Урок русского языка в 6-м классе "Качественные и относительные прилагательные"

Разделы: Русский язык


Цель урока: Организовать изучение материала

  • о делении прилагательных на качественные и относительные;
  • о признаках качественных прилагательных;
  • об отличиях качественных и относительных прилагательных.

Оборудование: Интерактивный комплекс (интерактивная доска, компьютер, мультимедийный проектор), учебники “Русский язык. 6-й класс”. Авторы М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М. Шанский. М.: Просвещение, 2008

Технологическая карта урока:

Эпизод модуля

Комментарии учителя

Действия учителя

Действия учеников

Эпизод 1

Проверка домашнего задания

Дома вы записали прилагательные в форме простой и составной превосходной степени. Назовите эти прилагательные. Как образованы слова в простой превосходной степени? Составной? Проводит фронтальный опрос учащихся Ученики отвечают, указывая, с помощью какого суффикса образовали простую превосходную степень прилагательного
Эпизод 2

Шторка

Знакомство с качественными и относительными прилагательными

По значению и форме прилагательные делятся на три разряда. Сегодня мы познакомимся с двумя: качественными и относительными.

Как их отличить?

Открывает шторку. Рисунок 1

Предлагает ученикам высказать свое мнение, как различить качественные и относительные прилагательные

Ученики высказывают различные предположения, как различить прилагательные: забавный пингвин, египетские пирамиды, греческая ваза и др.

Эпизод 3

Работа со схемой признаков качественных прилагательных

Давайте прочитаем в учебнике определение качественных прилагательных Рисунок 2

Комментирует схему признаков качественных прилагательных

Читают определение, затем работают со схемой признаков качественных прилагательных
Эпизод 4

Работа по определению качественных и относительных прилагательных

На доске написаны прилагательные качественные и относительные. Вы должны поместить в овал только качественные. Рисунок 3

Прилагательные относительные помещены на задний план. Если ученик его переносит на овал, то его не видно. При ошибке ученика учитель возвращается к предыдущей схеме, чтобы ученик сам понял, какую ошибку допустил.

Ученики с помощью инструмента Выделенный элемент перетаскивают слова в овал. При ошибке возвращаются на предыдущую схему, называя признаки качественного прилагательного, применяют к данному слову.
Эпизод 5

Работа по закреплению признаков качественных и относительных прилагательных

Давайте вернемся к началу нашего урока. Как же нам распределить прилагательные? Рисунок 4

Комментирует, организует обсуждение, исправляет ошибки

Ученики с помощью инструмента Выделенный элемент перетаскивают слова в два столбика, называя признаки качественных прилагательных
Эпизод 6

Творческий диктант

Обратите внимание, что в тексте пропущены прилагательные. Нравится вам этот текст? Давайте его исправим, вставив прилагательные. Рисунок 5

Наблюдает за выполнением работы, помогает , если возникают вопросы

Ученики списывают текст, вставляя прилагательные.
Эпизод 7

Закрепление материала

Какие прилагательные вы вставили? Какие из них качественные? Какие относительные? Комментирует, исправляет ошибки Ученики, называя прилагательные, выбирают подходящее, с помощью инструмента Перо

вписывают прилагательные в текст, обозначают его разряд

Эпизод 8

Работа по развитию речи

Откройте упражнение 302 в учебнике. Наш текст – фрагмент рассказа Н. Сладкова. Обратите внимание, какие прилагательные использует автор? Почему он столько раз употребил слово белый? Организует фронтальную беседу с учениками. Читают текст, отвечают на вопросы, определяют стиль текста
Эпизод 9

Итог урока

Как отличить качественные и относительные прилагательные? Подводит итог урока Отвечают на поставленный вопрос, вспоминают признаки качественных прилагательных

Рис. 1

Рис. 2

Рис. 3

Рис. 4

Рис. 5

Домашнее задание: упражнение 295.

Сложные прилагательные.