коммуникативную компетенцию учащихся, так как ученики становятся активными участниками урока не только на этапе его проведения, но и при подготовке, на этапе формирования структуры урока. Под руководством учителя информатики и ИКТ учащимися были созданы блоки мультимедийной презентации, посвященные строению алкинов, их физическим свойствам и способам получения.

Выполнению поставленных целей и задач урока способствуют самостоятельность и активность учащихся, их творческий потенциал и креативность мышления.

На уроке реализуются междисциплинарные связи и практическая направленность.

Конспект урока

Средства обучения:

  • компьютер;
  • мультимедийный проектор;
  • CD диск с презентацией, опытами, видеофрагментами 1, 2, 3;
  • электрофицированная таблица “Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева”;
  • таблица “Строение ацетиленовых углеводородов”;
  • раздаточный дидактический материал:

- опорный конспект “Ацетиленовые углеводороды”;

- пакет индивидуальных дифференцированных заданий;

- А. М. Радецкий “Дидактические материалы по химии для 10-11 классов”. Москва: Просвещение 2004 г.

- И. Г. Хомченко “Сборник задач и упражнений по химии”. М: “Новая Волна” 2002 г.

Образовательные ресурсы:

  • О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов. Настольная книга учителя химии 10 класс. М.: изд. “Блик и К” 2001 г.
  • О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов. Органическая химия в тестах, задачах, упражнениях, 10 класс, М.: изд. “Дрофа” 2003 г.
  • Г.П. Хомченко, И.Г. Хомченко. Сборник задач по химии для поступающих в ВУЗы. М.: “Новая волна” 2002г.
  • А.И. Врублевский, Е.В. Барковский. Задачи по органической химии. Минск, ООО “Юнипресс” 2008г.
  • О.В. Архангельская, И.А. Тюльков. МГУ им. Ломоносова. “Цепочки превращений химических соединений”. Ж. “Химия в школе” № 8 2008 год.
  • http://cnit.ssau.ru/organics/
  • Библиотека электронных наглядных пособий. Химия 8-11 класс. (CD версия)
  • “Репетитор по химии Кирилла и Мефодия” (CD версия)

Ход урока

  1. Организационный этап.
  2. Проверка разноуровневого домашнего задания (фронтально).
  3. Слайд №1-№3

  4. Вводное слово учителя: сообщение темы, цели и задач урока, обеспечение мотивации деятельности учащихся на уроке.

Учитель обращает внимание ребят на план изучения отдельных классов органических соединений, следуя которому сегодня на уроке, они еще раз коснутся всех важнейших вопросов данной темы, чтобы ликвидировать пробелы и установить степень усвоения изученного материала каждым учеником. Слайд№4

Все задания, предлагаемые учителем на уроке, дифференцированные и различной формы выполнения (на выбор учащегося).

4. Для актуализации знаний и повторения основных понятий и определений, используемых при изучении данной темы, предлагается на выбор блиц-опрос или кроссворд “Алкины”.

Группа ребят работает над кроссвордом и сообщает ответы всему классу по окончанию блиц-опроса. Слайд№5

Блиц-опрос проходит фронтально. Слайд№6-№7

Каждый ответ на вопрос блица оценивается одним баллом и учитывается при подведении итогов урока

5. Для закрепления навыков решения расчетных задач на установление химических формул углеводородов по массовой доле химических элементов и продуктам сгорания, учащимся предлагаются разноуровневые задачи.

Слайд № 8.

Одновременно к доске учитель приглашает трех учащихся, которые решают задачи на вывод формул, используя дидактический материал: А.М. Радецкий “Дидактический материал по химии для 10-11 классов”, стр.22 (1 уровень - № 44, 2 уровень - № 43, 3 уровень № 37)

6. Для закрепления знаний учащихся о строении алкинов (в сравнении с алканами и алкенами), учитель предлагает дать устный ответ с использованием видеофрагмента “Виды гибридизации” и выполнить ряд заданий.

Слайд № 9- №11

Одновременно с этим заданием учащиеся по выбору работают над заполнением таблиц: “Сравнительная характеристика строения алканов, алкенов, алкинов” и “Сравнение ? и ? - связей” (Приложение 1). По окончанию работы заслушиваются ответы учащихся, идет самопроверка.

7. – В чем же кроются причины многообразия углеводородов?

Отвечая на этот вопрос, учащиеся обращаются к понятиям гомологического ряда, изомерии, способности атома углерода соединяться друг с другом в длинные цепочки, образовывать кратные связи.

Учащимся предлагается на выбор:

  1. разноуровневый тест “Гомологический ряд, изомерия и номенклатура алкинов”. (Приложение 2)
  2. работа по выявлению гомологов и изомеров. (Приложение 3)

Для вещества, написанного на плакате в центре красным маркером, указать гомологи (магнитом желтого цвета) и изомеры ( магнитом зеленого цвета).

По окончанию работы идет проверка:

- теста (Слайд №12)

- работы по выявлению гомологов и изомеров (ученик у доски)

Ответы:

Для вещества 4 – метилгексин 2

Изомерами являются:

  • гептадиин – 1,3
  • 3,4- диметилпентин – 1
  • 4 – метилгексин – 1
  • 5 – метилгексадиен – 1,3
  • 4,4 – диметилпентин – 2

Гомологами являются:

  • 4 – метилпентин – 2
  • 4 – метилгептин – 2
  • 4 - метилоктин – 2

8. Подчеркивая решающее влияние строения органических соединений на их свойства, учитель, посредством беседы, систематизирует и корректирует знания учащихся, устанавливает причинно – следственную связь в цепочке понятий “состав – строение - свойства”.

По вопросу “Физические свойства алкинов и способы их получения” учащиеся готовили заранее друг другу задания, и оформили слайд для закрепления знаний.

(Слайд №13-24)

Каждый правильный ответ оценивается одним баллом и учитывается при подведении итогов урока.

9. Показ видеофрагмента “Качественные реакции на ацетиленовые углеводороды”

После просмотра видеофрагмента, учащимся предлагается выполнить разноуровневые задания. Слайд №25

10. Для закрепления знаний химических свойств ацетиленовых углеводородов, а также для подтверждения взаимосвязи состав-строение-свойства-применение учитель предлагает на выбор следующие задания:

-тем, кто любит эстафеты, осуществить цепочки превращений;

Слайд №26-27

-кому кажется интереснее работа со схемой, предлагается дополнить схему “Применение ацетилена” химическими реакциями, лежащими в основе получения указанных продуктов.

Слайд №28.

Ученик работает по заполнению схемы у доски.

Закодированные вещества в цепочках превращений проверяются учителем фронтально.

Слайд №29.

Все выполненные письменные работы учащимися вкладываются в файл, подписываются и сдаются на проверку учителю в конце урока.

11. Учитель анализирует и подводит итоги работы на уроке класса в целом и отдельных учащихся, формулирует выводы по изученному материалу.

12. Учитель предлагает учащимся разноуровневое домашнее задание: упражнения в составлении уравнений реакций, иллюстрирующие цепочки превращений и генетическую связь ацетиленовых углеводородов с другими классами органических и неорганических соединений, разъясняет методику выполнения. (Приложение 4)

13. Оцените свое настроение на конец урока по пятибалльной шкале.

Слайд №30