Цели:
- сформировать представление о природных и искусственных сообществах, их разнообразии и отличия;
- раскрыть понятия “биоценоз”, “естественные и искусственные биоценозы”;
- продолжить экологическое воспитание учеников: убедить в необходимости бережного отношения к природным ресурсам и охраны их от загрязнения.
Оборудование: таблицы, открытки, картины с изображением искусственных и естественных сообществ, фрагмент видеофильма, коллекция “Биоценоз пресного водоема”.
Ход урока
I. Проверка ранее усвоенных знаний
1. Составить у доски цепи питания: цепь выедания, цепь разложения.
2. Выбрать правильный ответ:
а) биоценоз – сообщество растений и животных, населяющих одну территорию, взаимно связанных в цепи питания, влияющих друг на друга и на среду обитания;
б) биоценоз – это форма взаимосвязей между организмами, при которой один из организмов существует за счет другого, принося ему только вред.
3. Исключить лишнее слово: дуб, ежевика, орешник, ромашка, мышь, рожь.
4. Каковы причины миграции животных?
5. Составить слова из предложенных букв:
а) р, е, л, о
б) м, е, я, з
в) р, а, в, а, т
II. Изучение нового материала
Сообщение темы и задач урока. Актуализация знаний в ходе рассказа учителя и фронтальной беседы.
Вопросы и задания
- Что представляет собой природное сообщество? (Совокупность растений, животных, микроорганизмов, приспособленных к условиям жизни на определенной территории, влияющих друг на друга.)
- Какие примеры природных сообществ вы можете привести? (Лес, пустыня, степь, река, море.)
- Назовите примеры искусственных сообществ. (Искусственные сообщества создает, поддерживает и контролирует человек в своих интересах – поле, огород, парк, пастбище, сад.)
- Какие отличия существуют между естественными и искусственными сообществами? Заполнить таблицу 1. .
Таблица 1
Естественные природные сообщества | Искусственные сообщества |
Саморегулирующиеся системы | Регулируется человеком |
Источник энергии только солнце | Организмы получают дополнительную энергию (полив, удобрения) |
Все элементы минирального питания, изъятые растениями, со временем возвращаются в почву. | Большая часть питательных веществ изымается человеком (выносится с урожаем) |
Существуют на основе сложных взаимоотношений, которые поддерживаются благодаря разносторонней приспособленности организмов разных видов дгуг к другу и к окружающим условиям неживой среды, сложившимся в процессе эволюции. | Поддерживается человеком посредством больших затрат энергии. |
Игра “Экохлоп”
Учитель называет различные сообщества (лес, поле, пруд, огород, море, аквариум, луг), а учащиеся должны хлопнуть в ладоши только тогда, когда будут названы естественные сообщества.
Ролевая игра
Знакомство с естественным природным сообществом пруда.
А) Учитель предлагает классу отправиться в подводное царство “ Водяного царя”
Где обитают растения, рыбы и другие животные, которые могут здесь найти себе пищу и убежище. Но прежде, чем отправиться в путешествие , необходимо выработать и обосновать правила поведения, направленные, направленные на охрану обитателей водоема. (В ходе беседы учащиеся называют эти правила и придумывают для них условные знаки).
Б) Знакомство с царством начинает “Водяной царь”, а помогают ему “девушки – водоросли”.
(Во время путешествия ученики заполняют таблицу 2 .)
Таблица 2
Растения | Животные |
Водяной царь
Путешественники, обратите внимание на деревья, растущие на берегу. Здесь можно встретить ивы, ольху. Деревья укрепляют своими корнями берега водоема. А теперь рассмотрим крупные травянистые растения прибрежные- рогоз, камыш, тростник.
У берега находится пояс осок, затем камыша, с увеличением глубины камыш уступает место кувшинкам. Рвать цветки кувшинки нельзя. Размножаются эти растения семенами, а сорвав цветок, вы ломаете толстый мясистый стебель, из – за чего растение часто загнивает и погибает.
Дальний угол пруда, он как бы позеленел, покрывшись мелкими листочками. Это ряска. Если внимательно рассмотреть то , что кажется зеленым листочком, на самом деле уплощенный, как лепешечка, стебель ряски, от которого свешиваются в воду маленькие корни этого удивительного растения. Листьев у него нет.
Первая помощница – водоросль
Спускаемся в глубину пруда. Здесь обитают прикрепленные к почве и не выходящие на поверхность воды мои подруги – водоросли. Но на большой глубине, куда не проникает солнечный свет, водоросли исчезают, дно остается не заросшим.
Различен и образ жизни водных животных. Они прикреплены к растениям или дну, другие свободно плавают, третьи перемещаются с током воды, среди водных цветковых растений и водорослей. В пруду находят себе убежище и пищу рыбы, головастики, жуки – плавунцы, водяные клопы, личинки некоторых насекомых (стрекоз и поденок).
У воды стрекозы бывают редко. Но всем стрекозам, где бы они ни находились, нужна вода, потому что в воду или в водные растения они откладывают яйца, из которых развиваются личинки, способные жить только в воде. Личинки не похожи на взрослых стрекоз. Вот только глаза у них одинаковые.
