Гласный звук [у], буква у, У

Разделы: Начальная школа


Цель урока

Образовательная: Познакомить детей со звуком у [у], буквой у и её употреблением в речи, учить выделять из слов на слух гласный звук [у], узнавать графический образ этой буквы.

Развивающая: развивать фонематический слух, внимание, логическое мышление и речь детей.

Воспитательная: воспитывать культуру поведения по теме “Идём в гости”.

Оборудование: магнитофон, иллюстрации сказочного героя, слайды города, бусы или пуговицы.

Ход урока

I. Организационный момент – 2 минуты.

1. Приветствие. Проверка готовности детей к уроку.

II. Мотивация, постановка проблемной ситуации.

- Ребята, сегодня в наш класс пришло письмо, хотите его прочитать?(Показывает красочный конверт и приглашается читающий ученик, который читает текст)

“Дорогие, ребята!!! Приглашаю Вас на мой день рождения, который состоится 7 октября в кабинете№42, школы№47. г. Улан-Удэ.

Буду Вас ждать!!!!”

- Кто же нас пригласил??? Непонятно!! На конверте нет адреса и подписи.

- Кто же этот незнакомец?

- Хотите узнать?

- Сегодня на уроке нам это предстоит выяснить и постараться узнать о нём как можно больше!

III. Актуализация знаний.

1. “Это было воскресенье.
У кого-то День рождения!
Раз, два, три, четыре, пять!
Помоги гостей собрать”.

- А вот и гость. (Забегает ученик, одетый в костюм Незнайки)

- Ребята, я нёс в подарок буквы, но нечаянно выронил их и они все рассыпались, я собрал, но что-то у меня получилось не так.

- Поможем Незнайке???

(Дети выходят к доске по одному и исправляют буквы. )На местах ученики одновременно -записывают буквы в тетрадях для печатанья.

- Какие звуки обозначают эти звуки?

- Гласные.

- Докажите.

- Произносятся свободно. Нет при произношении преград. Поются

- Каким цветом эти звуки обозначаем в схемах.

- Красным. 

- Какие это буквы? Где мы их можем прочитать?

- Это печатные буквы. Их можно увидеть в газете, книгах.

- Молодцы, ребята!! Вы мне здорово помогли. Теперь у меня есть подарок.

- Молодцы!!!! (убегает)

2.

 

- Кроме нас на день рождения приглашены и другие гости. Пришли дети. Они приготовили песню для именинника. Но перед исполнением они начали распеваться. Посмотрите на их губы и определите какой звук произносит каждый из них. Найдите букву, которая обозначает этот звук и отдайте артисту.

А О Ы И У

- Один ученик прикрепляет букву к соответствующему артисту.

- А ученики выкладывают пуговицами или бусами письменную букву у себя на партах.

(Когда доходят до буквы У, дети затрудняются)

- Что случилось. Почему вы затрудняетесь????

- А мы не умеем писать эту букву. Мы её не проходили.

- Так, ребята, кто же у нас сегодня именинник??

Буква У!!!

- Вы сами узнали новую тему урока!! Молодцы.

- Произнесите звук этой буквы.

- Какой он?

- Гласный.

- Почему?

- Произносится свободно. Поётся. Нет преград.

- А как в схеме его будем обозначать?

- Красным квадратом.

img2.gif (284 bytes)

- Дети выкладывают букву у себя на местах из бусинок.

- Раз буква У именинница, что мы должны сделать??

- Дарить подарки. Некрасиво идти к имениннику без подарков.

- Давайте подарим ей предметы в названиях, которых звучит этот звук [у].

- Дети называют слова

(Улыбка, букет, туфли, бусы и т.д.)

Физминутка

Мы хорошо поработали, а теперь надо отдохнуть. На дне рождении можно ещё танцевать. Давайте и мы потанцуем. (Дети танцуют под песню Крокодилы Гены)

3.

- А кто это ещё пришёл в гости???

(На доске иллюстрации птиц и зверя: утка, гусь, скунс)

- Чем отличаете птица от зверя?

- У птиц перья, а у животных шерсть. У птиц клюв, а зверей пасть. У птиц крылья . а у зверей их нет.

- Кто расскажет о скунсе? Кто знает что-то об этом звере? (рассказывает подготовленный ученик, после того, как дети рассказали о звере)

- Какая буква встречается во всех словах??

- Буква У.

- В какой части слова вы видите эту букву?

- В начале слова и в середине.

- Эти животные тоже принесли подарок. Что это?

(На доске появляется иллюстрация букета.)

- Они принесли букет цветов.

- Надо сделать схему к этому слову.

- Сколько слогов?

- Назовите первый слог (Можно повторить хором)

- Назовите второй слог.

- Из чего образовался первый слог?

- Из слияния согласного звука с гласным звуком. ( Ученик работает у доски, остальные в тетрадях.)

- Как получили второй слог?

- Какой слог ударный?

- Составьте с этим словом предложения. ( Дети составляют предложения.)

- Сколько слов в предложении?

- Молодцы!!!!!

IV. Региональный компонент.

- Ребята, как называется наша республика??

- Бурятия!! (появляется слово на доске.)

- Что вы заметили в этом слове?

- Букву. У!

- Какой звук обозначает эта буква?

- Гласный.

- Как называется город, где мы живём???

- Город Улан-Удэ!

- А что интересного в этом слове?

- Мы видим две буквы у!

- Что вы можете рассказать о нашем городе?

(Дети рассказывают. Можно для каждого изображения приготовить заранее сообщение ).

Площадь Советов

Гостеприимная Бурятия

Дацан

В конце сообщений, ученик рассказывает стихотворение о городе.

V. Итог урока.

- Что нового вы узнали сегодня на уроке?

- Что особенно запомнилось на уроке? Почему?

- Что вызвало затруднение? Почему?

Буква У вам приготовила подарки за хорошую работу, шоколадные медальки.

- Спасибо за урок.