"Задача. Ее составные части" (интегрированный урок математика + природоведение + технология) в 1-м классе

Разделы: Начальная школа


Цели и задачи:

  • Образовательные: раскрыть и объяснить связи между частями задачи; ввести термины, связанные с понятием “задача”; закрепить изученные приемы сложения и вычитания; повторить состав чисел в пределах 10; совершенствовать навыки устного счета; повторение изученного геометрического материала; прививать стремление к познанию нового.
  • Развивающие: развитие познавательной активности учащихся; совершенствовать мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, сопоставления; развивать коммуникативные навыки в ходе групповой работы; развивать психические процессы: память, мышление, воображение, восприятие, внимание, эмоции; развивать мелкую моторику кистей рук.
  • Воспитательные: воспитание активности, усидчивости, прилежания, любознательности, заинтересованности и пытливости в процессе учения; воспитывать доброжелательное отношение друг к другу; воспитывать любовь к родному краю.

Время проведения: ноябрь.

Оборудование: компьютерная презентация (изображения лесных животных), счетный материал (грибы, желуди, шишки, яблоки ), демонстрационный материал (ель, дуб, яблоня), цифры от 1 до 10, карточки для индивидуальной работы (задачи и примеры), квадраты-заготовки для оригами, музыкальные записи (звуки леса, релаксационная музыка).

Технология: игровая, индивидуально-групповая деятельность, развивающая, здоровьесберегающая.

Ход урока

1. Организационный момент

Учитель: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Татьяна Михайловна. Я рада встрече с вами. Проверьте, готовы ли вы к уроку. У нас необычное занятие. Не покидая класса, мы отправимся в осенний лес. Но это будет математическая прогулка. Мы будем встречать лесных жителей и покажем им, как мы научились считать и дружно работать (слайд 1, см. Приложение)

Сегодня на уроке
Пойдем в осенний лес.
Узнаем много нового,
Ведь полон он чудес.

А какие изменения происходят в осеннем лесу? (Ответы детей.) Смотрите, лес готов принять нас и поделиться своими секретами. (Надпись на слайде.)

2. Устный счет

– Первой мы с вами встретим самую мудрую лесную птицу. А кто это, вы узнаете, отгадав загадку.

Сидит пернатая, вся сероватая,
Вперед смотрящая, в ночи кричащая.
Сидит столбом – с широким лбом.
Правильно, это сова. (слайд №2)

Эта мудрая птица хочет проверить как вы умеете считать. Приготовьте цифры.

  1. У оленя 2 правые ноги, 2 левые ноги, 2 ноги передние, 2 ноги задние. Сколько ног у оленя?
  2. Один медвежонок нес 10 кг сахара, а другой 10 кг ваты. У кого ноша была тяжелее?
  3. Из дупла выглядывает 8 беличьих хвостиков. Сколько бельчат в дупле?
  4. Жуки устроили соревнования по бегу. В первом забеге участвовало 3 жука и столько же во втором. Сколько жуков бегало наперегонки?
  5. Сколько лап у двух медвежат?
  6. Утка стояла на одной ноге и весила 2 кг. Сколько она будет весить, когда встанет на две ноги?
  7. Какие цифры надо поставить, чтобы в сумме получалось 8? (Цифры на елке.)
  8. Назовите соседей чисел. (Цифры закреплены на дубе.)
  9. Решите примеры. (Закреплены на яблоне.)

Посмотрите, мудрая сова очень довольна вашими ответами (надпись на слайде)

3. Постановка целей и задач урока

– На лесной полянке нас встречает другой лесной житель.

Сердитый недотрога
Живет в глуши лесной,
Иголок очень много,
А нитки ни одной.

– Верно, это ежик. (Слайд 3)

В лесной школе ему дали задание, а он не знает как его выполнить. (Надпись на слайде.)

Давайте ему поможем.

Пять синиц на ветку сели,
Две еще к ним прилетели.
Отвечайте быстро, смело,
Сколько всех их прилетело?

