Урок внеклассного чтения в 6-м классе. Борис Шергин "Детство в Архангельске" (по теме "Наставление к добру")

Разделы: Литература


Цели урока: знакомство с творчеством северного писателя Б.Шергина; развитие навыков вдумчивого чтения и анализа текста; изображение мира детства.

Оборудование:

  • Портрет писателя.
  • Мультимедийная презентация.
  • Выставка книг Б.Шергина.
  • Выставка иллюстраций учащихся к рассказу.
  • Предварительное домашнее задание:
  • Домашнее чтение рассказа Б.Шергина "Детство в Архангельске".
  • Иллюстрации к рассказу Б.Шергина "Детство в Архангельске".

1. Знакомо ли вам имя писателя?

- Да, знакомо. Это наш северный писатель. Борис Шергин - автор сказов и сказок.

2. Слово учителя.

Презентация.

Борис Викторович Шергин прожил жизнь счастливую. Счастье его было в том, что занимался он любимым делом, достиг полного раскрытия талантов, дарованных ему с избытком, был прям и честен, доброты своей не скрывал, любил землю, на которой ему суждено было родиться. Об этом говорят его книги, честные и талантливые, и благодарная память людская. Известный писатель Федор Абрамов так сказал о нем: "Святой, и вещий баян, и монах, и летописец. Всего было в нем намешано. И просто - доброта".

Талантливый художник, рассказчик, он не только освоил богатства народной культуры русского Севера, но сумел выразить себя как писатель, следуя фольклорным традициям.

Родина Бориса Шергина - портовый город Архангельск. На Белом море издревле жили потомки новгородцев - поморы, они ходили в далекие, неведомые земли, часто гибли - или возвращались со славой. В борьбе с Океаном, Севером крепли воля, разум, сила товарищества, культурные традиции. Шергин постигал эту культуру, характер земляков с детства: он жил рядом с именитыми корабельными плотниками, капитанами, лоцманами, зверобоями-промышленниками, присматривался к их обычаям, прислушивался к разговорам. Отец будущего мастера русского слова - потомственный мореход и корабельный мастер, великолепный рассказчик. В автобиографическом очерке "Запечатленная слава" писатель с теплотой вспоминал атмосферу в семье, круг отцовских друзей, архангельских моряков и судостроителей, которые "отличались отменной памятью, морским знанием и умением рассказывать:" Мать Анна Ивановна знала много северных народных песен, сказов, с наслаждением вслушивался сын в каждое ее слово.

3. Беседа:

- Что привлекает вас, читателей, в названии "Детство в Архангельске"?

- Слово "детство". Думаю, что рассказ о ребятах, может быть, о ровесниках.

- Писатель, наверное, думал о своей семье, о родителях.

- Архангельск называют столицей северного края. Это наша малая родина.

- О чем повествует автор в рассказе "Детство в Архангельске"?

- О скромной матери.

- Об отношении в семье к детям.

- Об уважении к отцу.

- О воспитании в семье.

- Найдите в тексте описание дома, интерьера. Какие особенности можно отметить? Работа с текстом.

"В Архангельском городе было у отца домишко подле Немецкой слободы, близко реки.

Комнатки в доме были маленькие, низенькие, будто каютки: окошечки крохотные, полы желтенькие, столы, двери расписаны травами. По наблюдникам синяя норвежская посуда. По стенам на полочках корабельные модели оснащены. С потолков птички растопорщились деревянные - отцово же ремесло".

- Писатель использует слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Он говорит о родном доме с любовью, нежностью.

- Модели кораблей показывают, что здесь живет моряк или корабельный мастер. Норвежскую посуду, наверно, привез отец из плаванья.

- Деревянные птицы - символ счастья в доме.

- В чем особенность языка рассказ?

Шергин был хорошо известен как любитель "живой старины", исследователь местных говоров, знаток северного фольклора. Разговорная речь помогает представить героев-северян, их быт и нравы.

- Учащиеся приводят примеры. ("Заплачет в трубе норд-вест", "сразу гостьи поблекнут, перестанут ложечки побрякивать, стынут чашки", "ляпнусь в песок", "в море сторопится" и др.)

- Словарная работа.

Наблюдник - полка, на которую ставят тарелки на ребро.

Растопорщились (птички деревянные) - развинуться, раскинуться в стороны (о крыльях)

Поветерь - попутный ветер.

- Какой мы видим мать героя рассказа?

- Интересно читать о том, как познакомились мама и отец. Молоденькую девушку называют по имени - отчеству. Это потому, что она скромная, трудолюбивая, серьезная. Такое обращение говорит об уважении к человеку.

- В первые годы замужества мама с отцом в море ходила. Она женщина смелая, сильная, терпеливая. Не каждый человек сможет в море ходить, ведь и штормы бывают, и опасность подстерегает.

- Мама пела колыбельные песни, в них надежда, что сын вырастет сильный, смелый, настоящий помор.

- Герой называет ее ласково "мама", "мамушка".

- Когда отец уходил в море, мама, как и другие женщины, была печальной, потому что беспокоились о муже. "Норд-вест заплачет", "гостьи поблекнут" - эти выражения подчеркивают тревогу. Мама верная.

- Что особенно тронуло вас на страницах рассказа?

- Детские воспоминания - простые, теплые, добрые.

- Раньше детей, пока годик не исполнится, не фотографировали и в зеркало не давали смотреться. Обычай такой был.

- Когда падал мальчик, то плакал, если кто-то его видит. Это чтобы пожалели. А если зрителей нет, то и плакать не хочется.

- Сын с детства интересовался, как устроен корабль.

