Урок информатики. 3-й класс (по А.В. Горячеву). Повторение (раздел 3)

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели: 

  • Повторить понятия: алгоритм, команда, цикл, множество, закономерность, высказывания истинные и ложные.
  • Закрепить умение выполнять и составлять алгоритмы с циклами.
  • Закрепить   умение восстанавливать правильную последовательность команд,  работать по алгоритму.
  • Учить определять принадлежность элементов множеству, его подмножеству, множеству, которое является пересечением двух множеств.
  • Отрабатывать умения находить закономерность в цепочке, в таблице, восстанавливать пропущенные элементы.
  • Учить определять истинность высказываний.
  • Отрабатывать умение пользоваться алгоритмом при проверке безударных гласных в корне слова.
  • Развивать логическое мышление детей, их речь и воображение.
  • Создание условий для развития познавательных интересов детей.
  • Обучение сотрудничеству, воспитание толерантности, честности, умению себя оценивать.

Оборудование. Музыкальная заставка «Космическая музыка»; сигнальный круг: <Рисунок 1>, <Рисунок 2>; таблица «Проверка  безударной гласной в корне»; таблица 9 из «Комплекта наглядных пособий. Информатика. 3 класс»; таблички с изображением схем множеств и надписи пар множеств; 3 картинки с пейзажами; таблички с названиями повторяемых тем и определениями; изображение Янта. На партах: схемы алгоритмов, учебники-тетради «Информатика в играх и задачах. 3 класс. Часть 2», клеящие карандаши, цветные ручки, фишки.

ХОД УРОКА

I. Организация класса

II. Объявление темы

(Звучит музыка)

– Что напомнила вам музыка? (Космос)
– С сегодняшнего дня на уроках информатики мы начинаем повторение. Кто догадался, почему звучала космическая музыка? (Один из персонажей  нашего курса информатики – космический пришелец Янт.)
– И не забывайте, что состояние его здоровья зависит от ваших ответов. (Сигнальная карточка  <Рисунок 3>.  Весь урок обращаться к этому кругу, показывая настроение Янта.)
– Сегодня у нас 4 команды. Команде, набравшей больше баллов (фишки в коробочках, которые дети откладывают себе самостоятельно за правильные ответы), представится  возможность приветствовать гостя (т.е., продемонстрировать домашнее задание: приветствие гостя и  рассказать  о нашем крае).

III. Разминка. Задания на нахождение закономерностей

– Найдите закономерность, продолжите (записи на доске):

1. кот, танк,  кино…
– По какому правилу составлен ряд? (Каждое следующее слово начинается на букву, которой заканчивается предыдущее слово.)
2. я, ор, мир, стол… (В  каждом следующем слове кол-во букв увеличивается на 1.)
3. б, д,  з,  *,  *,  щ. Вставить пропущенные буквы. Составить ряд чисел по такому же принципу.
(б, д, з, м, т, щ.); (2, 5, 9, 14, 20, 27.)
4. Разместить пропущенные фигуры (с.40, упр. 23, 1-й рис.). (2 ученика  у доски, остальные  в тетради)

IV. Повторение алгоритмов

1. Повторение теоретических сведений (параллельно с ответами вывешиваются таблички с определениями).

– Янт – космическое существо, и для его успешного пребывания на нашей планете нужна точность во всём, т.е., он действует всегда по … (алгоритму).
– Что такое алгоритм? (Алгоритм – это пошаговый план действий.)
– Из чего состоит алгоритм? (Начало, конец, команды, стрелки, цикл, ветвление)
– Что такое команда? (Команда – это каждый шаг в алгоритме.)
– Что такое цикл? (Цикл – это повтор выполнения команд.)

2. Составление алгоритма. (По таблице  9. <Рисунок 4>)

– Готовимся к встрече не только мы. Герои какой сказки готовят угощение для встречи гостя? («Терем-теремок»).
– Попробуем составить алгоритмы для действий лисы и мышки. Как озаглавим каждый алгоритм? («Налови рыбы»,  «Собери грибы».) У каждого из вас на парте один из этих алгоритмов.   Добавьте недостающие команды. <Рисунок 5>, <Рисунок 6>. (В алгоритмах отсутствуют некоторые команды и стрелки на усмотрение учителя. Детям надо их вписать.)