Шесть веселых медвежат
За малиной в лес спешат.
Но один малыш устал,
От товарищей отстал.
А теперь ответ найди:
Сколько мишек впереди?

– Молодцы. Оказывается, мы с вами решали задачи. Нам надо разобраться и понять, что такое задача и чем она отличается от текста.

4. Новый материал

– Посмотрите внимательно на карточки. Что на них написано? Будут ли эти записи задачами?

На одной ветке висело 3 шишки, а на другой 2 шишки. Ежик нашел 2 белых, а сыроежек на 3 больше.
На поляне играли 6 медвежат. 2 убежали. У белки в дупле 4 гриба, а орехов на 1 меньше.

Верно, это то, что нам известно – это условие. Чего же им не хватает, чтобы превратить их в задачи? (Вопросов.)

Попробуйте добавить свои вопросы.

А может ли задача состоять только из вопроса?

Можем ли мы ответить на вопрос задачи?

Скажите, а для чего нужны задачи? (Чтобы их решать.)

Если есть задача, ее надо решить.

Решение задачи – это математическое выражение.

А что мы получаем в итоге? Правильно, ответ.

Теперь мы знаем о задаче все.

Так из каких частей состоит задача?(слайд №4, последовательно появляются надписи)

Посмотрите, ежик все запомнил, ему очень понравилось наше объяснение.

Но прежде чем двигаться дальше, давайте передохнем.

5. Физкультминутка

Мы по лесу прогулялись
И немного отдохнем.
Встанем, глубоко вдохнем.
Руки в стороны, вперед.
Чудеса у нас на свете:
Стали мышками все дети,
А потом все дружно встали.
Великанами мы стали.
Дружно хлопаем, ногами топаем!
Хорошо мы погуляли
И нисколько не устали.

6. Закрепление нового материала

– Кто это нас встречает?

Что за зверь лесной
Встал, как столбик под сосной.
И стоит среди травы-
Уши больше головы?

Это зайцы. (Слайд 5 + надпись.) Они предлагают вам быстро выполнить задание:

В каждой задаче условие подчеркните красным карандашом, вопрос синим карандашом. Решите их, не забудьте записать ответ.

2 муравья несут травинку, 3 несут иголки. Сколько их под елкой?

На озере плавало 6 желтых утят, а черных на 2 меньше. Сколько черных утят было на озере?

Медведица испекла 5 пирожков с малиной, а с черникой на 3 больше. Сколько пирожков с черникой испекла медведица?

7. Физкультминутка

(Звучит спокойная музыка (слайд 6).)

Поработали мы дружно,
А теперь поспать нам нужно.
Тише, тише, тишина.
В класс сегодня к нам зашла.

– Закройте глаза, устройтесь поудобнее.

Сейчас утро. Ты просыпаешься в привычное для себя время и понимаешь, что ты превратился в чудесный цветок- ромашку. У тебя ярко- желтая серединка, много белоснежных лепестков, высокий стебелек с узкими зелеными листочками, рядом с тобой на полянке твои друзья- такие же ромашки. Вас легко покачивает ветерок, кругом чудесный аромат. Вдохни его. Вдруг, налетел ветер и ты уже не ромашка, а желтый листик березы. Ты летишь послушный ветру, задевая легкие облака и глядишь сверху вниз и можешь почувствовать, как свободно твое тело. Но пора возвращаться в класс и продолжать свою работу.

8. Работа с геометрическим материалом

Изготовление фигурки в технике оригами.

– Наши зайчата разбежались. Кого это они испугались?

За деревьями, кустами
Промелькнуло быстро пламя.
Промелькнуло, пробежало,
Нет ни дыма, ни пожара.

Верно, это лиса. (Слайд 7) Хитрая лисица решила задать нам непростую задачу. Из каких геометрических фигур она составила свой портрет? (Слайд 8)

Молодцы, лисичка решила вас наградить. Давайте выполним ее фигурку на память. (Слайд 9)

10. Подведение итогов урока. Рефлексия

– Посмотрите, все лесные жители вышли проводить нас. (Слайд 10) Они прощаются с нам и хотят вас похвалить. (Надпись на слайде.)