- Были смешные случаи в детстве. Герой не понимал, что по прозвищам, которые давали людям, обращаться невежливо. Однажды в дом пришел уважаемый гость, капитан по прозвищу Мошкарь. Герой так его и назвал: "Мошкарь, Мошкарик". Капитан не обиделся, хотя так обращаться к взрослым нельзя.

В другой раз мальчик попал впросак, когда просил богача Варгасова: "Варгас, вы никому не отдавайте замуж вашу Алену Варгасовну, я у мамы спрошусь и сам свататься приду". Девочке было годика полтора. Смешно!

- В деревне, где зимовали мурманские пароходы, пришлось нянчиться с шестимесячной соседской девочкой. Ульянка в зыбке (люльке, т.е. колыбельке) лежала, а герой с сестрой раскачивали ее. Ребенок так и подпрыгивал. Ничего плохого не хотели ребята, просто сами были еще маленькие.

- Странников боялись, заранее готовились обороняться лопатами и ухватами. Только чего от них прятаться - люди! Страхи пустые.

- В лес ребята ходили за морошкой. Это наша ягода, северная. Вкусная! Золотая!

- Отрывок из стихотворения Ольги Фокиной читает ученица.

Июлю 1985 г.

Ша, июль солнцеликий,
Придержи свою десть!
Накраснело клубники -
Ни обрать, ни уесть.
Не до сна, не до лёжки,
Можешь - вовсе не спи:
Нажелтело морошки -
Хоть лопатой греби!
Нажелтело морошки -
Поболотной княжны,
Да не слабые ножки
За морошкой нужны:
За реку да за речку,
За поля да за луг,
За ручей, что колечком
Обегает Прилук,
После - волоком-лесом
(Змеи водятся - страх!)
Сквозь тумана завесу:
На больших комарах -
Намахаешься веткой
Возле потных висков,
Попечатаешь след свой -
То на хляби песков,
То на глине размятой,
То на тине : пока
На версте двадцать пятой
Лес отступит слегка:
Поредеют сосенки,
Пораскинется мох:
И прервет побасёнки
Восхищенное "ох!".
Ни забот, ни вопросов!
Цел-един интерес:
Эти зрелые розы,
Эта хваста невест,
Эти краски и формы,
Эта суть: "Не мудри!
Тот и счастлив, кто сорван, -
Трогай, пробуй, бери!"
:Ни-на-что-не-похожка,
Сладость-пряность-букет,
Ох, морошка-хорошка,
Золотей тебя нет!

 - Дети сами придумывали игры, забавы. (Пересказ учащимися).

- Ребята знали присказки и припевки к дождю, солнцу, ветру, снегу, зиме.

- А вы знаете?

(Учащиеся рассказывают присказки, заклички)

- Что за человек был отец?

- Отец - бравый мурманский штурман, помор. Всю навигацию в море ходил. "Борода русая, круговая, Волосы на прямой пробор. Щеголь:" Радостно и спокойно, когда отец дома.

- Отец сам нарисовал азбуку с кораблями, пароходами, рыбами, птицами. Он, наверное, хотел, чтобы детям интересно было учиться читать, чтобы они узнавали новое. Такой подарок к Новому году, со стихами, пожеланиями очень дорог детям. Много лет прошло, а сын помнит рисунки, стихи. Весной ребята учились писать и читать на прибрежном песке. Так в старину было.

- Как складываются отношения в семье?

В семье дети с уважением относились к отцу и матери, родители заботились о детях, воспитывали в них трудолюбие, любовь к родной земле, к северу.

4. Слово учителя.

Сегодня нет такой традиции в семье - ежедневное чтение вслух, рассказы старших. В те далекие времена они играли важную роль в общении детей и родителей. Вечерние семейные разговоры, песни на сон грядущий создавали родственную атмосферу, сближали, воспитывали. В таком общении продолжались традиции, крепла связь поколений.

5. Похож ли герой чем-нибудь на вас?

В чем не похож?

- В школе учение давалось нелегко. Да и о севере, поморах не рассказывали, а герой хотел знать о них больше. "Насколько казенная наука от меня отпрядывала, настолько в море все, что я видел и слышал, льнуло ко мне, как смола к доске".

6. Слово учителя.

В русском языке есть хорошее и нужное слово"нравоучение", истинный смысл которого не каждый понимает. В.И.Даль так его толкует: "Всякое честное поучение, наставление к добру".

В рассказе нет строго прописанных правил жизни, но читатели могут сами догадаться, чему учили детей в поморской семье. Вот стихи отца:

Живи счастливо да учись.
Ученый водит,
Неученый следом ходит.
Рано, весело вставай -
Заря счастье кует.
Ходи вправо,
Гляди браво.
Кто помоложе,
С того ответ подороже.
Будь, сын, отца храбрее,
Матери добрее.
Живи с людьми дружно.
Дружно не грузно.
А врозь - хоть брось!..

И еще: "Выучишься - ума прибудет!"

7. Какие мысли близки вам?

  • Нужны ли человеку правила жизни? Есть ли они у вас?
  • Какое влияние на героя оказали его родители?
  • Как он вспоминает о своем детстве? Какие моменты детства ему дороги?
  • На чем должны быть построены отношения в семье, чтобы родные люди были счастливы?

8. Слово учителя.

Мы познакомились с нравами Двинской земли. Поморы жили в труде, в согласии. Герои Шергина равняются на кодекс чести "северного русского народа" (как именовал архангелогородцев Михаил Пришвин). Рассказывая о своем детстве, о семье потомственного морехода, писатель передает читатель искреннюю любовь к Беломорью.

9. Домашнее задание: письменная работа "Размышления после чтения".

 Литература.

  1. Борис Шергин. Древние памяти. Поморские были и сказания. Москва. "Художественная литература". 1989.
  2. Б.Шергин, С. Писахов. Сказы и сказки. Москва. "Современник". 1983.