Тема: М.Ю.Лермонтов «Бородино»
Цели:
- Формировать общеучебное умение осознанно, грамотно, выразительно читать произведение.
- Развивать умение анализировать текст, находить в тексте средства художественной выразительности, определять их художественную роль в произведении.
- Воспитывать чувство патриотизма, любви к Отечеству.
ХОД УРОКА
1. Чтение стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино» (Приложение 1. Слайд 1)
2. Сообщение темы и цели урока
– Сегодня на уроке мы продолжим работать над стихотворением М.Ю.Лермонтова «Бородино». Наша задача проанализировать стихотворение, рассмотреть какие средства художественной выразительности использует автор для передачи событий, описанных в стихотворении, чувств героев стихотворения.
3. Проверка домашнего задания
– О какой войне, и о какой именно битве в этой
войне идет речь? (В стихотворении «Бородино»
говориться об Отечественной войне 1812 г., а именно
о Бородинском сражении.)
– Стихотворение «Бородино» было написано в 1837 г.
соответственно автор использует слова
характерные для эпохи того времени. Ваша задача
состояла в том, чтобы найти непонятные слова и
выяснить, что они обозначают. (Приложение
1. Слайды 2, 3, 4. Словарь)
4. Анализ стихотворения
– Как вы думаете, кто главные герои стихотворения? Возможно сам автор – М.Ю.Лермонтов встречался с реальным участником событий 1812 г.
– Каким вы представляете главного героя стихотворения?
– Что вы можете о нем рассказать? В каком возрасте он был во время битвы? Расскажите, обращаясь к тексту стихотворения.
– Поскольку дядя во время своего рассказа отделяет время сражения от времени, в котором живет нынешнее поколение («Да, были люди в наше время, / Не то, что нынешнее племя»), значит, он явно принадлежит старшему поколению. А во время своего участия в сражении он явно был молодым человеком, поскольку других называет стариками: «Ворчали старики…»
– Кто он был: простой или образованный человек, солдат или офицер? Расскажите, обращаясь к тексту стихотворения.
(Литературоведческий словарь)
– Герой пользуется просторечными выражениями: «У наших ушки на макушке», «Французы тут как тут», «Угощу я друга: постой- ка, брат мусью!», «Что толку в этакой безделке?», «Ну ж был денек!». Он использует простонародную лексику: Мусью, басурман. Все это говорит о том, что герой был простым человеком из народа, солдатом.
– Храбрым ли воином был рассказчик?
– Судя по его замечаниям и комментариям он был, храбрым человеком:
«Досадно было: боя ждали»;
«И вот нашли большое поле:
Есть разгуляться где на воле!»Забил заряд я в пушку туго
И думал: угощу я друга!
Постой-ка, брат мусью!
Что тут хитрить, пожалуй, к бою;
Уж мы пойдем ломить стеною,
Уж постоим мы головою
За родину свою!
– В том, как эмоционально старый солдат вспоминает битву, постоянно чувствуется еще не забытое восхищение, энтузиазм. Для того, чтобы передать чувства русского воина – защитника Отечества, автор вводит риторическое восклицание.
– Как вы думаете, сто такое риторическое высказывание? Если затрудняетесь ответить, попытайтесь найти восклицание в тексте.
«Ну ж был денек!» или: «Вам не видать таких сражений!» или: «Что значит русский бой удалый, / Наш рукопашный бой!». Свое поколение он считает мужественным (Могучее, лихое племя), своих однополчан – храбрецами, «богатырями», он гордится тем, что принадлежит к их числу.
Риторическое восклицание – это образное средство, с помощью которого в форме восклицания содержится утверждение. Риторическое восклицание отличается эмоциональностью, произносится с торжественностью, приподнятостью, одушевлением. Служит для усиления выразительности речи.
– Можно ли героя назвать хорошим рассказчиком?
– Хороший рассказчик – это человек, благодаря рассказу которого мы можем представить себе обстановку сражения; людей, которые в нем участвовали, их настроения и переживания, накал битвы, с ее зрительными и слуховыми образами, но и вкладывает чувства.