Что нового узнали на уроке?

Из каких частей состоит задача?

Кому понравился наш урок?

Какие задания понравились больше всего?

На одной ветке висело 3 шишки, а на другой 2 шишки. Ежик нашел 2 белых, а сыроежек на 3 больше.
На поляне играли 6 медвежат. 2 убежали. У белки в дупле 4 гриба, а орехов на 1 меньше.
 
На одной ветке висело 3 шишки, а на другой 2 шишки. Ежик нашел 2 белых, а сыроежек на 3 больше.
На поляне играли 6 медвежат. 2 убежали. У белки в дупле 4 гриба, а орехов на 1 меньше.
 
На одной ветке висело 3 шишки, а на другой 2 шишки. Ежик нашел 2 белых, а сыроежек на 3 больше.
На поляне играли 6 медвежат. 2 убежали. У белки в дупле 4 гриба, а орехов на 1 меньше.
 
На одной ветке висело 3 шишки, а на другой 2 шишки. Ежик нашел 2 белых, а сыроежек на 3 больше.
На поляне играли 6 медвежат. 2 убежали. У белки в дупле 4 гриба, а орехов на 1 меньше.

2 муравья несут травинку, 3 несут иголки. Сколько их под елкой?

                                                                               
                                                                               
О т в е т :                                                                    

На озере плавало 6 желтых утят, а черных на 2 меньше. Сколько черных утят было на озере?

                                                                               
                                                                               
О т в е т :                                                                    

Медведица испекла 5 пирожков с малиной, а с черникой на 3 больше. Сколько пирожков с черникой испекла медведица?

                                                                               
                                                                               
О т в е т :                                                                    

2 муравья несут травинку, 3 несут иголки. Сколько их под елкой?

                                                                               
                                                                               
О т в е т :                                                                    

На озере плавало 6 желтых утят, а черных на 2 меньше. Сколько черных утят было на озере?

                                                                               
                                                                               
О т в е т :                                                                    

Медведица испекла 5 пирожков с малиной, а с черникой на 3 больше. Сколько пирожков с черникой испекла медведица?

                                                                               
                                                                               
О т в е т :                                                                    

Самоанализ урока

Форму  урока составляли традиционные структурные компоненты.

Организационный момент имел мобилизующий характер, был реализован в стихотворной форме. Он же обозначил в уроке сюжетную линию.

Устный счет включал в себя разноплановые задания:

– решение логических задач;

– нахождение “соседей” числа;

– повторение состава числа;

– решение примеров на изученные приемы сложения и вычитания.

Устный счет проведен в форме устного фронтального опроса.

Для реализации поставленных целей и задач была использована мультимедийная презентация, которая вместе с загадками помогла поддержать сюжетную линию урока, что способствовало повышению познавательной активности детей, развитию кругозора.

Данный тип урока предполагал раскрытие и объяснение связи между частями задачи. Заготовленный материал позволил методически правильно провести объяснение и первичное закрепление нового материала, поэтому считаю, что образовательная цель урока решена полностью. Взаимопроверка задания носила не только образовательную, но и воспитательную задачу, т.к. предполагала наличие взаимопомощи при работе.

Работа с геометрическим материалом позволила повторить пройденный материал, а работа в технике “оригами” позволила провести работу на развитие мелкой моторики кистей рук, а также была рассчитана на ассоциативное мышление первоклассников.

Физкультминутки были специально подобраны для данного урока и были использованы с целью поддержания здоровьесберегающих технологий.

Автор отмечает, что все задания соответствовали выбранной сюжетной линии урока. Считает поставленные задачи решенными, достигнутыми, что доказывает активность детей на уроке, общая атмосфера урока (доброжелательная, но рабочая). Главное, что работало на их достижение – разнообразие приемов, форм, методов, заданий, а также сюжетная линия.