Использование ИКТ при подготовке к написанию сочинений

Разделы: Русский язык


Культура создает личность, и чем ее больше,
тем личность значительней.
Для культуры нужны знания, но сама ученость
будет грубовата, если будет не отшлифована.
Изящными должны быть не только мысли,
но и желания, и особенно – речь.
Грасиан-и-Моралес Бальтасар

Речь – удивительно сильное средство,
но и нужно много ума, чтобы пользоваться им.
Георг Гегель

Оснащение школы компьютерной техникой и подключение ее к Интернету открывает перед педагогами и школьниками окно в информационный мир, где одной из задач школы становится формирование и развитие способностей учащихся к самостоятельному поиску, сбору, анализу и осмыслению нужной информации.

Информационные технологии предоставляют широкие возможности для развития личности учащихся и реализации их способностей, внедрения новых методов и организационных форм учебной деятельности в современной школе.

<Приложение>
<Приложение 1>

В процессе применения ИКТ происходит развитие личности обучаемого, подготовка учащихся к свободной и комфортной жизни в условиях информационного общества, в том числе:

– развитие наглядно-образного, наглядно-действенного, теоретического, интуитивного, творческого видов мышления;

– эстетическое воспитание за счет использования возможностей компьютерной графики, технологии мультимедиа;

– развитие коммуникативных способностей;

– формирование умений принимать оптимальное решение или предлагать варианты решений в сложной ситуации (использование ситуационных компьютерных игр, ориентированных на оптимизацию деятельности по принятию решения);

– формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации (использование интегрированных пакетов, различных сред проектирования гипертекстов, Интернет).

ИКТ приводит к интенсификации всех уровней учебно-воспитательного процесса, обеспечивая:

– повышение эффективности и качества процесса обучения за счет реализации средств ИКТ;

– обеспечение побудительных мотивов (стимулов), обуславливающих активизацию познавательной деятельности;

– углубление межпредметных связей за счет использования современных средств обработки информации, в том числе и аудиовизуальной, при решении задач из различных предметных областей.

Компьютер позволяет существенно изменить способы управления учебной деятельностью, вовлечь учащихся в активную работу.

Н.Винер высказал мнение: “Отдайте человеку – человеческое, а вычислительной машине – машинное. В этом должна, по-видимому, заключаться разумная линия поведения при организации совместных действий людей и машин”.

Важно не только привить учащимся интерес к предмету, поддерживать активность на протяжении всего урока, но и дать им возможность увидеть в предмете то, что их более всего интересует. Для этого на своих уроках я обращаюсь к нестандартным задачам на развитие речи, логики, внимательности, творческого подхода не только к решению, но к созданию творческих заданий самими учащимися. Один из наиболее естественных и продуктивных способов вводить новые информационные технологии (в том числе, конечно, и Интернет) в школу состоит в том, чтобы непосредственно связать этот процесс с совершенствованием содержания, методов и организационных форм обучения, ориентируя всю программу на решение общезначимых педагогических проблем.

Современные исследователи утверждают, что в памяти человека остается 1/4 часть услышанного материала, 1/3 часть увиденного, 1/2 часть услышанного и увиденного одновременно, 3/4 части материала, если ко всему прочему ученик вовлечен в активные действия в процессе обучения.

Сегодня функциональные возможности многих современных средств информатики значительно опережают возможности их использования.

В практике информационными технологиями обучения называют все технологии, использующие специальные технические информационные средства (ЭВМ, аудио, кино, видео). Когда компьютеры стали широко использоваться в образовании, появился термин “новая информационная технология обучения”. Вообще говоря, любая педагогическая технология – это информационная технология, так как основу технологического процесса обучения составляет информация и ее движение (преобразование).

В зависимости от методического построения занятия компьютер способен работать в режиме разных технологических парадигм:

– репродуктивной (“педагогика Упанишад”: следуй за мной, делай, как я);

– интерактивной (“педагогика Сократа”: движение к истине через размышление ученика, отвечающего на вопросы учителя);

– развивающей (“педагогика саморазвития”, “индивидуальная образовательная программа”: преподаватель определяет цель и средства познания, ученик сам избирает пути и способы, которые ведут к цели);

– парадигмы саморазвития – свободного путешествия в пространстве культуры.

Также широко варьируются и формы обучения.

Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении (введении) нового материала, закреплении, повторении, контроле. При этом для ребенка он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, досуговой (игровой) среды.

Что, где, когда и как может использовать учитель русского языка и литературы компьютерную технологию?