Стрекоза
О моих глазах надо сказать особо. Каждый глаз состоит из тысячи маленьких глазков. Оба глаза большие и выпуклые. Благодаря этому стрекозы могут смотреть во все стороны одновременно и сразу видеть, что делается и слева и справа, и спереди, и сзади. Это очень удобно во время охоты. Ведь стрекозы – хищники и их личинки тоже. Стрекозы охотятся в воздухе. Личинки живут в воде, но не гоняются за добычей, а подкарауливают ее. У личинки стрекозы есть очень длинная нижняя губа с крючком на конце. Когда добыча оказывается близко, личинка мгновенно выбрасывает губу на всю длину и хватает добычу. Н о бывает и самой личинке надо спасаться. Спасаясь личинка мгновенно может перемещаться с места на место. Оказывается, у личинок стрекозы есть интересное приспособление: большой мускульный мешок внутри тела. В него личинка всасывает воду, а потом с силой выбрасывает ее. Получается водяной выстрел. Водяная стрела летит в одну сторону, а сама личинка – в противоположную. Совсем как ракета. Вот так и получается, что личинка делает молниеносный рывок и ускользает из под носа врага.
Вторая помощница – водоросль
В толще воды, т.е. в слоях водоема с достаточной освещенностью, развивается планктон – совокупность микроскопических растений и животных, которые неспособны противостоять течениям. К планктону относятся микроскопические водоросли (хлорелла, хламидомонада), простейшие (инфузория – туфелька), многочисленные ракообразные.
В природном слое водоема условия жизни совсем другие: сюда почти не проникают солнечные лучи, температура воды ниже, чем в приповерхностном слое, доступ кислорода ограничен. Поэтому в придонном слое зеленые растения существовать не могут. К таким условиям приспособлены лишь немногие животные: некоторые виды для них служат мертвые растения и животные, опускающиеся сверху.
Учитель. Вот и закончилось наше знакомство с обитателями пруда. Как же связаны между собой организмы в сообществе?
Все обитатели водоема связаны между собой пищевыми взаимоотношениями. Они образуют разнообразные цепи питания. Одноклеточные водоросли служат пищей растительноядным животным – мелким рачкам, простейшим, личинкам насекомых и травоядным рыбам. Последние в свою очередь, являются кормом для плотоядных рыб (карп), часть из которых поедается крупными хищниками (щука). Некоторые сухопутные растительноядные организмы , попадая в воду становятся добычей для водных хищников. Растительный опад оседает на дно и служит началом новых пищевых цепей. На нем развиваются бактерии, которыми питаются простейшие.
Схема пищевых связей обитателей водоема
Одноклеточные водоросли мелкие ракообразные рыбы.
Растительный опад бактерии простейшие рачки рыбы
Таким образом, любая цепь питания в водоеме, как в любой другой экосистеме, начинается либо с растений, либо с органических остатков. Источником энергии в водоеме служит солнечный свет. Его энергия используется растениями на образование органических веществ. Основными производителями органического вещества в водоемах являются водоросли, входящие в состав планктона. Несмотря на большую скорость размножения, общая масса водорослей в водоемах обычно мала, так как они усиленно выедаются потребителями.
Одно из обязательных условий существования природного водоема – естественное очищение воды. Процесс этот сложен, в нем участвуют многие виды организмов: простейшие, ракообразные, моллюски, растения. Простейших и мелких ракообразных называют “ тонкими ” фильтратами или “ грубыми ” фильтраторами. Важная роль в очистке воды принадлежит растениям. Так, водный гиацинт поглощает в большом количестве ядовитые вещества, вредные отходы производства. Камыш очищает воду от болезненных бактерий, излишков солей, отходов нефти. Хорошо очищают воду такие растения, как рогоз, осока, хвощ болотный. Таким образом, все обитатели пруда помогают жить дгуг дгугу и самому пруду. Так и мы с вами должны помогать жить нашим прудам, речушкам, родникам. Чистая вода нужна всем – без нее не возможна жизнь на Земле.
(Во время рассказа ученики просматривают картины, открытки, гербарии, коллекцию “Биоценоз пресного водоема”.)
Знакомство с аквариумом – искусственным пресным водоемом
Учитель: Аквариум – это действующая модель водоема, управляемая человеком. В аквариуме сосредоточены четыре характерных для водной экосистемы компонента: неживые, так называемые абиотические вещества (грунт, вода, температура) и три группы живых существ: производители (водоросли и высшие водные растения), потребители (животные всех видов, от инфузорий до рыб, растительноядные и хищные), разрушители (бактерии и грибы, существующие за счет мертвых тканей растений и животных, они перерабатывают ткани до простых веществ, пригодных для усвоения растениями). Кроме того , в аквариуме происходит круговорот веществ, подобный круговороту веществ в природе. Система аквариума, до известных пределов, обладает определенной устойчивостью, способностью восстанавливать нарушенное равновесие.
Аквариум становится подлинным украшением любого помещения. Разведение растений, рыб и других обитателей аквариума обогащает нас знаниями законов природы, дает возможность быть самому творцом природы – живого и прекрасного.
(Во время рассказа ученики знакомятся с водными растениями, с аквариумными рыбками и другими обитателями аквариума по картинкам.)
III. Закрепление изученного материала
Беседа по вопросам:
- Какие естественные и искусственные сообщества вы знаете?
- Чем искусственная экосистема отличается от естественной?
- Что служит источником энергии для обитателей природного водоем?
- Как располагаются растения и животные в водоеме?
- Что представляет собой аквариум?
- Чем аквариум отличается от пруда и что у них общего?
Задание:
- Назовите растения, обитающие в пресноводных водоемах. Найдите их на картинках.
- Приведите примеры животных пруда. Узнайте их по картинкам.
- Составить пищевую цепь конкретного водоема.
- Каким образом жизнь животных связана с растениями?
- Какое значение животных в жизни растений?
IV. Домашнее задание
Составить кроссворд растительного биоценоза.
(См. Приложение 1: технологическая карта урока по теме "Природные и искусственные сообщества)