– Представляем ли мы себе обстановку сражения?
– Какие средства художественной выразительности использует автор? Найдите их в тексте. (Литературоведческий словарь)
Метафора – это слово или выражение, употребленное в переносном значени
Сравнение – образное выражение, построенное на сопоставлении двух предметов, понятий или состояний, обладающих общим признаком, за сет которого усиливается значение первого. (Приложение 1. Слайд 5).
– Найдите в стихотворении строки, которые помогут описать картину.
И вот нашли большое поле:
Есть разгуляться где на воле!
Построили редут.
У наших ушки на макушке!
Чуть утро осветило пушки
И леса синие верхушки –
Французы тут как тут.Забил заряд я в пушку туго
И думал: угощу я друга!
Постой-ка, брат мусью!
Что тут хитрить, пожалуй к бою;
Уж мы пойдем ломить стеною,
Уж постоим мы головою
За родину свою!
– Почему именно эти строки? Что вы видите на картине? (Это первый день сражения, начало боя. Мы видим, как две армии вступают в сражение.)
– Какие краски использует автор панорамы? (Автор панорамы использует светлые краски. Голубое небо, зеленые холмы, прозрачный ручей, вдали синеют верхушки леса. Природа еще не предполагает, какое сражение произойдет.)
(Приложение 1. Слайд 6).
– Рассмотрите следующий слайд. Какие чувства возникают при рассмотрении этой гравюры? (Чувство утраты. Чувство страха, ужаса, боли.)
– Найдите и прочитайте строки, которые ярко описывают гравюру.
Вам не видать таких сражений!
Носились знамена, как тени,
В дыму огонь блестел,
Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел.Изведал враг в тот день немало,
Что значит русский бой удалый!...
Земля тряслась – как наши груди;
Смешались в кучу кони, люди,
И залпы тысячи орудий
Слились в протяжный вой…
– Представляем ли мы участников этого сражения? (Мы представляем ворчащих стариков: рассказчик пользуется прямой речью для того, чтобы передать настроение старых солдат; мы представляем себе того героя, каким рассказчик был в молодости, во время того сражения; видим, как кто-то чистит ковер, а другой точит свой штык, как раздаются возмущенные возгласы: «Пора добраться до картечи!»; представляем себе мужественного и решительного полковника, который обратился с пламенной речью к солдатам и офицерам.
«Ребята! Не Москва ль за нами?
Умремте ж под Москвой,
Как наши братья умирали!»
И умирать мы обещали,
И клятву верности сдержали
Мы в Бородинский бой.)
– Много полегло русских воинов в бою. Это не только рядовые, простые солдаты, но и офицеры, полковники, генералы. Вспомните полководцев Отечественной войны 1812 г. (Приложение 1. Слайды 7, 8).
Рассказы учащихся о полководцах Отечественной войны 1812 г.
– Какие чувства переживает автор во время своего рассказа?
(Вспоминая, рассказчик снова погружается в атмосферу сражения и невольно заново переживает все то, что уже однажды переживал: досаду и нетерпение от того, что приходиться отступать, мужественной решительности и готовности к сражению, чувство уважения к своему полковнику, чувство восхищения его подвигом и скорби в связи с гибелью, чувство патриотической готовности умереть за Отчизну, чувство ужаса от страшной рукопашной схватки с врагом.)
– Зачем автор в начале и в конце стихотворения
повторяет с небольшими изменениями одни и те же
строки?
(Повтор усиливает контраст, на котором
держится внешняя канва стихотворения. Повторяя
начало разговора, рассказчик как бы снова
возвращает нас к действительности, которая
являет собой жалкое зрелище по сравнению с
героическим прошлым.
Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя.)
5. Итог
– Актуальны ли эти слова в наше время?
Рассуждения учащихся.
– Стихотворение «Бородино опубликовано в 1837 г., но мы смогли почувствовать, окунуться в атмосферу Бородинского боя, при помощи каких выразительных средств автору это удалось?