  1. Электронная библиотека. Она позволяет мгновенно переходить к нужной части текста с помощью содержания, снабженного гипертекстовыми ссылками; создавать закладки; работать параллельно с несколькими произведениями; копировать информацию, распечатывать тексты.
  2. Мультимедийные курсы. Они могут быть использованы и в изложении нового материала, и при закреплении, и при контроле: содержат статьи справочного материала, вопросы и ответы, языковые практикумы, компьютерные диктанты, статьи лингвистического словаря, озвученные анимационные модели, интерактивные таблицы и дикторский текст.
  3. Создание презентаций, публикаций, веб-страниц. При подготовке к урокам незаменимым помощником учителя может оказаться приложение Power Point, входящее в состав пакета Microsoft Office. Это приложение позволяет учителю самостоятельно по собственному сценарию подготовить интерактивное мультимедийное пособие к уроку с минимальными временными затратами.

К преимуществам Microsoft Power Point как инструментального средства разработки мультимедиа – приложений можно отнести:

  • доступность;
  • легкость в освоении и простоту создания мультимедиа-презентаций;
  • возможность переноса данных из других приложений Microsoft Office, что позволяет расширить для непрофессионального пользователя возможности подготовки содержательного наполнения, а также включать в создаваемые презентации материалы, ранее подготовленные средствами Word и Excel;
  • наличие встроенного языка программирования Visual Basic, позволяющего при необходимости реализовать требуемые интерактивные функции.
  1. Создание тестов.
    Компьютерное тестирование уровня обученности школьника и диагностирование параметров его психофизического развития дополняется использованием экспертных систем - подсистем, осуществляющих сетевые оценочные процедуры и выдающих результаты с определенной степенью точности.
  2. Создание обучающих программ.
  3. Изучение русского языка и литературы с помощью Internet.

Компьютер с соответствующим программным обеспечением выступает как средство управления учебной деятельностью учащихся. Обучение русскому языку в школе призвано решать три равные по значимости задачи:

  • обучение грамотной письменной речи в соответствии с правилами орфографии и пунктуации,
  • развитие речи (формирование умения развернуть письменный или устный монолог в соответствии с требованиями коммуникативной ситуации и проинтерпретировать речевое сообщение собеседника),
  • формирование системы лингвистических знаний (знакомство с терминологией и системой понятий).

Единство трех задач обучения приводит к тому, что урок русского языка по определению включает разнообразные виды учебных действий, необходимые для развития грамотной устной и письменной речи. В создавшихся условиях, когда компьютеры становятся непременным атрибутом нашей жизни, а информационные технологии создают принципиально новые возможности получения человеком знаний, все более актуальными становятся задачи использования их в школе при изучении общеобразовательных предметов, и я хочу представить вам рабочий материал по подготовке учащихся к написанию сочинений.

Мой опыт работы по русскому языку основывается на следующих циклах обучения:

  1. мотивация познавательной деятельности;
  2. формирование новых знаний, умений и навыков;
  3. закрепление ЗУН;
  4. контроль усвоения ЗУН.

Задачи и цели обучения:

  1. познавательные – усвоение, закрепление и обобщение изученного по лексике и фразеологии;
  2. практические – закрепление учебно-языковых, лексико-фразеологических умений и навыков;
  3. воспитательные – умения помочь другим, находить решения на любые ситуации;
  4. развивающие – сопоставление русских и якутских фразеологизмов, умение выделять в них общее и различное, делать самостоятельные выводы.

Почему бы нам, работникам образования, не направить страсть учащихся к новым технологиям в нужное русло? Ведь я могут привлечь внимание ребят к заданиям, рабочему материалу, используя компьютер на различных этапах самого обыкновенного урока по развитию речи. Эта мысль натолкнула меня на создание информационных приложений в форме презентаций Microsoft Power Point при подготовке к выполнению творческих работ.

При подготовке к компьютерным занятиям перед учителем стоят следующие задачи:

  1. Просмотр и экспертная педагогическая оценка всех имеющихся информационных ресурсов и данных программного (мультимедиа) продукта.
  2. Составление выборки (презентации) из программного продукта.
  3. Создание авторской обучающей программы с:
  • дикторским текстом;
  • музыкальным сопровождением;
  • статическими иллюстрациями;
  • видеовставками;
  • интерактивным взаимодействием учащийся – компьютер;
  • включением материалов из сети Интернет.

Использование при подготовке к сочинению ИКТ требует от меня элементарные пользовательские умения:

1) Работа с текстами:

  • Создание и редактирование текста – одно из основных направлений использования компьютера. Каждый доступный учителям компьютер является рабочим местом для создания текста. Для печати текста на бумаге служит принтер.
  • Сохраняют текст либо в компьютере (в виде файла), либо выводят на внешний носитель (CD-диск, дискету), что позволяет легко переносить его на другой компьютер.