V. Физкультминутка

1. Мы по сказке походили,                                        На «два» поднимались,
Всё в ней круто изменили.                                        Всем поулыбались.
Мы ногами топали,                                                    И опять потопали,
Мы в ладоши хлопали.                                              В ладоши похлопали.
Будут в сказке помнить нас.                                      Вот какие молодцы,
Наклонялись мы на «раз»,                                         Вот какие удальцы!

2. Раз-два-три-четыре-пять –                                   Каждый шаг чеканим гулко.
Класс наш прыгает опять.                                         Мы учиться все готовы
А потом у нас прогулка,                                            И за парты сядем снова.

VI. Алгоритм. Правописание безударных гласных в корне

– Янт прислал список слов, в написании которых он сомневается: прил*теть, пог*стить, З*мля, встр*чайте (записаны на доске). Какая орфограмма здесь пропущена? (Безударная гласная в корне слова.) Как проверить безударную гласную в корне слова? (Для того, чтобы проверить безударную гласную в корне слова, надо изменить слово или подобрать однокоренное так, чтобы безударный гласный стал ударным.)
– Восстановите алгоритм для Янта. <Рисунок 7> (Все остальные команды из рисунка 8 распечатаны на полосках бумаги, которые надо вклеить в схему алгоритма.)
– Сверьтесь с таблицей. (Таблица на доске.) <Рисунок 8>
– По алгоритму вставляем безударную гласную. (Работа детей у доски.)
– Какую тему повторили? (Алгоритм.)

VII. Множества

– Сейчас о том, что мы можем рассказать Янту о нашем крае.

  • Евражка, белый медведь,  бурый медведь… Это множество каких животных? (Множество  животных Чукотки.) Дополните его.
  • Голубика, брусника…  Это что за множество? (Множество ягод Чукотки.) Дополните.
  • Инэнликей, Ваалгыргын, Кевылкут… (Множество писателей Чукотки.) Дополните.

– Для каждой пары множеств найдите рисунок. <Рисунок 9
– Составить по рисункам (из предыдущего задания, рисунок 9) пары множеств на тему «Ягоды».  

VIII. Графический диктант (работа в обычной тетради)

– Сейчас пронаблюдаем траекторию полёта Янта: начало, поставьте ручку на точку, вправо 1 клетку, вверх 1 кл., вправо 1 кл., вверх 1 кл., влево 2 кл., вверх 2 кл., вправо 3 кл., вниз 4 кл., вправо 2 кл., вверх 4 кл.,  вправо 1 кл., вниз 2 кл., вправо 1 кл., вверх 2 кл., вправо 1 кл., вниз 4 кл., вправо 3 кл., вверх 3 кл., влево 1 кл., вверх 1 кл., вправо 3 кл., вниз 1 кл., влево 1 кл., вниз 3 кл., конец.
– Что повторили? (Алгоритм.)
– Тот, кто правильно выполнял команды, сможет прочитать получившееся слово. (Янт.)

IX. Высказывания

– Сейчас определим, где и когда приземлился его корабль, составив таблицу истинности высказываний. (На доске три рисунка,  три ученика у доски.)

  • Это река.
  • Был день.
  • По реке не плыла лодка.
  • На берегу стояла церковь.

 <Рисунок 10>,     <Рисунок 11>,     <Рисунок 12>
(1. + + + +             2. + + – –              3. + – – +)

– В каком случае все высказывания истинные? (1)
– Значит, Янт  <Рисунок 13> приземлился… (На берегу реки возле церкви, днём.)
– Что повторили? (Высказывания.)

X. Итог урока

(Подсчёт баллов, приветствие Янта победителями, рассказ о Чукотке.)
– Какое настроение у Янта? Что повторяли сегодня? Для чего нужны эти знания? Понравилось ли занятие? (Оценки.)