Интерактивные технологии на уроке окружающего мира в начальной школе по теме "Правильное питание"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Тема урока. «Правильное питание».

Тип урока. Урок ознакомление с новыми знаниями. (Может быть использован с любым УМК.)

Урок с использованием интерактивных технологий, а в частности SMART-доски. Дети активно работают на уроке, на интерактивной доске, используется работа в парах, проводится практическая работа. Увлекательный материал урока включает в себя видеоотрывки из мультипликационного фильма «Вини-Пух» и голосовая аудиозапись доктора с практическими советами.

Цель урока: Способствовать формированию у учащихся основ правильного питания.

Задачи:

  • Обеспечить усвоение понятий «белки», «жиры», «углеводы», «минеральные соли», «витамины».
  • Формировать знания о пользе этих питательных веществ и их роли в жизнедеятельности организма.
  • Развивать мыслительные операции: анализ, синтез, сопоставление.
  • Развивать познавательный интерес, творческого воображение, эмоции.
  • Развивать навыки самооценки учебной деятельности.
  • Для обогащения словарного запаса учащихся ввести следующие научные термины: «белки», «жиры», «углеводы», «минеральные соли», «витамины».
  • Воспитывать потребность в необходимости сохранения здоровья через правильное питание.

Оборудование: Программа - Интерактивной SMART-доски, (требуется установка аудио и видео файлов), видеопроектор, настоящая корзина, натуральные овощи и фрукты или их макеты; нарисованная корзина.

1 на парту: конверт с красным треугольником, алгоритм; конверт с желтым квадратом, инструкция по выполнению практической работы; конверт с зеленым кругом, правила питания Вини-Пуха; упаковки натуральных продуктов; каждому ребенку нарисованные: клубнику, яблоко, лимон (для рефлексии)

* - сочинение автора (Галишниковой Л.Ю.)

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

- Здравствуйте, ребята! Как вы считаете, что хотят пожелать человеку, когда приветствуют словом ЗДРАВСТВУЙТЕ?

- Да, вы правы, ведь здоровье самая главная ценность в жизни.

2. Подготовка к основному этапу. Настройка мотивации

- А один сказочный герой не заботился о своем здоровье.

Ел с утра и до обеда
Этот мишка только мед,
А на ужин ел без хлеба
Мед, варенье и компот. (Авт*)

- Догадались, кто это? (Приложение 1, слайд 2)

От питания такого
Вини-Пух наш заболел.
Даже к доктору впервые
Обратиться захотел. (Авт*)

- Почему заболел Вини-Пух?

- Сегодня на уроке мы, узнаем, какое питание считается правильным, проведем мини-исследование и услышим полезные советы доктора.

3. Основной этап

- Скажите, а для чего нужно питаться?

- Вы совершенно правы. Обратимся к научному источнику и более точно ответим на поставленный вопрос. (Работа с учебником.)

- Для чего еще нужна пища?

- Для нормальной работы организма человека необходимо правильно питаться.

- Скажите, а все ли продукты одинаковы полезны?

- В состав жвачек и газированных напитков входят различные консерванты, ароматизаторы и красители, которые неблагоприятно влияют на организм. В картофеле фри и чипсах ученые обнаружили целый ряд вредных веществ, концерагенов.

Послушаем совет доктора.

Для здоровья необходимо, чтобы в вашем организме было много питательных веществ, а каких, вы узнаете, расшифровав запись, следуя алгоритму. (Приложение 1, слайд 3.)

4. Усвоение новых знаний и способов действий

- Возьмите из конверта, с красным треугольником алгоритм. Начиная с буквы выделенной красным цветом, следуя алгоритму, где каждая стрелка показывает 1 шаг и его направление, соедините буквы линией и вы получите слова, обозначающие название питательных веществ. (Приложение 2)

- Какие слова у вас получились? (Приложение 3)

(Работа на интерактивной доске.)

- У каждого питательного вещества есть своя роль в организме человека.

4.1. Введение новой терминологии

Белки вещества, которые служат основным «строительным материалом» для тела человека, как кирпичики. Особенно нужен такой материал детям – для роста и развития.