2) Работа со звуком:

  • Звук воспроизводится с носителей (дискет, компакт-дисков) с помощью встроенных программ.
  • Для записи и сохранения звука используется любой современный компьютер с установленной звуковой картой и колонками, приводом для компакт-дисков, подключенным микрофоном и наушниками. Можно спеть песенку или проговорить инструкцию для учеников. Идеально иметь устройство для записи собственных CD.

3) Работа со статическим изображением:

  • Статические изображения – пока самый распространенный вид наглядных средств обучения в массовой школе. Компьютерная техника позволяет:
  • подбирать нужные иллюстрации (из Интернета, с CD-дисков, банков данных);
  • сканировать иллюстрации с бумажных носителей;
  • составлять коллажи, рисунки, схемы (с помощью программ Paint Bruch, Corel Drow);
  • соединять изображение со звуком;
  • конструировать программы просмотра иллюстраций (презентации) с помощью программ Power Point.

4) Работа с видеоинформацией:

Источниками видеоизображения могут служить компакт-диск, веб-камера, цифровая видеокамера формата DV, аналоговая видеокамера или видеомагнитофон. Для сохранения и преобразования видеоинформации на компьютере требуется специальное оборудование и программное обеспечение программы монтажа. Имея все это, можно монтировать собственные видеоклипы..

Приложение предназначено для решения методических задач, стоящих перед учителем на уроке подготовки к написанию сочинения. Обучение устной и письменной речи в методике издавна называется развитием связной речи. При этом под связной речью понимается и процесс, речевая деятельность, и определенный результат акта коммуникации, т.е. развернутый ответ ученика по материалу учебной дисциплины, устное и письменное изложение текста, созданное учеником, реферат, статья в стенгазету, описание, рассуждение, доклад и определенное речевое произведение, текст. Формирование и совершенствование речи учащихся требуют целенаправленной работы. В соответствии с действующей программой на уроках языка ученики получают специальные знания о речи, изучая такие темы программы, как “Стили”, “Текст”, “Тема”, “Основная мысль высказывания”.

К решаемым на уроке коммуникативным (иногда их называют коммуникативно-речевым) умениям относятся:

  • умение раскрывать тему и основную мысль создаваемого текста;
  • умение собирать и систематизировать материал, на основе которого будет создано высказывание (это умение предполагает умение продумывать содержательный план текста);
  • умение строить высказывание в определенной композиционной форме (речевом жанре), например в жанре невыдуманного рассказа, репортажа, в форме портретных зарисовок и т.д.;
  • умение отбирать оптимальные с точки зрения речевой задачи и условий общения языковые средства;
  • умение править, совершенствовать написанное (последнее относится к коммуникативным умениям письменной речи).

Основные способы введения ИКТ на уроке:

Просмотр видеозаписи урока или его фрагмента в Интернете;

  • мультимедийные презентации, подготовленные как учителем, так и самими учениками (например, в профильном обучении);
  • работа с компьютерными тренажерами;
  • поиск информации непосредственно в сети (например, поиск значения слова в виртуальном словаре) и т.п.

Реализация этих способов предполагает перераспределение времени между индивидуальной и коллективной деятельностью учеников, разработку гибкой системы контроля за результатами деятельности письменные работы,. Благодаря ИКТ, учитель преодолевает ограниченность в материалах, получает доступ к словарям и библиотекам.

Наша задача – привить учащимся навыки самостоятельной работы над сочинением.

Умение связно излагать свои мысли в устной и письменной форме – это сложное умение, требующее от ученика не только известного общего развития, но и овладения определенными умениями. Эта точка зрения не нова. Еще Ф. И. Буслаев, возражая против увлечения на уроках русского языка “бланкетными бумагами”, писал: “Исчислить все случаи, при коих необходима деловая бумага, невозможно... Если учитель русского языка выучил своих учеников основательно обдумывать заданную тему, правильно располагать мысли, точно выражать оные, то ему уже вовсе не нужно будет и намекать, как пишутся ярлыки о продаже домов или найме комнат...”.

Более последовательно и глубоко вопросом об умениях, которыми должен овладеть ученик, готовя сочинение, занимался К. Б. Бархин, вычленивший общие и специфические для устных и письменных сочинений умения. Такими общими, с точки зрения К. Б. Бархина, умениями являются:

* сбор материала,
*составление “рабочего” плана речи или статьи,
*приведение в порядок и известная обработка фактического материала.

М.А. Рыбникова же строила свою систему работы на обучении детей умению писать сочинения: “Разумная методика письменных работ требует подготовки к работе, к постановке темы, заблаговременного привлечения материала, предварительных языковых упражнений”. Она утверждала, что необходимо направлять мысль учеников на осмысление ими особенностей построения рассказа, описания или рассуждения.

Сочинения, проводимые на уроках русского языка, по тематике делятся на две большие группы:

  • сочинения на лингвистические темы;
  • сочинения на темы из жизни (свободные).

В современной школе сочинения на темы из жизни занимают в практике работы учителя-словесника большое место, что объясняется их широкими воспитательно-образовательными возможностями.

По типу создаваемых текстов различаются:

а) Традиционные сочинения:

  • сочинения-повествования,
  • сочинения-описания,
  • сочинения-рассуждения,
  • сочинения-повествования с элементами описания, рассуждения;
  • сочинения-рассуждения с элементами повествования, описания.

б) Сочинения, близкие к тем речевым произведениям, которые существуют в реальной речевой практике.

Начинается этап анализа текстов, когда ученики определяют тему текста, его основную мысль (она нередко прямо формулируется автором), стиль текста, его структуру; находят языковые средства, которые несут большую смысловую нагрузку в раскрытии замысла писателя. В этих же целях может быть использован любой текст из учебника и из дидактических материалов, который ученики могут воспринимать.

На “пути” к созданию своего текста-описания (по наблюдениям) могут быть использованы самые различные виды работ, например:

  • подробное изложение текста описательного характера;
  • творческий диктант по картине с задачей обогатить диктуемый текст определенными языковыми средствами (наречиями, определениями и т.д.);
  • сочинение-описание (устное или письменное) изображенного на картине пейзажного характера;
  • сочинение (устное или письменное) на основе музыкальных впечатлений,
  • сочинение (устное или письменное) на основе телепередач, тематически связанных с темой творческой работы;
  • редактирование (коллективное, самостоятельное) текстов-описаний с типичными недочетами.

Все эти виды работ оцениваются учителем, хотя, как правило, носят обучающий характер, но главная самостоятельная работа впереди: выбор темы, определение замысла, сбор и отбор материала, его систематизация, определение последовательности описания и, наконец, его реализация - все это на завершающем этапе ученик делает сам, создавая первый вариант своего сочинения-описания.

Чтобы облегчить создание учениками своего текста, важно уточнить речевую задачу, описать речевую ситуацию.

Таким образом, в процессе подготовки, рассредоточенной во времени, а также проводимой на специальном уроке, учитель практическим путем раскрывает существо определенного речеведческого понятия и учит определенным коммуникативным умениям.

Данное приложение, состоящее из презентаций для подготовки к написанию сочинений, – методический материал для учителя, владеющего ИКТ и систематически использующего компьютер в организации работы на уроке.

Обобщая результаты, можно сделать следующие выводы: компьютеризация учебного процесса направлена на повышение качества обучения. Обучение в условиях компьютеризации способствует усилению сознательности, активности и самостоятельности учащихся, т.е. способствует усилению их познавательной деятельности. Последнее отражает повышение интереса учащихся не только к изучаемой дисциплине, но и к техническим средствам обучения. Компьютеры развивают логическое мышление, закрепляют умение спокойно анализировать ошибочные ситуации в процессе поиска правильного ответа. Работа с компьютером развивает у учащихся внимательность, точность, аккуратность, творчество.

Чем больше я занимаюсь этим, тем больше хочется знать, больше учиться. Во многом мне помогают мои ученики, я стараюсь передать им все, что знаю сама и учусь вместе с ними.

><Приложение>>
<Приложение> 1>>

Литература

  1. Методика развития речи на уроках русского языка / Под ред. Т.А.Ладыженской./, М., 1980.
  2. Методика преподавания русского языка в школе: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / М.Т.Баранов, Н.А. Ипполитова. Т.А. Ладыженская. М. Р. Львов; / Издательский центр “Академия”, М., 2000.
  3. Система обучения сочинениям в VI–VIII классах. /Под ред. Т.А.Ладыженской/, М., 1978.
  4. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств/ Селевко Г.К./, М.: НИИ школьных технологий, 2005. (Серия “Энциклопедия образовательных технологий”.)
  5. Обучение сочинениям,5-8 классы, / А.М. Гринина-Земскова/, Издательство “Учитель”, Волгоград, 2002
  6. Сочинение по картине в 6 классе. Методическое пособие./ХОДЯКОВА Л.А., КАБАНОВА Е.В./, АСТ. Астрель. М.,2004.

Методические инет–статьи:

  1. О.П. Гаврильева. Новые информационные технологии в преподавании русского языка и литературы, учитель МОУ ХСОШ им. П.Н. и Н.Е. Самсоновых г. Якутска.
  2. Алейникова Ю.А. Компьютерные технологии в обучении, учитель МОУ СОШ № 10, г. Шахты.