Жиры для организма жизненно необходимы, они обеспечивают организм энергией,

Углеводыглавный поставщик энергии для нашего тела, топливо для клеток, для подвижных игр, бега, физической и умственной работы.

- Все эти питательные вещества присутствуют в продуктах питания.

- Назовите, какие вы знаете продукты.

- Но в одних продуктах больше беков, например в мясе и рыбе, в других – жиров: в семечках подсолнечника и растительном масле, которое делают из них, а в-третьих – углеводов, это в крупах и макаронных изделиях.

- Давайте проведем свое собственное исследование и узнаем, к какой группе относится тот или иной продукт?

4.2. Практическая работа

- Возьмите конверт с желтым квадратом, прочитайте инструкцию по выполнению практической работы. (Приложение 2)

- На упаковке написаны числа, указывающие, сколько жиров, белков и углеводов в граммах содержится на 100 граммов продукта.

(Выполнение практической работы. Приложение 3, интерактивная доска.)

- Встаньте те, у кого в продуктах преобладает количество белков.

- Назовите свой продукт. (Творог, яйца) Покажите это на интерактивной доске.

- Встаньте те, у кого в продуктах преобладает количество жиров.

- Назовите свой продукт. (Сметана, сливочное масло) Покажите это на интерактивной доске.

- Встаньте те, у кого в продуктах преобладает количество углеводов. (Горох, хлеб)

- Назовите свой продукт. Покажите это на интерактивной доске.

- Кроме этих питательных веществ, организму требуются минеральные соли кальция, йода, калия и другие для роста и укрепления костей и питьевая вода.

- Для чего нам пригодятся эти знания?

- На этот вопрос нам поможет ответить доктор. (Приложение 1, слайд 4)

Совет доктора.

Завтрак - самый важный прием пищи. Вы должны получить достаточное количество УГЛЕВОДОВ, чтобы зарядиться энергией.

В обед организму требуется дополнительный заряд энергией. Именно УГЛЕВОДЫ и ЖИРЫ являются их идеальными источниками.

Ужин не должен быть слишком обильным. Но должен включать в себя достаточное количество БЕЛКОВ и УГЛЕВОДОВ. Принимай пищу не позднее, чем за 2 часа до сна.

ФИЗМИНУТКА

(Приложение 1, слайд 5)

- Следующие питательные вещества составляют целую группу. Однажды американский ученый Казимир Функ открыл, что в оболочке рисового зернышка содержится жизненно необходимое вещество «амин», соединив его с латинским словом «вита», что означает – жизнь, он получил новое слово «витамины».

-Витамины – это соединения, которые в небольших количествах необходимы организму человека для повышения сопротивляемости болезням.

- Как вы думаете, в каких продуктах больше всего витаминов?
- Да, ягоды, овощи и фрукты содержат больше всего витаминов.
- Существуют различные группы витаминов.
- Если вы хотите хорошо расти, иметь крепкие зубы и хорошее зрение, вам нужен Витамин А. (Приложение 1, слайд 6)

Отгадайте, в каких продуктах он содержится.

Борщ, солянка, щи –
Меня в них ищи.
В бульон клади густо
Хрустящую(Капусту) (Авт*)

Все девчонки и мальчишки,
Даже серые зайчишки
Грызут зубами ловко
Сочную (Морковку) (Авт*)

- Посмотрите, в каких еще продуктах содержится больше Витамина А? (В облепихе и зеленом луке)

- Если вы хотите быть сильными, иметь хороший аппетит, не огорчаться и не плакать по пустякам, вам необходим Витамин В, (Приложение 1, слайд 7)

Отгадайте:

Летом в огороде свежие, зеленые,
А зимою в бочке вкусные, соленые
Что это за молодцы?
Ну конечно (Огурцы)

Что копали из земли, жарили, варили?
Что в золе мы испекли, ели, да хвалили?
Для чего готовим мы все большую ложку?
Что в пюре мы истолкли? Все это (Картошка)

- Скажите, где еще больше этого витамина? (В свёкле, зёрнах злаковых растений: пшеницы, ржи, овса).

- Как вы думаете, как мы употребляем в пищу зерновые культуры? (В виде каши, хлебобулочных изделий)

- Если вы хотите реже простужаться, быть бодрым, быстрее выздоравливать при болезни, вам поможет король витаминов – Витамин С. (Приложение 1, слайд 8)

Отгадайте, где вы найдете Витамин С.

Не откусишь, не оближешь
Очень, очень кислый он
Ну а в чай, другое дело.
Положу, тебя (Лимон). (Авт.*)

Круглое, румяное
Я расту на ветке.
Любят меня взрослые
И маленькие детки. (Яблоки)

Чем еще надо питаться, чтобы получить витамин С? (Шиповник, смородина).

- Гуляя на свежем воздухе, вы получаете Витамин Д. (Приложение 1, слайд 9)

 «Витамины в корзине» (Приложение 1, слайд 10)

- А сумеете вы отгадать самые полезные витаминные продукты, не глядя на них? В корзине лежат овощи и фрукты. Вы с закрытыми глазами, на ощупь попытайтесь отгадать, что именно вы взяли.

- Мы с вами выяснили, какие питательные вещества содержат продукты.

- Пора ответить на главный вопрос урока: «Какое питание считается правильным?»

Послушаем, что посоветует нам доктор. (Приложение 1, слайд 11)

Совет доктора.

Чтобы организм получал все необходимые ему питательные вещества, нужно стараться есть разнообразную пищу.

- Скажите, какое питание должно быть у человека?

- Но этого условия недостаточно. Посмотрите, в какую беду попал наш друг.(Приложение 1, слайд 12)

- Почему медведь не может пролезть?

- Чтобы мы не попали в такую беду, доктор нам дает такой совет. (Приложение 1, слайд 13)

Совет доктора.

Главное – не переедайте. Не ешь больше, чем нужно. В еде важна умеренность.

- Какое правило мы должны соблюдать в питании?

5. Первичная проверка понимания

- Вини-Пух тоже составил для себя правила питания. Возьмите конверт с зеленым кругом. Прочитайте. Если какие-то правила вам показались неверными, зачеркните их и исправьте рядом в пустой клетке. (Приложение 2)

- Какие правила вам показались неверными? И как вы их исправили?

- Какие правила являются правильными и вы тоже должны их соблюдать?

- Вы молодцы и очень хорошо помогли Вини-Пуху.

- Доктор приготовил для вас золотые правила питания. Давайте их прочитаем. (Приложение 1, слайд 14)

  • Старайтесь есть разнообразную пищу. Пусть в вашем рационе будет побольше овощей и фруктов и поменьше сладостей.
  • Старайтесь есть регулярно - в одно и тоже время. Ваш организм привыкнет к режиму и пища будет лучше усваиваться.
  • Питание должно быть умеренным. Ужинать нужно не меньше чем за два часа до сна. Наедаться прямо перед сном очень вредно.
  • Не забывайте всегда мыть руки перед едой.

- Ответили мы на главный вопрос урока? Какое питание является правильным? (Разнообразное, умеренное, регулярное)

-Что значит разнообразное? (Употреблять белки, жиры, углеводы, минеральные соли, витамины)

5. Подведем итог

- Кто считает, что он получил важную информацию, и будет использовать ее в жизни, возьмите в руки клубнику со стола.

- Кто считает, что информация важная, но в жизни не пригодится, возьмите в руки яблоко.

- Кто считает, что на уроке он получил не очень важную информацию, возьмите лимон.

- Отблагодарим нашего доктора, подарим ему витаминную корзину.

- Изучите дома золотые правила питания вместе с родителями и приготовьте по рецепту доктора вкусный и здоровый завтрак.

Желаю вам цвести, расти,
Копить, крепить здоровье,
Оно для дальнего пути –
Главнейшее условие.

(Приложение 1)

Использованные материалы

  1. https://urok.1sept.ru/articles/504814/
  2. http://www.all-forums.ru/showthread.php?t=4970
  3. http://www.it-n.ru/board.aspx?cat_no=5025&tmpl=Thread&BoardId=5028&ThreadId=41931
  4. https://urok.1sept.ru/articles/417183/